Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Здравствуйте, дорогие читатели! Подготовка детей к школе – очень важная проблема.

От того, как пройдет адаптация ребенка к первому классу, зависят очень многие вещи:

  • успешность обучения (как в его начале, так и в дальнейшем)
  • развитие личности
  • взаимоотношения с учителями и сверстниками
  • наличие желания ходить в школу и делать домашние задания

Последствия неудачной школьной адаптации могут быть самыми разными:

  • от неприязни к учебе до серьезных неврозов.

Поэтому вам, как родителям дошкольников, важно позаботиться о подготовленности своего дитя к совершенно новому виду деятельности – обучению в начальной школе.

Что надо знать о готовности к школе

Существует несколько видов школьной готовности

  • физиологическая
  • психологическая
  • социальная

Над каждой из них следует работать по-отдельности.

Как Вы думаете, что эти виды готовности включают в себя?

«Чем раньше, тем лучше» — в данном случае не работает

Если Вы считаете, что ребенок в шесть лет уже способен быть готовым к первому классу наравне с семилетними, то подумайте еще раз!

Детский организм в шесть и семь лет имеет разные физиологические и психические характеристики.

Они определяют возможность или невозможность нормального школьного обучения независимо от интеллектуальных способностей.

Если поторопиться, то можно учебой довести малыша до нервного срыва.

Это касается также и занятий с дошкольниками, направленных на развитие тех знаний, умений и навыков, которые должны формироваться в школе:

  • произвольность внимания
  • запоминания и поведения
  • математические способности (например, популярная сегодня якобы полезная ментальная арифметика) и так далее

Помните, что если ребенок до школы освоит школьную программу, то потом на уроках ему уже будет не интересно.

Кроме того, основной вид деятельности дошкольников – это игра. Поэтому не следует забывать про самоценность детства.

Малышу лучше наиграться вдоволь до школы, чтобы его детство было полноценным и не приходилось потом «доигрывать» (к примеру, брать на уроки игрушки).

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Посещение детского сада значительно повышает готовность ребенка к школе

В детском саду все три вида школьной готовности прорабатываются как намеренно, так и не намеренно. Проводятся самые разные занятия, упражнения, развивающие физические и психические способности детей.

В процессе общения с воспитателями и сверстниками у детей формируются очень важные социальные навыки. Прежде всего, посещение детского сада подразумевает соразмерный возрасту уровень самостоятельности.

Воспитатель и психолог (если таковой в саду имеется) могут помочь родителям в вопросах воспитания и развития дошкольника индивидуально.

Кроме того, к концу детского сада должна реализоваться диагностика школьной готовности детей.

На основе результатов которой принимаются решения:

над чем стоит поработать и стоит ли вообще сейчас отдавать дитя в первый класс.

Окружающие люди могут влиять на готовность к школе

Вспоминая о том, как ужасно было ходить в школу, взрослые могут пугать детей сложностями.

Этого ни в коем случае нельзя делать.

Так устроена человеческая психика. Если дошкольник еще не знает, что такое школа, а ему будут твердить, как плохо учиться, — он испугается.

Далее, даже в процессе школьного обучения он будет видеть в ней преимущественно плохое.

На что же нужно обратить внимание ребенка для того, чтобы он захотел пойти в школу?

В дошкольном и младшем школьном возрасте малыш, как правило, активнее всего интересуется окружающим его миром. Он хочет знать буквально все про все, и ровно столько же уметь.

Говорите ему, что в школе ему все расскажут и всему научат.

Кроме того, упоминайте про то, что там можно найти новых друзей, не заставляют спать днем и вкусно кормят, а после уроков можно будет погулять (последнее не обязательно).

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Диагностика готовности ребенка к школе

Вы можете самостоятельно понять, нужна ли ребенку подготовка к школе. Для диагностики школьной готовности существует множество интересных методик.

Вот некоторые из них:

  • «Ориентационный тест школьной зрелости» (Керн, Я. Йирасек) — определение уровня развития зрительной памяти и физиологических характеристик (усидчивость, мелкая моторика)
  • «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) — изучение визуальной логики, мелкой моторики, произвольности психических процессов, выявление умения ориентироваться на систему требований
  • «Рисование по точкам»/ «Образец и правило» (А.Л. Венгер) — выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, умения преодолевать отвлекающее влияние посторонних факторов, а также изучение визуальной логики
  • «Последовательность событий» (Н.А.Бернштейн) — изучение способности к логическому мышлению, обобщению, умения понимать связь событий и строить последовательное умозаключение
  • «Методика интерпретации пословиц» (Б. В. Зейгарник) — изучение словесно-логического мышления
  • «Стандартная беседа с ребенком» (Т.А. Нежнова) — исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность
  • «Тестовая беседа на степень психосоциальной зрелости» (С.Л. Бланков) — выявление уровня психосоциальной зрелости
  • «Почтальон» (А.З. Зак) — определение способности составлять внутренний план действий, изучение визуальной логики и словесно-логического мышления
  • «Сказка» (Н.И. Гуткина) — определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Психологическая подготовка к школе

Если Вы провели необходимую диагностику, и оказалось, что уровень готовности недостаточно высок, а школа не за горами, — идем дальше!

Психологическая готовность к школьному обучению – это достаточный для освоения школьной программы уровень когнитивного развития (внимание, память, воображение, мышление, восприятие, ощущения и речь), а также уровень развития мотивационно-волевой сферы (желание учиться, произвольность поведения).

Произвольность психических процессов, несомненно, важна, однако не стоит ожидать, что малыш будет полностью самодисциплинирован, поскольку произвольность процессов и поведения формируются в младшем школьном возрасте, а к концу дошкольного они должны лишь начать формироваться. Итак, как же помочь психике ребенка подготовиться к первому классу?

Внимание

На развитие внимания (его произвольности, объема, устойчивости и так далее) существует множество упражнений и методик.

Лучше всего применять игры (как привычный дошкольнику вид деятельности) и методики диагностики внимания на листах (как постепенное «вливание» в образ жизни школьника), ведь диагностические методики подойдут и для развития способностей (особенно, если применять их регулярно, чтобы видеть результат, главное – чтобы ребенку не надоело).

Игры должны быть направлены на выявление чего-либо скрытого (но не слишком): поиск взглядом каких-либо объектов, улавливание необходимых слов на слух, охват во внимание большого количества информации и тому подобное.

Память

На развитие памяти также существует множество игр, упражнений и диагностических методик. При занятиях с ребенком следует помнить о том, что память бывает кратковременной и долговременной, а запоминание – произвольным и непроизвольным.

В сферу наших интересов входит развитие долговременной памяти и произвольного запоминания.

Таким образом дошкольник начнет запоминать не только то, что ему интересно, но и то, что просто важно запомнить, — и забудет он это не скоро.

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Мышление

С данным психическим процессом применяются аналогичные способы развития. Мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

К концу дошкольного возраста должны быть сформированы первые два вида мышления, а третий должен начать формироваться.

Для последнего существуют различные игры и упражнения на ассоциации, логические рассуждения и понятийный аппарат (словарный запас).

Речь

Никто не сомневается в том, что речь тесно связана с мелкой моторикой. Поэтому занятия на ее развитие (лепка, рукоделие, конструкторы и так далее), логопедические игры, увеличение словарного запаса, а также, несомненно, простое общение с ребенком – Ваши верные друзья.

Воображение

Это, пожалуй, самое любимое для детей.

Креативные, творческие игры и задания – то, что заинтересует если не любого, то почти любого дошкольника.

Проявите здесь и свою фантазию, — выбирайте самые разные методики, придумывайте свои, — креативьте вместе с малышом!

Учебная мотивация

Как уже было сказано выше, разговоры о школе влияют на желание ребенка учиться. Помимо этого, учебной мотивации может мешать и игровая мотивация, потому что она еще не до конца реализована.

Позвольте малышу наиграться, пока ему дозволено, — пусть даже подготовка к школе примет игровую форму (в этом нет ничего постыдного).

Если учебной мотивации мешает позиционная мотивация (желание новой социальной роли, тяга к ее атрибутам), то расскажите ребенку о том, что в школьном обучении является наиболее важным.

Что же это?

Знания обо всем на свете!

Гуляйте и говорите о жизни, о том, что вас окружает, смотрите интересные познавательные видео, читайте такие же книги и журналы… много чего можно придумать, если Вы сами заинтересованы в том, чтобы познавать мир вместе с малышом!

А Вы запомнили про то, что детство обладает самоценностью?

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Социальная готовность к школьному обучению

Что же это такое?

Прежде всего – уровень так называемого социального интеллекта (способности взаимодействовать со взрослыми и сверстниками) и уровень социальной ответственности (знание своего адреса, полного имени, имен родителей, а также владение правилами безопасности и другое). Повторим, что посещение детского сада помогает нам в данном пункте.

Если детский сад не посещался, то можно постараться компенсировать это общением ребенка со сверстниками во дворе, в дворовом клубе, в кружке и так далее.

Общению со взрослыми будущего первоклассника можно научить в процессе знакомства, например, со своими друзьями, взрослыми родственниками, врачом-педиатром, педагогом кружка/дворового клуба и прочими.

Знание ребенком данных о себе, о своей семье и правил безопасности (дорожного движения, общения с незнакомцами и так далее) зависит от того, насколько хорошо у него развита произвольная долговременная память, а также от его уровня дисциплинированности (произвольности поведения) и доверительности отношений с родителями.

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Физиологическая готовность

Говоря о физиологии, вспомним о том, что шестилетние дети, как правило, еще не готовы идти в первый класс. Существуют некоторые физиологические нормы, которым должен соответствовать первоклассник:

  • рост
  • вес
  • готовность руки к письму
  • наличие коренных зубов
  • развитость физических качеств (скорость, выносливость, ловкость, сила и так далее)
  • зрелость нервной системы (от которой зависят усидчивость и эмоциональный самоконтроль)

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Над каждым составляющим физиологической готовности подготовка проводится отдельно:

  • Рост изменить не получится
  • Вес корректируется питанием и образом жизни
  • Физические качества – играми и различными техниками.

Если причиной физиологической незрелости является какое-либо отклонение или заболевание – без врачей обойтись не получится!

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Специальные курсы подготовки к школе

В центрах дополнительного образования и в школах иногда организуется подготовка детей к школе (есть и специализированные центры).

Если Вы готовы доверить малыша специалистам, потому что сами по тем или иным причинам помочь ему не можете, — это Ваше спасение!

  • Только обратите внимание, что курсы должны действительно готовить к школе, а не губить детскую психику дублированием школьной программы!
  • Посмотрите видео про подготовку к школе
  • Я искренне желаю Вам и Вашему ребенку удачи во всех начинаниях!
  • До встречи, подписывайтесь на мой блог и рассказывайте о нем друзьям!
  • С уважением,
  • Анастасия

Как подготовить ребенка к школе

Начало школьной жизни – важный период на пути каждого человека. Он неизменно сопряжен со стрессом. Чтобы помочь малышу адаптироваться к новым условиям, родители должны знать как правильно психологически и морально подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Об этом расскажет наша статья.

Читайте также:  Об энтеросорбентах при кишечной инфекции у детей

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе

Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.

Учебная деятельность

Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:

  • Полные имена, своё и родителей.
  • Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
  • Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
  • Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
  • Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
  • Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
  • Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
  • Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
  • Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
  • Различать живое и неживое.

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

  • Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
  • Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
  • Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
  • Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.

Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.

Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.

Поведение в обществе

Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.

Развивайте в нём:

  • Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

  • Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
  • Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».

Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.

Как лучше подготовить ребенка к школе дома: советы родителям от психолога

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Читайте также:  Прием нейроуролога в отделении в Петербурге

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно?

Школа — это начало нового важного этапа в жизни ребенка и родителей. Перемены вызывают радостное волнение и некоторую тревогу: какие требования предъявляют к школьникам?

Школа — это начало нового важного этапа в жизни ребенка и родителей. Перемены вызывают радостное волнение и некоторую тревогу: какие требования предъявляют к школьникам? Как подготовить ребенка к школе самостоятельно, если он не ходил в детский сад?

Не стоит паниковать, ребенка вполне можно подготовить к школе дома. Мы постарались собрать для вас полезные рекомендации.

Прежде, чем говорить о подготовке, стоит обсудить и возраст будущего школьника. Сегодня в школу может отправиться, как шестилетний, так и восьмилетний ребенок. Два года — это большой срок для маленького человека и ориентироваться в решении отдать ребенка в школу стоит, в первую очередь, не на возраст, а на степень его готовности.

Если ваш малыш посещал детский сад, рекомендации дадут воспитатель, логопед и психолог. Если вы занимались дома, рекомендуем посоветоваться с психологом о том, когда ребенок будет готов к изменению привычного уклада жизни.

Уровень готовности

Принято выделять несколько характеристик, которые стоит учитывать:

  • Личностное развитие: стремление к знанием и учебная, а не игровая мотивация. Если школа для ребенка — в первую очередь возможность получить ответы на волнующие вопросы, ему не терпится научиться читать и писать, то у него — высокая степень готовности. Если ребенок пока предпочитает обучению игры, возможно, стоит повременить с поступлением в первый класс.
  • Интеллектуальное развитие:  все дети развиваются в индивидуальном темпе. Несмотря на то, что в школе ребенка научат читать, считать и писать, он должен обладать определенным кругозором и навыками к поступлению в первый класс. Если у вас есть сомнения о том, достаточно ли ребенок знает к своему возрасту, поговорите с учителем заранее. Кроме того, в частных школах могут быть индивидуальные предпочтения, в зависимости от программы. При этом обязательно уметь читать и писать первоклассник не обязан. Всему этому учат в школе.
  • Социально-психологический аспект: готовность слушать и слышать, общаться, выдерживать темп школьных уроков при изучении нового. Не огорчайтесь, если ребенок уже достиг школьного возраста, но все еще испытывает трудности. Родители всегда могут обратиться за помощью и пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), где родителям дадут рекомендации по программе обучения, предложат специалистов (логопеда, психолога или тьютора, в зависимости от нужд ребенка). Все эти меры носят рекомендательный характер. Семья может как воспользоваться ими, так и принять решение попробовать обучение по стандартной программе.
  • Физиологический уровень готовности: физическое здоровье. При возможности лучше решить плановые проблемы со здоровьем до школы, посетить стоматолога, пройти диспансеризацию, чтобы первый учебный год не был омрачен трудностями и медицинскими процедурами.

Что должен знать первоклассник?

У ребенка нет строгих обязанностей по тому, что он должен знать к первому классу, но начинающему школьнику будет проще, если он успеет усвоить:

  • Имя, фамилию, отчество (свои и родителей, братьев, сестер).
  • Адрес, включая страну и город проживания.
  • Известные растения, животных и птицы. Уметь различать живое и неживое, дикую природу и домашних животных.
  • Уметь определять время на часах.
  • Знать простые геометрические фигуры.
  • Хорошо различать цвета и оттенки.
  • Знать счет до 10-и (лучше до 20-и).
  • Знать времена года, месяцы, дни недели.
  • Уметь рассказывать об основных праздниках и их традициях.
  • Знать части тела человека, уметь показывать на картинке (руки, ноги, глаза, волосы, пальцы и т.д.).
  • Знать простые правила дорожного движения: что такое «зебра», светофор.
  • Чтение по слогам (желательно), знание букв алфавита.
  • Умение пересказывать несложный текст.

Даже, если какие-то из этих навыков страдают, при должной поддержке, ребенок освоит это в первом классе.

Как подготовить ребёнка к обучению в школе: рекомендации

Социальная адаптация

Школа — это не только уроки, поэтому, если ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками, возможно, ему стоит чаще бывать в детских коллективах, обратиться за помощью к психологу.

  • Постарайтесь научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки. Важны также навыки опрятности.
  • Поговорите с ребенком о том, как строятся отношения с детьми и взрослыми. Важно, чтобы впервые принимая самостоятельные решения, ребенок знал: вы на его стороне, авторитет взрослого не безграничен, и ваши сын или дочь имеют право на вашу поддержку, если их унижают или обижают незаслуженно.
  • Расскажите про нормы общения с детьми и взрослыми: учителя называют по имени и отчеству, с одноклассниками лучше проявить дружелюбие, не провоцировать конфликты.
  • Постарайтесь сразу приучить ребенка к самостоятельному выполнению домашнего задания, сборке портфеля, но и отказывать первокласснику в помощи тоже не стоит.
  • Самое важное: ребенок должен знать, что двери вашего дома никогда перед ним не закроются, а ваша любовь не будет зависеть от школьных оценок. Спокойный ребенок, которого уважают и понимают его близкие, точно будет испытывать меньше трудностей с учебой, чем тот, кто вынужден страдать от непонимания родных людей.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 16 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Статья на тему: Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению | Образовательная социальная сеть

Алмазова А.В.

старший воспитатель МДОУ№21

г.Волжска РМЭ.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школьному обучению.

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что  ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.

Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот.

Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.

Что такое подготовка к школе?

Подготовка ребенка к школе – это целый комплекс знаний, умений и навыков, которыми должен владеть дошкольник. И сюда входит далеко не только совокупность необходимых знаний. Итак, что подразумевает качественная подготовка к школе?

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному: готовность к школе подразделяется на физиологический, психологический и познавательный аспект, каждый из которых включает в себя целый ряд составляющих. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.

Понятие «готовность ребенка к школе»

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Если у ребенка имеются серьезные отклонения в психическом и физическом здоровье, то он должен обучаться в специальной коррекционной школе, предусматривающей особенности его здоровья. Кроме этого, физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения.

Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

  • Психологическая готовность ребенка к школе
  • Психологический аспект включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
  • Интеллектуальная готовность к школе означает:

• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); • он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее; • ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

• должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

  1. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

  • Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

• понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;• наличие интереса к учению и получению новых знаний;• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Готовность ребенка к школе

Будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1)Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2)Математика.

• Цифры от 0 до 10.• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.• Арифметические знаки: « », «-«, «=».• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

Читайте также:  Есть ли связь между слабостью мышц бедра и пателлофеморальным болевым синдромом

• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.3)

3)Память.

• Запоминание 10-12 картинок.• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказывание текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. • Понимать и объяснять смысл пословиц.• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Что нужно знать родителям, занимаясь с ребенком дома?

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений.

Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься.

Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности.

Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

                   Родители должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через которую они развиваются и получают новые знания.

То есть все задания должны преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего малыша можно постоянно.

Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее.

На отдыхе в лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что происходит вокруг него.

                         Большую помощь родителям могут оказать различные развивающие игры, но при этом очень важно, чтобы они соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем показать игру ребенку, познакомьтесь с ней сами и решите, насколько она может быть полезной и ценной для развития малыша.

Можно порекомендовать детское лото с изображениями животных, растений и птиц. Не стоит дошкольнику приобретать энциклопедии, скорее всего они его не заинтересуют или интерес к ним пропадет очень быстро.

Если ваш ребенок посмотрел мультфильм, попросите рассказать о его содержании – это станет хорошей тренировкой речи. При этом задавайте вопросы, чтобы ребенок видел, что это для вас действительно интересно.

Обращайте внимание на то, правильно ли ребенок при рассказывании произносит слова и звуки, если есть какие-то ошибки, то деликатно говорите о них ребенку и исправляйте. Разучивайте с ребенком скороговорки и стишки, пословицы.

Развиваем руки.

          Дома очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы.

Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии.

Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки.

Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.

          При выполнении ребенком письменного задания следите, правильно ли он держит карандаш или ручку, чтобы его рука не была напряжена, за осанкой ребенка и расположением листа бумаги на столе.

Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность.

Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребенок будет хорошо справляться с более легким заданием.

        Некоторые родители не уделяют должного внимания развитию мелкой моторики ребенка. Как правило, по причине незнания, насколько важно это для успешного обучения ребенка в первом классе. Известно, что наш ум лежит на кончиках наших пальцев, то есть чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем выше его общий уровень развития.

Если у ребенка плохо развиты пальчики, если ему трудно вырезать и держать в руках ножницы, то, как правило, у него плохо развита речь и он отстает по своему развитию от сверстников.

Именно поэтому логопеды рекомендуют родителям, чьи дети нуждаются в логопедических занятиях, одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

  1. Рекомендации родителям дошкольника 6-7- лет.
  2. Чтобы ваш ребенок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.

1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной.4. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.5. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.6. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном. 7. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.8. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.9. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.10. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь. 11. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи. 12. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов. 13. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.14. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.

15. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе.

Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, — а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.

Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *