Национальный календарь меняется каждый год?

Третьего сентября, в день, когда не утихают лесные пожары, рука так и тянется перевернуть календарь. «Известия» вспомнили, кто и почему по-настоящему это сделал.

Ленин приблизил День святого Валентина

Февраль 1918 года в России выдался относительно теплым, но коротким. Среднесуточная температура с 14-е по 28-е число составляла -0,3 °C. А никаких других чисел в этом месяце не было.

После 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля, и в стране был введен «новый стиль» – григорианский календарь. Поэтому в России никто не родился ,не женился и не умер с 1 по 13 февраля 1918 года. Решение о переходе было принято еще 24 января, но решили дождаться конца месяца.

С юлианским календарем, по которому жили на Руси с конца Х века, была проблема. Средняя продолжительность года по нему составляла 365 суток и 6 часов.

То есть, как и сейчас, раз в четыре года добавлялся еще один день. Но на самом деле продолжительность года составляет 365 суток, 5 часов, 48 минут, 46 секунд.

Получается, каждый год время по юлианскому календарю спешило на 11 минут и 14 секунд.

Это осознали как проблему к 1582 году. Тогда под руководством папы римского Григория XIII была проведена реформа. Сутки сделали короче, високосных дней стало меньше (на три раз в 400 лет), а после 4 октября сразу наступило 15-е. Так и появился григорианский календарь, который три века спустя дошел до нашей страны.

Сначала реформа принималась в католических, потом в протестантских странах. Погрешность юлианского календаря была проблемой в том числе для христианских праздников. Празднование Пасхи (отмечаемой в первую неделю после полнолуния по прошествии весеннего равноденствия) из-за этого потихоньку смещалось к лету, Рождества — к весне.

В России, как и в других православных странах, введение григорианского календаря тормозилось нежеланием церкви подчиняться католическому влиянию. Поэтому переход и произошел только в 1919 году, когда церковь была отделена от государства.

Автор цитаты

Сделано это было «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Незначительная разница в календарях раньше создавала неудобства при отношениях, в первую очередь торговых, с Европой. Теперь же она могла помешать делу мировой революции.

А вообще вопрос этот обсуждался давно. В 1899 году даже была создана комиссия при Астрономическом обществе, в которую входил Менделеев. Но полномочиями ее не наделили. Реформа 1919 года тоже могла заглохнуть. Комиссия Совнаркома РСФСР предлагала вводить изменения постепенно, отбрасывая в год по одному дню. Это длилось бы 13 лет. Ленин выступил за одномоментный переход на новый стиль.

Национальный календарь меняется каждый год?

РИА Новости/Александр Лыскин

Церковь, отделенная от государства, с этим не согласилась и до сих пор живет по юлианскому календарю.

По словам настоятеля храма Святой мученицы Татианы при МГУ Владимира Вигилянского, календарь не меняют, опасаясь путаницы с праздниками и потому, что «если перейти на празднование, скажем, Рождества по григорианскому календарю, то «съедаются» две недели, каждый день которых несет для православного человека особую смысловую значимость».

В мае 2019 года в Госдуме рассматривался законопроект о возвращении России к юлианскому календарю.

Его авторы (из ЛДПР) утверждали, что переход на григорианское летоисчисление нарушил национальные и культурные традиции России.

Опрошенные «Известиями» эксперты назвали идею анахронизмом, хотя один из них, историк Евгений Пчелов, признал что юлианский календарь был весьма прогрессивен для времени своего создания в 46 году до н.э.

Петр I омолодил Россию на 5 тыс. лет

Ленин 13 дней убавил, Григорий XIII 10 уволок, а Петр I — 5507 лет. 15 декабря 7207 года от сотворения мира, или 1699 года от рождества Христова, вышел указ, согласно которому после 31 декабря текущего, 7207-го, года наступало 1 января 1700 года. И его, а не 1 сентября, как прежде, следовало считать началом года.

Обычно это решение Петра Алексеевича объясняют так же, как и введение григорианского летоисчисления: Россия пыталась стать ближе к Европе. И оно логично встраивается в ряд из сбритых бород, завитых париков и парусного флота.

Но есть и другая, чуть более конспирологическая версия. Петру просто очень понравилось католическое Рождество. Его указ был издан всего через год после Великого Посольства — большого путешествия по Европе, во время которого Петр перемещался инкогнито. Рождество он встретил в Голландии и, вернувшись, понял, что хотел бы праздновать так же — с елками и фейерверками.

Незадолго до того прошел стрелецкий бунт, и изменение канона празднования Рождества могло снова взволновать народ. А вот появление нового праздника, тем более такого красочного, было бы воспринято легче.

Так рядом с Рождеством появился еще один праздник. И было велено «в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия.

В честь Нового года учинять украшения из елей…».

Был в этом и политический смысл. Летоисчисление от сотворения мира ввел в 988 году византийский император Василий II, и ко времени правления Петра I этой империи не было уже как два с половиной века.

А в живой и столь полюбившейся Петру Европе считали иначе. И Новый год праздновали 1 января, а не 1 сентября, как повелось с основания Московского государства в XV веке.

К тому же не только в Европе считали года от «рождения Христа».

Автор цитаты

«Известно Великому Государю [стало], не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, [таких] как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые Его Великаго Государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, — все те народы… летa свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира…»

Национальный календарь меняется каждый год?

РИА Новости/Алексей Бойцов

Обложка Всеобщего русского календаря издания товарищества И.Д. Сытина на 1910 год

К летоисчислению «от Рождества Христова», а не от сотворения мира привыкали довольно долго. И еще до конца петровского правления писали две даты (одну в скобках). К новому празднику привыкали еще дольше.

После кончины Петра о торжествах с елками забыли. И вспомнили, вернее, заново заимствовали из Европы уже в XIX веке благодаря немецким принцессам, которые в силу высокой смертности мужей стали императрицами.

Хакасы продолжают праздновать Новый год весной

Если бы Петр I прожил на два года дольше, в подвластных ему землях появился бы еще один народ, который отмечает начало года не 1 сентября. 20 августа 1727 года Россия и Китай договорились о дележе сибирских земель, и в состав империи официально вошла Хакасия.

Сейчас хакасы, обращенные в православие в XIX веке, считают дни, как и вся Россия, по григорианскому календарю и, вероятно, даже празднуют Рождество. И Новый год 1 января.

Однако немалая часть хакасов, или, как они сами себя называют, хоорай, придерживаются традиционных верований. Молятся и приносят жертвы богам, олицетворяющим природные стихии. И делают это в том числе в Новый год (Чыл Пазы), который отмечают в день весеннего равноденствия (в конце марта по григорианскому календарю).

Ну, или делали. Хакасы, которые стараются придерживаться традиций, живут по солярному календарю. И в Чыл Пазы начинали сельскохозяйственный год. Сейчас реальное значение праздника утрачивается.

И вместо обряда кормления огня на день, дату которого высчитывали, просто в последнюю субботу марта выступают артисты на ярмарке.

И все это происходит не в степях, а на специально отведенной площадке на ипподроме Абакана.

Вакцинация станет обязательной для всех. Что будет, когда прививку от ковида внесут в Национальный календарь?

Комментировать

Ограничения для непривитых и даже призы за вакцинацию стимулируют процесс не так хорошо, как того хотелось бы врачам и властям: количество россиян, получивших обе дозы препаратов, едва перевалило за 30%.

И если вводить штрафы тем, кто отказывается от инъекций, пока не планируют, то другие жёсткие меры уже на подходе. Госдума одобрила в первом чтении законопроект о внесении вакцинации от ковида в Национальный календарь прививок.

Что изменится для россиян, если закон будет принят?

Два вида календарей

Чтобы ответить на вопрос, что будет, нужно разобраться с понятиями.

 Национальный календарь профилактических прививок — это нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.

Он и включает вакцинацию от многих болезней, причём основная часть препаратов вводится в детстве и проверяется при приёме в детский сад и школу:

  • от гепатита В,
  • от дифтерии,
  • от коклюша,
  • от кори,
  • от краснухи,
  • от полиомиелита,
  • от столбняка,
  • от туберкулеза,
  • от эпидемического паротита,
  • от гемофильной инфекции,
  • от пневмококковой инфекции,
  • от гриппа.

Что бывает с детьми, которые не соблюдают Национальный календарь? Комментарий одной из наших читательниц, Александры, ярко иллюстрирует ответ на этот вопрос.

Я не отношусь к антипрививочникам и вакцинирую детей по графику. Но с прививкой от полиомиелита всё пошло не по плану — один медотвод шёл за другим, и в итоге ребёнок пошёл в садик невакцинированным.

Вот уже два года мы с этим мучаемся, потому что в нашей группе постоянно кто-то прививается живой вакциной от полиомиелита, и мы в целях безопасности не можем с ним контактировать. Моего непривитого ребёнка высаживают из группы. Домой не отправляют — не имеют права. Но начинают перекидывать из группы в группу.

Причём группы все старшие. Моему ещё пяти нет, а его одногруппникам уже почти 7 лет, и они готовятся к школе. Ребёнок целый день ходит неприкаянный — на занятия его не берут, в бассейн не берут, на кружки тоже. Ещё порой старшие и по шее надают. Карантин по полиомиелиту длится около 2-х месяцев.

Учитывая, что в группу постоянно приходят новенькие, мы большую часть года скитаемся по разным группам. Проблемы с другими прививками не испытывали. Каждый год нас предупреждают, что все, кто не привился от гриппа, во время эпидемии будут сидеть дома. Но ни разу такого не случалось.

Национальный календарь меняется каждый год?Вот поставим укольчик, и можно дальше ходить в свою группу в садике.  sovsakh.ru

Национальный календарь профилактических прививок утверждён Приказом Минздрава от 21 марта 2014 г. № 125н, и этим же Приказом утверждён ещё Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

Читайте также:  Проблема РОСТА. Лечение

 В чём разница между двумя календарями? В Национальном календаре установлены сроки, виды прививок и возраст человека для вакцинации и ревакцинации, а в Календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям не прописан плановый порядок, инъекции предписываются во время эпидемий в местах распространения заразы, причём все подробности определяются в подзаконных актах субъектов федерации. То есть второй вид календаря — это не самостоятельный документ, он требует дополнительных постановлений от властей регионов.

Вакцинация и по Национальному календарю, и по Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям обязательна.

Насильно никто не привьёт. Пока

Порядок вакцинации по обоим Календарям установлен одним нормативным актом — Методическими указаниями МУ 3.3.1889-04 «Порядок проведения профилактических прививок», они утверждены Главным государственным санврачом РФ 4 марта 2004 г. Эти указания и Федеральный закон № 157-ФЗ описывают также и порядок отказа от вакцинации.

 Отказ оформляют в письменном виде, а медработник, который его получил, обязан предупредить пациента (или его родителей и попечителей, если речь идёт о ребёнке) о последствиях такого отказа, рисках для здоровья и прочих бедах, которые влечёт отказ.

Юрист Нелли Гурьянова отмечает, что в этой ситуации всё серьёзно:

Отказ обязательно фиксируется в медицинских документах — истории развития ребёнка (ф. 112/у) или истории развития новорождённого (ф. 097/у), медицинской карте ребёнка (ф. 026/у), медицинской карте амбулаторного больного (ф. 025-87). Граждане, родители или иные законные представители несовершеннолетних обязаны поставить свою подпись под записью об отказе от профилактической прививки

Но будут последствия

О том, что будет, если не поставить прививку из Нацкалендаря или Календаря профпрививок, говорит статья 5 Федерального закона № 157-ФЗ. На государственном уровне есть три вида последствий.

  1. Запрет для граждан на выезд в страны, требующие непоставленных прививок в силу международных норм.
  2. Временный отказ в приёме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.
  3. Отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Эти виды работ оформлены в специальный перечень, утверждённый Постановлением правительства от 15 июля 1999 г. № 825.

«А как же тогда недопуск в кино и театры? Беззаконие», — возмутятся внимательные читатели. Дело в том, что помимо этих ограничений для непривитых по федеральному закону есть ещё ограничения, которые прописывают власти субъектов в постановлениях о вакцинации по Календарю профпрививок. Так что они имеют право расширять запреты по ситуации.

А если прививка переместится в национальный календарь?

Если прививку от ковида перенесут из Календаря профпрививок в Нацкалендарь или добавят в него, изменения коснутся только тех регионов, где обязательной вакцинации пока нет. Прививка станет обязательной в рамках Нацкалендаря. Это при условии, что никакие законы на эту тему не изменятся и не появятся.

Нелли Гурьянова рассуждает:

На практике вряд ли остальная нормативная база останется прежней, иначе это приведёт к ситуации, когда разные регионы будут руководствоваться разными нормативными актами: одни Национальным календарём, другие – постановлениями в рамках эпидемиологической ситуации. Хотя не исключено и такое. Скорее всего, рассматриваемый сейчас законопроект – один из шагов по выстраиванию системы правового регулирования данного вопроса. И, судя по всему, всё идёт к установлению обязательности вакцинации по единым правилам

Если прививка от COVID-19 встанет в один ряд к привычным с советского времени инъекциям от коклюша, краснухи, дифтерии и так далее, то и ситуация с ней будет ровно такая же, как и с этими прививками: не хочешь вакцинироваться – оформляй письменный отказ и принимай на себя риски, установленные законом.

Рассуждать, какие новые ограничения могут появиться, можно бесконечно — тут не угадать. В западных странах существуют куда более суровые запреты для непривитых граждан, чем в России, причём давно.

Например, в Германии нельзя сходить даже в магазин для творчества без экспресс-теста, не говоря уж о ресторанах и парикмахерских. Пойдет ли по этому пути Россия – пока неизвестно.

Возможно, что да, тогда мы увидим и обновленную нормативную базу.

Таким образом, попадание прививки в Национальный календарь просто избавит чиновников от проблем. Им не придётся никого уговаривать, доказывать показания к вакцинации в определённых регионах, вести статистику, отчёты и так далее. Все эти «танцы с бубнами» уже будут не нужны – появятся прописанные сроки вакцинации и ее порядок для всей территории страны.

Отметим, что законопроект о внесении прививки от ковида в Нацкалендарь принят в первом чтении ещё в июне, однако после этого он подвис: второе чтение отложено и дата пока не назначена. На последнем совещании по эпидемии у Михаила Мишустина об этом законе вспоминали, и некоторые эксперты считают, что особых препятствий для его принятия нет: в ближайшее время его примут.

Почему Петр I перевел Россию на Юлианский календарь

20 декабря 7208 года Петр I издает указ ввести в России новое летоисчисление по Юлианскому календарю. Этот календарь начинал отсчет от Рождества Христова. Для перехода на новый календарь, следовало от старого летоисчисления, ведущего свой отсчет от Сотворения Мира, то есть от 7208 года отнять 5508 лет.

В указе также говорилось, что после 31 декабря 7208 года наступит 1 января 1700 года «от рождества господа бога и спаса нашего Иисуса Христа».

Из открытых источниковhttps://spbarchives.ru/documents/10157/1001930/2.%20Текст.pdfhttps://spbarchives.ru/documents/10157/1001930/2.%20Текст.pdf

В 1700 году от Рождества Христова Россия перешла на на календарь, по которому Солнечный, или астрономический год был продолжительностью 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. А Новый год был перенесен на 1 января.

Фото из открытых источниковФото из открытых источников

До XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. С XV века празднование Нового года было перенесено на 1 сентября. И из-за этого 7208 год (1699 от РХ) стал самым коротким годом за всю историю России: всего 4 месяца ( с сентября по декабрь).

Юлианский календарь сам по себе был не плох. Его разработали александрийские астрономы. Средняя продолжительность года составляла 365,25 суток. Назван календарь был в честь Юлия Цезаря и был введен по его указу в Римской республике 1 января 45 года до н.э. Юлианский календарь заменил в Риме старый римский календарь, а в его основании лежала астрономическая культура эллинистического Египта.

Во времена Киевской Руси этот календарь называли «Миротворным кругом», «Церковным кругом» индикта и «Великого индиктиона». В наше время в России Юлианский календарь упоминается, как «старый стиль».

Из открытых источников

Но почему Петр I вводит чужой календарь в России? Ведь у каждого народа был свой календарь, и все прекрасно так жили.

Когда чужеземцы захватывали территорию другого народа, то они вводили не только свои законы, но и свое летоисчисление. Для чего это делалось? — Чтобы обрубить все, так называемые корни того народа, территория которого была захвачена. Чтобы народ забыл, кто он, и кто его предки.

А когда это происходит, то им и управлять легче. А победители пишут свою историю, и, как говорится, все как положено. История имеется, государственность — тоже, и календарь римский. Ах, чуть не забыла: бороды — сбрить, рукава — отрезать, носить модные панталоны и парики.

Все, как в Европе! И стиль должен быть европейским!

А откуда у батюшки — царя нашего, Петра Великого, такая любовь взялась ко всему иностранному, да европейскому? Неужто, Русь до этого была неказиста, да не красива. Неужели панталоны на ногах мужчин смотрелись лучше, чем штаны, да кафтан? Неужто, мужчина с бородой выглядел непрезентабельнее мужчины в парике, но без усов и бороды? Стоит над этим задуматься!

Так выглядели бояре на Руси. Фото из открытых источниковТак выглядели бояре на Руси. Фото из открытых источниковОдежда европейцев XVII века. Фото из открытых источниковОдежда европейцев XVII века. Фото из открытых источников

Благодаря Петру I из истории славян выкинули 5508 лет истории наших предков. Акакдемик Лихачев писал следующее: «Зачем разбирать то, что было до христианства, нам хватит и этой тысячи лет…» Странный академик, который решает за весь народ, сколько народу хватит.

А так, появилась возможность говорить о том, что до христианизации у нас истории как бы не было, значит и не было наших предков? А потом мы вдруг появились и призвали Рюрика из варягов, чтобы он наше государство начал образовывать.

Они там, наверху, сами то читают, что для нас пишут?

После Петровской реформы перестали существовать бояре (Бо Яры — Яра — это сила, власть, а Бо — это Бог, значит можно понимать значение этого слова, как «Сила Бога», или «Божья власть».

Потомки боярских родов записывались в родословные книги, боярские книги, или боярские списки. Многие бояре вели свою родословную еще от княжеских родов, потерявших свои уделы и перешедших на службу к великому князю, царю и т.д.

, от которых получали за службу уже новые земельные наделы и поместья.

Но при Петре появляется при дворе хлипкая новая элита, похожая на тех, что в недавнем прошлом сменили коммунистов: колготочки, панталончики, рюшечки, бантики, подвязочки — словно это не взрослые люди, а маленькие девочки и мальчики, и это «кукольность» характерна для такой элиты. Народ называл новую элиту «женоликими».

(А в недалеком прошлом их называли «новоришами», и у них принято было носить красный — розовый пиджак, или златую цепь, как на «дубе том»… )И думала такая элита лишь только о себе, о своих пышных нарядах, парадах, балах, роскоши и чванстве друг перед другом.

А народ был закабален крепостничеством, и на правах «рабов» выживал как придется.

Фото из открытых источниковФото из открытых источников

Но вернемся к календарю. Летоисчисление раньше принято было начинать от какого — либо события: от похолодания, или от строительства какого -то храма и т.д. Так было не только на Руси. В некоторых странах, например, в Индии, велось сразу несколько летоисчислений.

А в 1948 году Опаленный стан (Палестину) разделили на две части: Израиль и Палестину, и Израиль сразу же вернулся к своему старому календарю. И сейчас у них лето 5781 -е, когда у нас 2021 год, и по библейской теории это летоисчисление ведется от Адама.

На сегодняшний день Израиль показывает всему миру, насколько длинна его история.

У славян имеется свое летоисчисление, и сейчас идет 7529 лето от СМЗХ (Сотворения Мира в Звездном Храме), и не нужно путать с христианским Сотворением Мира.

Вы, наверно, задавались вопросом, что такое Звездный Храм, представляя себе некое небесное святилище? На самом деле все просто. Звездный Храм — это название лета (года) по Круголету Числобога. Например, у китайцев есть год Крысы, Лошади, Кролика, Быка , Свиньи и т.д.

Читайте также:  О часто болеющих детях: закаливание

А у славян по названьям чертогов: Дева, Мир, Феникс, Орел и т.п. А также имеются стихии и цвета.

И тот год по Круголету Числобога, то есть то лето, когда наши Предки победили Предков китайцев, а Сотворение Мира – это заключение мирного договора между народами (Мир Сотворили в день осеннего равноденствия).

Только не спешите думать, что до этого договора ничего не было… До этого времени велся другой календарь, по которому у нас сейчас лето 13029 от Великого похолодания. И до этого были тоже летоисчисления.

Но везде, где переходили на другие формы летоисчисления, указывали и летоисчисление по предыдущему календарю.

Так у нас долгое время указывались даты «старого стиля», при переходе на «новый стиль» — Григорианский календарь в 1918 году.

А вот про календарь от СМЗХ, или просто от «Сотворения Мира Богом»(если хотите) — практически нигде не упоминается. Его нужно было забыть, как и почти 6000 лет славянской истории. И его забыли.

Из открытых источников

Уничтожались книги, документы, рукописи, культурные традиции, которые велись на Руси веками. Сейчас мало кто знает, что ели наши предки до появления картофеля, как одевались, что читали.

Даже в голову многим не приходит, что они не пили алкоголь и кофе, и табака не знали. Все помнят только то, что привнес нашей культуре Петр I, что ввел, что построил. А что он уничтожил — не знают, да еще и не помнят.

Это и есть исчезновение исторической памяти.

Существуют понятия: допетровская эпоха и послепетровская. Это, можно сказать, совершенно две разных страны. Петр создавал новое государство, уничтожая старое. Цена этим новшествам была высока: многочисленные человеческие жертвы, уничтожение национальных традиций и памяти предков.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, делитесь с друзьями в соц.сетях!

  • Читайте на моем канале:
  • Древняя война славян с Аримией, что об этом известно?
  • Великая Тартария — что это?
  • Запрещенная победа Ивана Грозного. Битва при Молодях 1572 года
  • Что можно почитать на моем канале «Собеседник на скамейке». Путеводитель по каналу
  • Всем добра и здоровья!

Назад в Европу: как Россия перешла на новый календарь — Газета.Ru

100 лет назад РСФСР перешла с юлианского календаря на григорианский. Зачем это было нужно, и почему РСФСР оказалась в числе последних стран, совершивших переход, рассказывает «Газета.Ru».

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е.

в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам.

То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.

), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году).

И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

  • «Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.
  • Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.
  • После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.
  • Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам.

Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль.

Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января.

В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря.

А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.

«Перемены не заметили». Как 100 лет назад Россия перешла на новый календарь

Созданный в Риме в I веке до нашей эры юлианский календарь (по имени Юлия Цезаря) имел погрешность – он был длиннее астрономического года на 11 минут и 14 секунд. Незначительная на первый взгляд неточность привела к тому, что за каждые 128 лет накапливались лишние сутки.

В результате календарь начал отставать от природных явлений, а главное от астрономического весеннего равноденствия, которое Вселенский Христианский собор постановил отмечать 21 марта.

Интересно, что к концу XVI века (почти через 1280 лет) астрономический момент весеннего равноденствия в юлианском календаре переместился уже на 10 дней – с 21 на 11 марта. Поэтому многие ученые начали поднимать вопрос об исправлении системы летоисчисления.

Реформу календаря провел Папа Римский Григорий XIII в 1582 году. По его поручению астрономы составили новый календарь, в котором удалили 10 суток, и после 4 октября наступило 15.

Но новый календарь также не является совершенным: он отстает от астрономического на 26 секунд. Согласно григорианскому, в году (не считая високосные) 365 дней. А наша планета проходит это расстояние за 365 дней 5 часов 48 минут.

Получается, что каждый год, в котором ровно 365 дней, у нас накапливаются «не покрытые» календарем часы, которые спустя четыре года образуют почти сутки. Чтобы это компенсировать и предотвратить смещение фактических сезонов года относительно календарных, астрономы предложили добавлять один день в каждом четвертом феврале.

Но, чтобы не перебирать лишнее время, ученый Луиджи Лилио придумал считать високосными годами только те из них, число сотен в которых делится на четыре. Так, если 1600 год был високосным (так как 16 делится на 4 без остатка), то следующие вековые года (1700, 1800 и 1900) должны быть в календаре простыми, а 2000-й – високосным.

Благодаря введению нового календаря, который по имени папы получил название григорианский, 21 марта вернулось в точку весеннего равноденствия. Но, несмотря на то, что «новый стиль» летоисчисления является более точным, его внедрение было длительным и трудным.

Сначала его приняли католические страны Западной Европы – Италия, Испания, Португалия, Франция, Нидерланды, Польша. Позже всех к григорианскому календарю пришли Турция (в 1925 году) и Египет (в 1928 году).

Читайте также:  Диабет бывает разный

Для перевода дат с юлианского на григорианский календарь к первому надо прибавить определенное количество дней в зависимости от столетия. Так, в XIV веке – это 8 суток, в XIV – 9 суток, в XVI – XVII – 10 суток, в XVIII – 11 суток, в XIX – 12 суток, в XX – XXI – 13 суток. Незнание этого правила несколько раз приводило к забавным случаям.

Так, все знают, что Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года по «старому стилю». В XIV веке разница составляла +8 дней, значит по новому стилю эта дата приходится на 16 сентября. А в 1980 все центральные газеты сообщили, что 600 лет со дня Куликовской битвы состоится 8 сентября. Получается, что событие состоялось 31 августа.

А корреспонденты журнала «Знание — сила» вообще вычли 12 суток, сообщив, что битва произошла 27 августа 1380 года.

Принятие календаря в России

Юлианский календарь, введенный Петром I с 1700 года, просуществовал в России 218 лет. «Трудно сказать, почему Петр I не ввел григорианский календарь, — рассказывает профессор Казанского университета, доктор исторических наук Игорь Ермолаев. — Вероятно, здесь сказались противоречия между католицизмом и православием, а также нежелание императора вступать в конфликт с церковью».

О том, что нужно переходить на «новый стиль» в России поняли только в начале XIX века. Но первые попытки не принесли успеха.

Против реформы сначала выступил министр народного просвещения Карл Ливен, а затем православная церковь, которая, к слову, до сих пор живет по «старому стилю».

В конце XIX века ученый-химик Дмитрий Менделеев также выступил за принятие григорианского календаря, но святейший Синод заявил о несвоевременности его введения.

Переход России к григорианскому календарю произошел после Октябрьской революции 1917 года. Уже через три недели после свержения Временного правительства большевики начали готовить календарную реформу. 24 января Владимир Ленин подписал декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».

«В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести, по истечении января месяца сего года, в гражданский обиход новый календарь. В силу этого первый день после 31 января сего года считать не 1 февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15 и т.д.», — говорится в декрете.

Причиной перехода стал тот факт, что григорианский календарь более точный астрономически, и по нему уже жила большая часть Земли. Ленин не хотел, чтобы Россия отставала от других стран.

«Основная масса населения, среди которой были люди неграмотные, реформы не заметила. Рабочие и бывшие крестьяне радио не слушали, газеты не читали, а о праздниках узнавали в церкви, поэтому переход на новое летоисчисление прошел спокойно, без бунтов», — говорит Игорь Ермолаев.

Среди интеллигенции долгожданная реформа была встречена с большим удовлетворением. Однако люди так привыкли жить по «старому стилю», что после реформы первое время ориентировалась сразу по двум календарям. В связи с этим в книгах начали указывать две даты: если событие дореволюционное, то основная дата пишется по юлианскому, а в скобках указывается григорианская, и наоборот.

Еще одним из пережитков юлианского календаря можно считать тот факт, что россияне продолжают праздновать Новый год по «старому стилю» в ночь с 13 на 14 января.

Почему РПЦ не приняла григорианский календарь?

Русская православная церковь в своем богослужении продолжает пользоваться юлианским календарем, в связи с чем и празднует Рождество не в ночь на 25 декабря, а по «старому стилю» на 7 января (спустя 13 дней).

Высшее духовенство полагает, что веских причин отказываться от юлианского календаря нет, ведь он освящен многовековым использованием в Церкви.

Кроме того, при переходе на «новый стиль» с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) неизбежны нарушения богослужебного Устава, ведь дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским.

Кстати, несходство между датами Юлианского и Григорианского календарей увеличивается каждое столетие. В XX-XXI веках это различие составляет 13 дней, а с марта 2100 года достигнет 14 дней. Поэтому, если традиции сохранятся, с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут праздновать на день позже – 8 января.

Новый национальный календарь прививок: что изменилось

Министерство здравоохранения утвердило новую версию национального календаря прививок и прививок по эпидемпоказаниям.

Новость могла остаться незамеченной, если бы не в обновленный календарь не вошла прививка от COVID-19 для детей 12-17 лет. Означает ли включение прививки в нацкалендарь то, что она стала обязательной для подростков?

Что случилось

Минздрав утвердил новый национальный календарь прививок. Он содержит последний Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2021 № 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок» .

Приказ утверждает:

  1. Национальный календарь профилактических прививок.
  2. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.
  3. Порядок проведения профилактических прививок.

Согласно этому документу старый Приказ №125н от 2014 года, который устанавливал состав календарей вакцинации, утратил силу и больше не применяется.

Чем отличается Национальный календарь прививок от календаря по эпидемиологическим показаниям

В российский прививочный календарь входят два вида вакцинации: профилактическую и по эпидемическим показаниям. В Национальный календарь профилактических прививок включены вакцины для защиты населения от наиболее опасных и распространенных инфекций. Это, например, корь, туберкулез, дифтерия, краснуха, паротит и пр. Они доступны всем россиянам бесплатно в массовом порядке по полису ОМС.

Отличием прививок по эпидемпоказаниям является то, что их делают только в неблагополучных регионах, при эпидемиях или угрозах их возникновения, либо группам риска.

Решение о том, что в регионе сложилась неблагоприятная ситуация по заболеваемости принимает санитарный врач региона или государственный санитарный врач.

Например, в рамках календаря по эпидпоказаниям проводят сезонную вакцинацию от гриппа или клещевого энцефалита.

Тот факт, что прививка от определенного заболевания включена в национальный календарь, гарантирует ее бесплатность для всех россиян. Все расходы берет на себя государство.

Да, но прививка от коронавируса входила в Национальный календарь прививок по эпидемпоказаниям и до принятия последнего Приказа №1122н. То есть ничего фактически не поменялось: наличие прививки от коронавируса в этом календаре не делает ее обязательной (как и любой другой прививки от других заболеваний).

Но в последней редакции в перечень лиц, которым рекомендована вакцинация от коронавируса, включили подростков (им присвоен приоритет третьего уровня). Ранее санитарный врач, который принимал решение о проведении вакцинации по эпидемпоказаниям не мог включать в перечень лиц, кому положена прививка, детей 12-17 лет. Теперь у него есть для этого правовые основания.

Что означают приоритеты вакцинации

Прививка от коронавируса имеет три уровня приоритета. В первую группу (это те, кому должны поставить прививку в первую очередь и для кого вакцинация обладает важным значением) вошли:

  • граждане старше 60 лет;
  • лица с хроническими заболеваниями;
  • жители крупных городов (с населением более 1 млн.человек);
  • жители организаций социального обслуживания.

В первую очередь прививаться также рекомендуют работникам некоторых профессий. Это сотрудники медицинских, социальных и образовательных организаций, а также МФЦ.

Вторую группу приоритета присвоили работникам:

  • транспорта;
  • энергетики;
  • сферы услуг;
  • вахтовикам;
  • волонтерам;
  • а также сотрудникам пропускных пунктов на границе и правоохранительных органов.

Подростки 12-17 лет, студенты старше 18 лет, призывники, государственные и муниципальные служащие вошли отнесли к приоритету третьего уровня.

В документе отмечается, что с учетом эпидемической ситуации местные власти могут изменить уровни приоритета.

В Приказе Минздрава отсутствует указание на конкретные препараты, которые будут использованы при вакцинации. Но если, например, прививку от коклюша или краснухи можно делать разными препаратами (включая иностранные), то от коронавируса для подростков зарегистрирована только одна вакцина – российская и фактически альтернативы не будет.

Вакцину от COVID-19 для детей 12-17 лет разработал центр им.Гамалеи – создатель вакцины для взрослых.  Ее назвали «Спутник М».  По сути это тот же «Спутник V», но разведенный физраствором в 5 раз.

Нужно ли согласие родителей на прививку?

По российским законам детей до 15 лет могут вакцинировать только если родители предоставят письменное информированное согласие на медицинское вмешательство. Ребенок старше 15 лет может сам принимать решение, делать ему прививку или нет, без согласия родителей.

Но в отношении прививки от коронавируса правила будут другие. В национальном календаре по эпидемпоказаниям прямо сказано, что прививка – добровольная и проводится исключительно на основании письменного заявления родителя (законного представителя).

Что еще изменилось в национальном прививочном календаре

Минздрав не ограничился введением прививки от ковида в национальный календарь, а  прописал дополнительно следующие изменения:

  1. Включение в календарь иммунизации всех детей против гемофильной инфекции (ранее – прививка была доступна только для групп риска).
  2. Были уточнены контенгенты лиц, которых будут прививать против менингококка, ветряной оспы, пневмококка, полиомиелита и ротавируса.
  3. Курс вакцинации против ротавируса должны пройти дети до 6 месяцев.
  4. Детей против пневмококковой инфекции будут прививать до 18 лет.
  5. Определены взрослые и дети, входящие в группы риска по ветряной оспе.
  6. Включена вакцинация против лихорадки Эбола для лиц, выезжающих в неблагоприятные регионы.
  • по теме: Как сделать бесплатную прививку в частной клинике
  • Сколько стоят детские прививки и как сэкономить на вакцинации
  • Куда можно без QR-кода: разбираемся, как будут работать новые законы

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *