Почему ребенок злится: причины и что делать родителям

Почему ребенок злится: причины и что делать родителям

Пожалуй, ситуация, когда ребёнок злится, кричит, по накалу эмоций одна из самых тяжёлых в жизни каждой мамы. Детская злость вызывает у взрослых огромное количество собственных негативных эмоций, справиться с которыми порой непросто.

Причины детской злости

С точки зрения взрослого, поводы для детского гнева чаще всего смехотворны – не дали залезть в лужу, выключили мультик, не купили конфетку. Но за этими незначительными причинами кроется нечто более глубокое:

  • малыш взаимодействует с самим собой, со своими потребностями, желаниями, эмоциями;
  • учится отстаивать свою самостоятельность.

Когда гнев накрывает с головой, дети действуют практически на инстинктах и на одном подсознании. У них отключается логика, страх наказания, способность договариваться. Для детей есть только их желание – жгучее, неутоленное и такое привлекательное.

Чтобы продуктивно выйти из этой ситуации, им не обойтись без помощи близкого взрослого.

Проявления детской злости

Картинка злящегося ребёнка чаще всего стандартна:

  • он кричит, вопит, визжит;
  • сжимает кулаки, дерётся, брыкается, кусается;
  • упирается, отказывается уходить, падает на пол;
  • выкрикивает обидные фразы: «ты плохая, ты злая», «я тебя не люблю» и даже «я тебя убью»;
  • бьёт себя по голове, лицу, нарочно пытается стукнуться о мебель.

Почему ребенок злится: причины и что делать родителям

Все это проявления эмоций. Любая сильная эмоция – это энергия. Малыш пытается от этой энергии избавиться любыми методами. Кроме того, он привлекает к себе внимание. А в случае аутоагрессии (если ребёнок бьёт себя, когда злится) – ещё и стремится найти утешение, вызвать жалость у родителей.

Главное правило при агрессивном поведении у детей – не дать причинить вред себе или окружающим.

Необходимо перехватывать кулак, не давать подойти близко к другим людям, мягко обнимать и прижимать к себе. Можно увести или унести в сторону, убрать опасные или ценные предметы подальше.

Почему ребёнок злится на родителей?

Многие обращали внимание, что ссора с коллегами происходит менее эмоционально, чем с супругом, родителями, лучшей подругой или другом. У малышей точно так же. Дети «открывают» дверцу своей злости на полную катушку тогда, когда чувствуют себя в безопасности.

Именно поэтому с мамой дети закатывают истерики, а в саду с воспитательницами становятся послушными. Даже с папой или бабушкой дети чуть сдержаннее, чем с мамой. Именно мама становится тем «контейнером», в который они скидывают тяжёлые и разрушительные чувства. И именно самые близкие могут в этот момент научить малыша справляться со стрессовой ситуацией.

Способы помощи злящемуся ребёнку

Чтобы ребёнок «обуздал» злость, ему нужно понимать, что это такое. Поэтому первая задача – познакомить малыша с этим чувством:

  • В момент ссоры называйте чувства ребёнка: «я вижу, ты сейчас злишься», «ты очень сильно обиделся и расстроился».
  • Проговаривайте причину этой эмоции, например: «ты зол, потому что тебе не дали ещё один кусочек пирога».
  • Показывайте в книжках и мультиках злящихся героев, акцентируйте на них внимание малыша: «смотри, он злится и дерётся, совсем как ты, когда тебе не покупают новую машинку/куклу».
  • Проговаривайте свои эмоции и эмоции окружающих людей: «я так сильно расстроилась, что ты раскидал игрушки, мне даже хочется их выкинуть», «тот мальчик рассердился и укусил девочку, потому что она забрала его лопатку».

Почему ребенок злится: причины и что делать родителям

Вторая цель родителей – научить кроху выражать свои чувства безопасным для себя и окружающих способом. Тут можно легко применять фантазию:

  • Бить подушку, мягкий диван, мять бумагу, рвать её, кидать друг в друга, топать ногами по полу или специальному коврику.
  • Взять водный пистолетик и пойти стрелять по кафельной плитке в ванной или с балкона (если там не ходят другие люди).
  • Внезапно воскликнуть: «Ой, твоя батарейка злости уже переполняется! Сейчас будет взрыв! Срочно сбрасываем напряжение: сильно давим на мячик обеими руками! Давай, еще! Во-о-от! Теперь мы все в безопасности».
  • Начать обзываться и придумывать необидные прозвища, например, съедобными продуктами «ты морковка!», «а ты селедка!», животными или растениями.
  • Мять пластилин, чиркать карандашами, мазюкать красками.
  • Уйти от всех в другую комнату и покричать, поплакать в подушку.

Чтобы эти приёмы подействовали, нужно не просто предложить их крохе, а сделать это вместе с ним. Тоже сильно-сильно побить подушку и потопать ногами, яростно помять бумагу в комки и покидать её в разные стороны. А в конце проговорите: «Я злился, потом потопал ногами, и мне стало легче. Теперь я стал спокойнее».

Памятка родителям вспыльчивого малыша

  1. Проговаривайте эмоции и их причины – свои, ребёнка, окружающих людей.
  2. Установите чёткие правила: не наносить вред людям и животным, не портить ценные вещи, не говорить грубости.
  3. Показывайте как можно больше способов выплеснуть гнев и неудовольствие, а также способы успокоиться.

  4. Помните, что детям ещё сложно управлять своим эмоциональным состоянием, не ругайте их за всплески раздражения, обиды, гнева.
  5. В любой ситуации демонстрируйте вербально и невербально, что вы на стороне ребёнка, любите его любым, даже кричащего и в слезах и всегда готовы помочь.

Почему ребенок злится: причины и что делать родителям

Чего категорически нельзя делать:

  1. Говорить, что вы его не любите, что он плохой.
  2. Обижаться, злиться в ответ.
  3. Грозить наказаниями, бить, шлёпать.
  4. Требовать немедленно прекратить.
  5. Бросать малыша, уходить от него, оставлять одного со своими мыслями и эмоциями.

Умение справляться с собственными эмоциями, выражать их социально приемлемым способом – это один из важнейших навыков, который необходим для успешной социализации и полноценного развития. Помните, что когда малыш капризничает и закатывает истерику, он даёт вам шанс научить его. Не пропускайте эти уроки.

Что делать родителям, если ребенок хамит и огрызается ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Часто бывает так, что в детском саду или школе ребенок ведет себя идеально, а с родителями и бабушками-дедушками хамит, кричит, устраивает истерики. Такое поведение имеет вполне объяснимые причины. Психологи говорят, что дети в разном возрасте часто выплескивают агрессию на близких людей.

Почему это происходит, и что делать родителям, ребенок которых становится дома неуправляемым?

Причины агрессивного поведения и хамства

В первую очередь, нужно учитывать возраст ребенка. Но, кроме этого, существует общая причина, которая не зависит от возраста. Если сын (дочь) грубит и хамит родителям, это значит, что он чувствует психологическое беспокойство.

Нужно разобраться, по каким причинам поведение ребенка изменилось, и лучше сделать это сразу же, как только родители заметили изменения в поведении. С маленькими детьми намного легче – достаточно отследить, какая ситуация стала причиной агрессивного поведения малыша.

Кроме того, существуют возрастные кризисы, которые характеризуются повышенной возбудимостью, криками, капризами и т.д.

Почему ребенок злится: причины и что делать родителям

Основные причины агрессивного поведения:

  1. Желание завоевать внимание родителей. Если мама с папой не уделяют время сыну (дочери), не реагируют на их достижения и хорошее поведение, приходится обращать на себя внимания другим способом. Например, мама с папой с детства учат тому, что с взрослыми нужно общаться спокойно, вежливо. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок будет делать все с точностью «до наоборот»: хамить, огрызаться, повышать тон в разговоре. Взрослые тут же обратят внимание на такое поведение, начнут воспитывать, объяснять, что так поступать нельзя. Маленький человек получит желаемое, то есть, внимание родителей. Ему неважно, ругают его взрослые или хвалят. Главное, что мама и папа отвлеклись от своих проблем и занялись ребенком.
  2. Самоутверждение. Если родители проявляют гиперопеку по отношению к сыну (дочери), ребенок рано или поздно будет пытаться завоевать личное пространство. Ему необходимо доказать, что он – личность, со своими желаниями и потребностями. Таким же способом подростки завоевывают личную свободу, отстаивают право выбора.
  3. Неуверенность в собственных силах. Мама и папа могут предъявлять завышенные мнения к сыну (дочери), критиковать, ругать за малейшую провинность. Грубость со стороны малыша – это ответная реакция на тревогу, которая поселилась в его душе. Он думает: «Я не справлюсь, не смогу», «У меня все равно ничего не получается», «Родители недовольны мной» и т.д.
  4. Обида на папу или маму. Родители – живые люди, и они не всегда могут контролировать свои эмоции. Если ребенок грубит, возможно, мама или папа неправильно повели себя в какой-то ситуации. Возможно, обидели сына (дочь), и в результате получают ответную негативную реакцию. Ребенок своим поведением демонстрирует, что обижен на родителей.
  5. Подражание. Малыши часто копируют поведение родителей. Взрослым нужно следить за тем, что они говорят, и каким тоном. Подростки, как правило, хотят быть похожими на одноклассников-лидеров.
  6. Нежелание выражать свои эмоции по-другому. Если в семье не принято демонстрировать свои эмоции, а родители общаются друг с другом, используя грубые выражения, сын (дочь) будут вести себя так же. Они просто не умеют общаться по-другому.
Читайте также:  О летних прививках: путешественникам по России

Почему ребенок злится: причины и что делать родителям

Как поступить родителям, если их ребенок хамит

Как только сын (дочь) позволили выражаться с вами на повышенных тонах, сразу же твердо скажите, что такое общение недопустимо.

Важно заранее договориться со всеми членами семьи, чтобы папа, мама, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки придерживались единой точки зрения.

В некоторых семьях агрессивное поведение ребенка взрослые могут использовать в своих целях, например, чтобы продемонстрировать собственное превосходство.

Папа кричит маме: «Я тебе говорил, что ты неправильно воспитываешь сына. Ремня ему пора дать».

Мама утешает мальчика, параллельно бросая упреки отцу. Ничего хорошего такая модель воспитания не принесет. Важно, чтобы все члены семьи придерживались общего мнения: хамить, кричать, ругаться нельзя.

Взрослые должны научиться терпению. С малышами нужно быть ласковыми, своим примером показывать, как надо себя вести. Ни в коем случае не применять физическую силу, не повышать голос. С подростками будет немного сложнее. В этом сложном возрасте они всегда найдут, что в родителях им не нравится. Однако постоянно хамство терпеть тоже не нужно.

Можно сказать: «Я понимаю, что ты сейчас переживаешь. Мне очень хотелось бы тебе помочь, потому что я тебя очень люблю. Но общаться в таком тоне мне очень сложно. Давай попробуем поговорить спокойно, и я постараюсь помочь всем, чем смогу».

Взрослым нужно научиться управлять собственными эмоциями.

Если вы разнервничались, чувствуете, что сейчас сорветесь, скажите: «Я злюсь и расстраиваюсь из-за создавшейся ситуации. Мне нужно пару минут побыть одному, а потом я успокоюсь, и мы сможем поговорить».

Почему ребенок злится: причины и что делать родителямTeen girl is showing stop gesture to angry mother while sitting on sofa at home.

После этого выйдете в другую комнату, приведите в порядок мысли, справьтесь с негативными эмоциями. Можно медленно посчитать до 10, несколько раз глубоко вздохнуть и выдохнуть.

Только после того, как вы успокоитесь, можно выйти к сыну (дочери) и начать спокойный диалог. Не подливайте масла в огонь, продолжая конфликт.

Переключитесь на что-то приятное: вместе посмотрите мультфильм, поиграйте, почитайте, сходите за мороженым, и т.д.

Если ребенок продолжает хамить, повышать голос, проявляет агрессию, принимайте меры наказания. Естественно, речь не идет о применении физической силы.

Маленького ребенка можете лишить просмотра мультфильма, похода в парк. Подростку за хамство отключите интернет.

Ребенок должен понять, что он имеет право на ошибку, но при систематических нарушениях (которые он специально совершает) последует наказание.

Маме и папе нужно с раннего детства хвалить детей. Сыну (дочери) важно услышать похвалу от любимых родителей. Некоторые считают, что «захваленный» ребенок вырастет эгоистом. На самом деле, мальчик (девочка) почувствуют уверенность в себе, отношения с родителями станут доверительными и близкими, а общение – приятным и уважительным.

6. Родители должны донести, что они понимают, как сейчас трудно их сыну или дочке. Скажите: «Ты имеешь право выражать свои эмоции, но не нужно обзываться и кричать.

Я понимаю, что тебе нелегко, но давай попробуем общаться спокойно». Важно продемонстрировать, насколько для вас важны проблемы и переживания детей.

Сначала покажите, что вы понимаете ребенка, а уже потом начинайте воспитательный процесс.

Родители должны начать с себя и научиться разговаривать с детьми в уважительном тоне. Своим примером показывать, как нужно общаться, сдерживать эмоции, просить прощения, если обидели. Научитесь слушать ребенка, понимать его, всегда оставайтесь на его стороне, ведь только вам маленький человек доверяет больше, чем себе.

детская психология ребенок хамит советы

Вам также может понравиться

Агрессия у ребенка 4 или 5 лет: почему возникает и что делать? Советы психолога — Лидия Панькова

Почему ребенок злится: причины и что делать родителям

Несмотря на то, что у ребенка кризис 3 лет миновал, зачастую родители сталкиваются с агрессивным поведение детей 4 или 5 лет.

В данном возрасте уже завершился процесс формирования активной речи, и сознание ребенка способно выходить за пределы воспринимаемой действительности.

Происходит развитие правого полушария, и центров пространственного анализа и синтеза. В последующем это способствует обучению математике, чтению и письму.

Дети возраста 4-5 лет испытывают острую потребность в движении. И если не удовлетворять их двигательную активность, он быстро перевозбуждаются, начинают капризничать и не слушаться.

Это может привести к проявлению агрессии.

Однако это не единственная причина! Поэтому давайте более детально рассмотрим ситуацию, когда агрессия имеет место у ребенка 4 или 5 лет, узнаем, что делать для нормализации общения с окружающими.

Признаки агрессии у ребенка 4-5 лет

  • Прежде всего разберемся, как распознать агрессивность, чтобы понимать, когда стоит беспокоиться и предпринимать какие-то меры. Обычно агрессивное поведение у ребенка 4 или 5 лет проявляется так:
  • • попытки причинить вред другим детям – толкнуть, ударить, укусить, обозвать;
  • • осознанная порча вещей: игрушек, мебели, предметов декора в доме и за его пределами;
  • • провокация на ответную агрессию. Чадо ведет себя неподобающим образом с родителями, воспитателями, ровесниками;
  • • осознанное непослушание – ребенок категорически отказывается делать то, что просят, чтобы рассердить родителей, воспитателей.

Если имеет место описанная ситуация, необходимо срочно задаться вопросом ее нормализации. Вспышки гнева и приступы агрессии нужно устранить немедля, чтобы ребенок не навредил себе или другим.

Причины агрессии у ребенка 4-5 лет

Конечно, первым делом следует разобраться в причинах агрессивного поведения. Именно их понимание и устранение поможет быстрее восстановить нормальное эмоциональное состояние чада, научить его правильно общаться с окружающими.

К основным причинам детской агрессии психологи относят:

• агрессивное поведение родителей. Если в семье малыш постоянно с ним сталкивается, то и сам начинает вести себя точно так же;

• недостаток внимания со стороны родителей. Он часто провоцирует детские кризисы в 4 или 5 лет. Малыши не обидчивые, просто они пытаются всяческими способами привлечь к себе внимание, не находят ничего лучшего, чем непослушание и асоциальные поступки;

• внутренние страхи и переживания. Очень часто они становятся главной причиной проблем эмоционального и поведенческого характера;

• упущение родителей в воспитании. Если малышу раньше не объяснили, как можно себя вести, а как нельзя, он может просто не понимать ситуацию.

• переутомляемость. Когда на ребенка сваливается слишком много дел и забот, он склонен проявлять поведение более младшего возраста. Иногда родители стараются дать ребенку то, чего в их жизни не было (секции, занятия, развлечения и т.д.). При этом они забывают, что психика ребенка еще не до конца сформирована. И это нужно учитывать при выборе нагрузок.

• отсутствие двигательной активности. Огромное количество занятий могут утомить ребенка, но и бездействие негативно сказывается на его поведении. Неудовлетворение потребности в движении способно вызвать агрессивные реакции у детей.

Это основные причины, которые выделяют психологи. Следовательно, на них и нужно ориентироваться, думая, как убрать агрессию у ребенка 4-5 лет.

Как бороться с агрессией ребенка

Рассмотрим несколько полезных советов, которые дает большинство специалистов, работающих в области детской психологии:

• нормализовать эмоциональную обстановку в семье. Перестать ссориться, кричать в присутствии малыша, подавая ему негативный пример для подражания;

• устранить физические наказания, выбрать другие методы. Ни в коем случае не стоит бить ребенка. Такое воспитание не даст положительного результата, а только вызовет ответную агрессивную реакцию;

• предупреждать о недопустимости агрессивного поведения и результатах. Например, выходя на улицу гулять, сразу обозначить, как нельзя себя вести и предупредить, что при первом же непозволительном поступке в процессе игры или общения ребенок пойдет домой. Он будет стараться контролировать эмоции и действия, чтобы не быть лишенным долгожданной прогулки;

• отдать на спортивную секцию. Психологи советуют выбирать командные игры: футбол, хоккей и т.д. Осторожными следует быть с единоборствами. Если выбран такой вариант, нужно отдать малыша хорошему тренеру, который научит держать эмоции под контролем, направлять энергию в правильное русло и проявлять агрессию только когда требуется.

• заниматься воспитанием ребенка с учетом его развития. Уделяйте своему малышу больше времени, играйте с ним на свежем воздухе, общайтесь, и не допускайте переутомления.

Проявляя любовь к своему ребенку, вы учите его правильно взаимодействовать с окружающей реальностью, любить себя и близких. Не жалейте времени на своих детей, ведь они скоро вырастут, а вы уже будете пожимать плоды своего воспитания.

Это основные советы психолога по теме устранения агрессии у ребенка 4 или 5 лет. Придерживаясь приведенных рекомендаций, удастся отметить, что чадо стало спокойнее и послушнее.

Главное – правильно реагировать на его поведение.

Если же справиться с проблемой не удалось, есть смысл обратиться психологу и пообщаться с ним лично для составления индивидуального плана действий по устранению причин агрессии.

Читайте также:  Миф: На грудном вскармливании нужна диета

Статья по коррекционной педагогике: Консультация для родителей "Почему ребенок злится, что делать?" | Образовательная социальная сеть

  • Консультация для родителей «Почему ребенок злится, что делать?»
  • Агрессивность
  • • Будем прибегать к большей строгости, а оказывается с ним нужно быть ласковее и внимательнее.

Агрессивность имеет положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности, или, напротив, в непослушании и сопротивлении.

Агрессивность может сделать ребенка упорным либо безвольным

• Важно поощрять развитие позитивных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам.

В силу различных причин мы вынуждены уделять детям меньше внимания, чем следует и навязываем им то, что их сердит и злит. Нет такого дня, чтобы его порыв или желание были подавлены. И, плача, он постепенно переходит от призыва о помощи к отчаянному гневному протесту. Так рождается агрессивность.

Агрессивная реакция – реакция борьбы.

Агрессивность складывается из неудовлетворенности, протеста и злости. Возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Это нормально и предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие проявления ухода от действительности.

• Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в вашем ребенке – проявлять к нему любовь.

Мы все проявляем любовь к детям. Но не столь очевидно, чтобы ребенок почувствовал ее.

• Если в первые 3-4 года ребенок чересчур избалован или заласкан, его психическое развитие окажется замедленным.

Ребенок сам огорчен из-за своего поведения. У него рождается чувство вины и даже боязнь утратить любовь и заботу родителей. Эта боязнь тоже может развивать агрессивность, и возникает порочный круг. Ребенок чувствует себя подавленным не только родителями, но также собственным чувством вины и страха. И его агрессивность теперь уже будет направлена и на всякие другие объекты.

Негативная сторона в том, что от агрессивности больше всего страдает сам ребенок. Он ссорится с родителями, друзьями, живет в постоянном раздражении. Становится жертвой необоснованных страхов. Ребенок не может приобрести мир внутри себя и улучшить отношения с окружающими. Их агрессивность не уменьшается со временем потому, что она привычна и неконтролируема.

• Для «лечения» агрессии те же способы, что и для ее предупреждения.

• Одно лишь ласковое слово может снять озлобление. Пусть ребенок чувствует себя желанным и любимым даже ценой некоторых поблажек со стороны родителей.

  1. • Полезно понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключить их.
  2. Агрессия.
  3. Менее агрессивные дети те,
  4. • родители которых ни снисходительны,
  5. • ни склонны к применению наказания,
  6. • осуждали агрессию и доводили до сведения ребенка, но без строгих наказаний.
  7. • Родители агрессивных детей вели себя так, как – будто любое поведение детей приемлемо, не показывая своего отрицательного отношения к поступкам, но когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан.
  8. Агрессивные тенденции формируются на более поздних этапах, если:
  9. • Родители поощряют агрессивность в своих детях либо показывают пример по отношению к окружающим.
  10. • Родители наказывают за проявление агрессивности
  11. • Родители, которые резко подавляют агрессивность, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность
  12. • Родители,которые не наказывают, не обращая никакого внимания, также воспитывают чрезмерную агрессивность
  13. • Родителям, разумно подавляющие агрессивность у своих детей, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.
  14. Памятка для родителей.

• Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.

• Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет от ребенка и центр внимания сместиться с объекта агрессии на новый предмет.

• Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врагов, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

• Показывайте личный пример эффективного поведения. Не допускайте при детях вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях, коллегах, строя планы «мести».

• Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его и принимаете. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен, что он важен для вас.

  • Подумайте над тем, что можно еще изменить.
  • Агрессивность ребенка проявляется, если:
  • • Ребенка бьют.
  • • Над ребенком издеваются.
  • • Над ребенком зло шутят.
  • • Ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда.
  • • Родители заведомо лгут.
  • • Родители пьют и устраивают дебоши.
  • • Родители воспитывают ребенка двойной моралью.
  • • Родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка.
  • • Родители не умеют любить одинаково своих детей.
  • • Родители ребенку не доверяют.
  • • Родители настраивают ребенка друг против друга.
  • • Родители не общаются со своим ребенком.
  • • Вход в дом закрыт для друзей ребенка.
  • • Родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу.
  • • Родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку.
  • • Ребенок чувствует, что его не любят.
  • Для преодоления детской агрессии родители должны иметь:
  • внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
  • Типичная ошибка родителей:
  • Подавление чувства злости у ребенка, наложение запрета на проявления любых агрессивных действий с его стороны.
  • Причина:

Страх родителей. Родители боятся, что ребенок вырастет злым, не будет любить своих родителей. Плохо, если ребенок сделает вывод:

  1. «Я плохой, раз я злюсь, но поскольку не злиться иногда я не могу, то я злюсь еще сильнее, злюсь еще и на то, что мне запрещают злиться».
  2. В результате ребенок свою агрессию не контролирует, а подавляет, что мешает ему научиться владеть собой.
  3. Правильные действия:
  4. • Останавливайте ребенка в тот момент, когда он совершает агрессивные действия, сообщайте ему о том, что вам больно, неприятно.
  5. • Научите ребенка заменять свои действия словами, говоря о том, из-за чего он злится
  6. • Если ребенок узнает свое чувство злости, понимает почему он злится и говорит об этом другим, значит он умеет управлять своими негативными чувствами.
  7. • Иногда взрослые сами подают своим детям пример агрессивного поведения и даже провоцируют их на агрессивную реакцию.
  8. • Важно не только бороться с проявлениями агрессии, но и думать о ее происхождении, узнавать ее причину.
  9. Памятка для родителей
  10. по предупреждению детской агрессивности.
  11. • Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  12. • Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  13. • Не ставьте ребенку никаких условий.
  14. • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  15. • Не наказывайте ребенка за то, что позволяете делать себе.
  16. • Не изменяйте своим требованиям к ребенку в угоду чему-либо.
  17. • Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  18. • Можете поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  19. • Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Агрессивное поведение. Коррекция поведения дошкольников (М. Н. Заостровцева, Н. В. Перешеина)

Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда результат фрустрации (состояние, вызванное препятствием на пути удовлетворения потребности или достижения цели).

  • Агрессия как основной вид борьбы с фрустрацией,может проявляться в различной модальности и различной форме в поведенческом и вербальном плане: в виде негативизма, проявлений садизма, мазохизма, депрессии и гнева.
  • Агрессивность как черта личности зависит прежде всего от условий, в которых развивается человек.
  • Агрессия приобретается посредством биологических факторов (гормоны, особенности нервной системы, научения (непосредственный опыт, наблюдение).
  • Жестокое обращение с детьми способствует получению ими личного опыта агрессии, который сохраняется и передается от поколения к поколению.

Проблема недостатка общения ребенка с родителями усугубляется ростом разводов,увеличением числа неблагополучных,конфликтных семей, что является важным фактором возникновения различных эмоциональных расстройств у ребенка. Для полного преодоления такой ситуации, как распад семьи, ребенку требуется не менее 2 лет.

Ошибки в семейном воспитании – серьезная причина возникновения трудновоспитуемости, в том числе и проявления агрессии у детей. Особого внимания заслуживает проблема запрета и наказания.

  1. Человек, неоднократно подвергавшийся наказаниям,сам становится более агрессивным.
  2. Неблагоприятные отношения со сверстниками, будучи доминирующими, могут способствовать появлению у ребенка неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивного поведения.
  3. Проявление агрессии у дошкольника является следствием неудовлетворенности ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками, низким социальным статусом ребенка в группе, неуспехом в совместной со сверстниками деятельности (неразвитость игровых умений и навыков, преобладание эгоистических мотивов общения, неудовлетворенность потребности в признании).
  4. Развитие произвольности в поведении, возникновение соподчиненных мотивов, первичных этических инстанций и переживаний, возросшее влияние группы сверстников на развитие личности – опорные точки психологической помощи агрессивным детям.
  5. Задачи психологического воздействия.
  6. • Устранение дефицита в поведенческих репертуарах
  7. • Усиление адаптивного поведения
  8. • Ослабление или устранение неадекватного поведения
  9. • Устранение изнурительных реакций тревоги
  10. • Развитие способности расслабляться
  11. • Развитие способности самоутверждаться
  12. • Развитие эффективных социальных навыков
  13. • Достижение адекватного сексуального функционирования
  14. • Развитие способности к саморегулированию

Агрессия сложное и противоречивое явление. В основе агрессивного поведения лежат инстинктивные побуждения, однако способы их реализации определяются социальными факторами.

  • Работа воспитателей, психологов и родителей с такими детьми должна проводиться в 3 направлениях:
  • • Ознакомление с психологическими особенностями агрессивных детей.
  • • Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  • • Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (через ролевую игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны).
  • Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:
  • Внимание, сочувствие, сопереживание, терпение, требовательность, честность, откровенность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, сердечность, понимание, чувство юмора, ответственность, такт, дружелюбие, умение удивляться, надежду и любовь.
Читайте также:  Стоит ли отдавать ребенка в центры раннего развития

Доктор Комаровский рассказал, откуда берётся агрессия у детей — и что делать дальше

Как бы мы ни были внимательны к чувствам и потребностям ребёнка, дети обязательно будут бунтовать, злиться и обижаться. Одна из наших задач — помочь ребёнку прожить свои «сложные чувства». Рядом с нашей силой, внимательностью и устойчивостью попрактиковаться в том, как выдерживать отказ, как проявлять в здоровой форме сопротивление, как назвать по имени то, что чувствуешь.

С каждым днём и годом ребёнок при нашей помощи учится выдерживать всё больше напряжения, постепенно вызревая в своих реакциях.

У маленького ребёнка не так много возможностей проявить свою силу. Чаще она проявляется именно в сопротивлении. Если он потеряет возможность сопротивляться нам в 3–4–5–7 лет, то потом, в подростковом возрасте, он не сможет сказать НЕТ тогда, когда это важно.

И это родительский дзен — удерживать границы, то есть правила семьи, но позволять свободно развиваться внутри этих правил. Осознавать свои чувства — и учить называть по имени чувства ребёнка. Мы буквально до определённого возраста являемся для ребёнка «внешним мозгом».

«Почему он выбирает такие агрессивные игрушки, почему смотрит такие страшные злые мультики, почему выбирает себе в друзья таких странных ребят?» — спрашивают родители о мальчиках и девочках.

Дело в том, что мы очень мудро устроены: если я напрямую не могу «прожить» эмоцию, состояние, то я буду компенсировать это кем-то, чем-то, «об кого» смогу это сделать. И если не стану буллером, то, возможно, примкну к наблюдателям, к стае пассивно-агрессивных.

«Идеальные мамы и папы» — при всей огромной любви к ребёнку — не дают ему возможности попрактиковаться в «реальности жизни». Они не читают сложных сказок, из текста убирают злых и страшных персонажей, боятся, когда в игре ребёнок проявляет злость.

Злость, спрятанная в тень, превращается внутри нас в неуправляемое чудовище. И когда оно вырвется на свободу, что станет для неё триггером, как она проявится — непредсказуемо.

23 практических совета об агрессии детей разного возраста:

1. Ребёнок отличается от взрослого в том числе и тем, что у взрослого механизм торможения и контроля уже присутствует и отлажен. Слова «возьми себя в руки» к малышам абсолютно неприменимы, им пока «нечем» взять себя в руки, они только учатся. Важно об этом помнить.

2. Любую работу с родителями я начинаю с темы ресурса (если взрослый не позаботился о себе, если он устал, истощён, то у него совершенно естественно просто не хватит сил на адекватную взрослую реакцию). Допустимо сказать ребёнку: мол, я так устал, что мне сейчас нужно побыть самому, чтобы потом с тобой говорить и реагировать. Ребёнку мы не нужны 24 часа в сутки.

3. Дети очень крепки, если мы большую часть времени рядом с ними «вменяшки», то эпизоды нашей «невменяшковости» они переживут без ущерба. Но тут всё же важный вопрос — каковы мы большую часть времени.

4. Проявленный острый процесс безопаснее, чем скрытый. Непроявленное сопротивление уходит «в тень» и может превратиться в телесные симптомы, в форму автоагрессии. «Агрессия на себя» может проявиться в снижении успеваемости, в ощущении себя жертвой, в том, что ребёнок может начать терять вещи, «притягивать» к себе «наказание».

Может ли ребёнок сказать вам «нет»? Допустима ли в семье конфронтация мнений? Дают ли ребёнку в чём-нибудь право выбора? Есть ли у него ощущение, что он может на что-то повлиять?

5. Ребёнок может «зеркалить» агрессивное поведение авторитетных взрослых, может злиться «за кого-то». Часто ребёнок «проявляет» своим поведением замаскированный конфликт в семье. Важно честно проанализировать своё взрослое поведение и свои реакции.

6. Агрессия часто вырастает из ощущения небезопасности, бывает компенсацией боли, обиды.Причём ребёнка могут обидеть в школе, а агрессию он может канализировать на бабушку или младшего брата. Важно внимательно исследовать ситуацию.

7. Агрессия бывает пассивной и активной (пассивная, например, — это показать язык за спиной человека, примкнуть свидетелем к «проявленным» агрессорам). Активная агрессия может быть вербальной или тактильной (вербальная — обзывалки, дразнилки, крик), тактильная — битье, телесное задевание.

8. На каждый вид агрессии существует свой способ реагирования: при вербальной мы можем говорить с ребёнком, при тактильной — останавливаем руку, ставим блок, учим уклоняться от удара.

9. Важно помнить, что малыши довербального периода (которые не умеют говорить связным языком) вместо словесного контакта используют тело.

 Знакомятся, посыпая друг друга песком, бросают игрушку, «дотрагиваясь», как бы растягивая свою руку, до человека, который их интересует, бьют лопаткой по голове, проявляя симпатию и расположение.

Это не признак того, что растёт маньяк и агрессор. Наша задача — потихоньку, в ролевых играх учить знакомству, осваивать коммуникативные навыки.

10. Если малыш бьёт маму, папу, бабушку и при этом улыбается, то, скорее всего, это не агрессивное действие. Это для ребёнка игра. Важно не давать излишней эмоции в свою реакцию.

11. Иногда дети, ожидая от нас включённости и именно телесного внимания, «оживляют» нас, «возвращают в тело» своими прикосновениями или ударами. Буквально они своими ладошками кричат «эй, вернись». И таким детям в этот момент важны не столько интеллектуальные, сколько телесные игры.

12. В работе с агрессией важно понять, нет ли органической причины, хронических заболеваний, температуры, гельминтоза (интоксикация может провоцировать вспышки агрессии). Часто агрессия вырастает из усталости и напряжения.

13. Если ребёнок пережил опыт насилия, если было агрессивное медицинское вмешательство в тело ребёнка, если с точки зрения ребёнка он «пострадал», но не получил компенсации, то компенсация может быть агрессивной.

14. У детей старшего дошкольного и школьного возраста агрессия может прикрывать страх.

15. У малышей, детей во время кризиса 3 лет, у подростков — контроля над эмоциями не ожидайте. Их поведение — не специальная игра в «Достань родителя». Поверьте, они не специально.

16. В работе с агрессией с трёхлетками и подростками важно помнить, что одна из их неосознанных «задач» — обесценить маму.

 И тут очень важна наша собственная уверенность в себе, наша стабильная позиция: я — чудесный Родитель для своего взрослеющего ребёнка.

Он говорит гадости, говорит даже, что ненавидит нас, но нашей любви от этого не меньше, и мы верим в то, что его любовь тоже не уменьшается. Эти слова и крики — пиковое состояние, которого они сами же через минуту испугаются.

17. Важно помнить, что в ответ на сложное поведение взрослого или ребёнка у нас может быть выброс гормона кортизола — гормона стресса. Он выключает нашу рациональность, он нас заставляет быстро действовать. Под действием кортизола мы действуем так же импульсивно, как и ребёнок. Важно сделать вдох-выдох, дать себе возможность чуть «остыть».

18. Важно эмоцию суметь осознать и назвать по имени. Если вы спросите у ребёнка (важно задавать вопрос, а не утверждать): «Ты расстроен? Ты злишься?», то в первый момент реакция может усилиться.

19. Важно, чтобы у ребёнка была возможность просто выплеснуть напряжение — батут, боксёрская груша, подушечные бои, караоке, кричалки, иногда — компьютерные игры, рисование (даже чёрным цветом).

20. Агрессия — это часто реакция на то, что важная потребность не реализована, или реакция на то, что границы нарушены. Нам важно самим научиться осознавать свои потребности и корректно о них заявлять. И постепенно учить этому ребёнка. Злость — это сила, которая дана нам для защиты.

21. Мы своим поведением показываем ребёнку, как реагировать на конфликт. Если в ответ на их агрессию мы их бьём — мы только закрепляем это поведение.

22. Часто за сложным, «непродуктивным» поведением ребёнка скрывается что-то для нас неизвестное и неочевидное.

23. Самая главная «практика» в работе с родителями — мысленно представить себя огромным, как океан и как высочайшая гора. С внутренним намерением: Я огромный. Я взрослый. Я справлюсь.

Помните: от вашей реакции на агрессию зависит то, каким вырастет ваш ребёнок!

Источник: emakar.ru

Новое видео:

Новое видео:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *