Первый поход в детский сад или возвращение туда после летних каникул — не самое простое время для детей и их родителей. Капризы, слезы, ссоры и споры мало кого оставляют равнодушным и добавляют стресса в семейные будни. Но, к счастью, есть немало педагогических и психологических приемов, которые помогут легче пережить это состояние и адаптироваться к новым условиям.
Секретами мастерства поделились опытные педагоги московских детских садов, которые 27 сентября отмечают профессиональный праздник. Они дали родителям и своим коллегам несколько практических советов, которые помогут лучше понять друг друга и поддержать детей.
Семейный климат-контроль
Когда родители решают отдать ребенка в детский сад, главный вопрос — как он там справится, не умея вроде бы элементарных вещей.
Не зная, как пользоваться горшком, одеваться, спокойно есть или усидчиво заниматься. Его судорожно начинают обучать всему и сразу. Хотя эксперты не считают это главным.
По их словам, важно подготовить ребенка к детскому саду психологически, а остальное придет со временем.
В основе такой подготовки должны быть любовь и понимание, считает воспитатель с 17-летним стажем Светлана Тулайкина. «Если у ребенка будет доверие к миру, если в семье его будут любить и принимать, тогда он будет чувствовать защиту, спокойно сможет войти в детский коллектив и воспринять нового взрослого», — рассказывает воспитатель школы № 236.
Нельзя ставить перед ребенком задачу повзрослеть за один день, считает Юлия Якубович, педагог дошкольного отделения школы № 1357 «На Братиславской», которая в прошлом году завоевала звание «Воспитатель года».
«“Ты теперь большой, ходишь в детский сад, перестаем носить памперсы и выбрасываем пустышку!” — к таким резким переменам сложно приспособиться. Малышу для начала достаточно того, что он в новом месте и без мамы. Остальное можно сделать чуть позже. В первое время необходимо уменьшить факторы стресса», — отмечает она.
Поход в детский сад сравнивают со сменой места работы у взрослого. Ребенок тоже испытывает волнение, тревогу, страх неизвестности. Только для него они в три раза сильнее. А значит, сначала необходимо создать комфортный психологический климат.
«Важно помочь ребенку не бояться нового окружения, научить спокойно и уверенно взаимодействовать со сверстниками.
Родители могут создавать подходящую для этого среду, придумывать ситуации взаимопомощи, интересные игровые моменты», — считает воспитатель дошкольного отделения школы № 354 имени Д.М. Карбышева Даниил Семичев.
Знакомство с новым миром
Начинать подготовку к саду педагоги рекомендуют с рассказов о том, что это за место. Сначала можно просто гулять рядом, смотреть, как дети играют на площадках, общаются с воспитателем, как их забирают домой. Светлана Тулайкина советует поиграть в садик дома: выбрать игрушки, одна из которых станет воспитателем, а остальные — детьми.
Они помогут показать обычные ситуации: обед, тихий час. Так можно постепенно сформировать понятный образ детского сада. «Обязательно нужно подстраивать режим дня под тот, который будет в детском саду. Примерно представлять, какое меню будет в там, и готовить такие же блюда дома.
Обычно на такую подготовку достаточно лета», — говорит Светлана Тулайкина.
Процесс адаптации индивидуален: все зависит от способностей ребенка к коммуникации, личных особенностей и его окружения. «Если он регулярно общается с другими детьми, как правило, адаптация проходит быстрее.
Но чаще встречаются дети, которым нужен мягкий процесс.
Когда поначалу их приводят на несколько часов, постепенно знакомят с помещениями и воспитателями, которые должны настроить ребенка на нужный лад», — отмечает Даниил Семичев.
По словам Юлии Якубович, есть дети, готовые чуть ли не сразу остаться в детском саду на целый день, а есть те, кого стоит забрать уже через час. И в этом педагоги не видят ничего страшного. Существуют специальные приемы, которые сильно помогут семьям.
«Приведите в сад не Петю или Дашу, а куклу или зайчика. Покажете ему вместе с ребенком игрушки, шкафчик, ребят, а потом положите спать на красивую кроватку. На следующий день Петя с зайчиком останутся в садике вместе, а потом расскажут маме, как прошел день.
Пусть в садик ходит зайчик, а Петя будет в роли взрослого, который о нем заботится», — делится Юлия.
Сколько времени понадобится на адаптацию, зависит от конкретного случая. Если малыш ни с кем не оставался, кроме мамы, к детском саду он привыкнет не сразу. «Такого ребенка плавно вводят в новый режим.
Сначала можно приходить не с утра, а на вечернюю прогулку, чтобы он видел, что детей забирают домой и никто в детском саду не остается.
Буквально за 10–15 минут он сможет понять, что здесь безопасно и интересно», — рассказывает Светлана Тулайкина.
Категоричное нет
Когда все идет по плану, ребенок постепенно привыкает к новому месту и окружению, начинает легче отпускать маму, уходят слезы, а реакции становятся спокойнее. Понять, так ли это, поможет поведение ребенка. Если он начинает подавать руку педагогу, идет к нему на руки, не отторгает, значит, адаптация проходит мягко, с пользой и нужными результатами, говорит Даниил Семичев.
При этом ребенок все равно может иногда капризничать и говорить, что не хочет идти в сад. И к таким ситуациям тоже стоит отнестись спокойно.
«В беседе важно настраивать ребенка на позитивный лад. По дороге домой его надо расспрашивать, что было днем, и искать в его словах как можно больше положительных моментов. А еще воспитатель может заинтересовать ребенка тем, что будет завтра. Можно сказать, что без него ничего не получится, что он настоящий помощник воспитателя, сделав акцент на его самых сильных сторонах», — отмечает Даниил Семичев.
Если малыш категорически отказывается идти в сад, надо найти причину. Может быть, ему пока просто тяжело расстаться с мамой. Стоит попробовать заговорить ребенка: например, предложить показать воспитателю и ребятам, какая у него красивая новая одежда. Постепенно расставаться будет легче.
Разобраться в других причинах поможет проигрывание ситуаций — ребенка можно спросить, чем он занимался, с кем играл (называя имена детей), какую сказку читал воспитатель, что ели на обед и о другом. «Важно за разговором выводить ребенка на положительные эмоции.
Когда мама расспрашивает о негативе, ребенок понимает, что ей это интересно, значит, об этом надо думать и говорить», — советует Светлана Тулайкина.
При этом если родители пойдут навстречу истерике ребенка, который не хочет идти в сад, и развернутся домой, то ничего хорошего ждать не придется. Это будет повторяться часто. «В такой день лучше забрать ребенка раньше, если ему очень тяжело. Он должен понять, что истерика не выход. Я думаю, что и воспитатель пойдет навстречу и уделит ребенку чуть больше внимания», — добавляет Светлана.
Секреты расставания
Самым проблемным специалисты называют момент расставания ребенка с родителем — когда нужно попрощаться в раздевалке и пойти в разные стороны. Потом группе легче отвлечься и переключиться. Помочь здесь может ритуал прощания.
Один из известных приемов называется «поцелуй в кармашке» или «поцелуй в ладошке»: мама целует ребенка в ладошку, этот поцелуй он может «положить» себе в карман или шкафчик, где тот будет храниться, пока малыш в детском саду.
Еще можно дать ему с собой игрушку или платок, которые пахнут домом, — у каждого будет что-то свое. А потом мама скажет, когда придет, а ребенок помашет рукой в дверях или из окна.
Весь позитивный настрой может исчезнуть в раздевалке, где хором плачут дети. В такой ситуации воспитатели советуют подобрать другое время для прихода в группу — чуть раньше или чуть позже сильно плачущих одногруппников.
По дороге стоит обсудить это с ребенком: рассказать, что другие дети, возможно, еще не поняли, как в группе весело.
А по словам Даниила Семичева, ребят, которые легче адаптируются, можно взять в помощники воспитателю, чтобы они привлекали плачущих детей к игре.
Конфликт интересов
В детском коллективе, как и во многих взрослых, конфликты далеко не редкость. Особенно в первые дни, когда малыши еще не очень знакомы с друг с другом и новыми правилами. Задача родителей — понять причину проблемы, поддержать малыша и научить новым способам выражения чувств, не кусаться и драться, а играть вместе и договариваться, рассказывает Юлия Якубович.
Еще один помощник — сказкотерапия. Вместе с ребенком можно прочитать книгу, где есть моменты, иллюстрирующие ситуацию. Делать это надо эмоционально, но спокойно реагируя на поведение героя. А после необходимо вместе проанализировать текст.
«Ответить на вопросы: что было сделано не так, было ли обидчику приятно, чтобы ты чувствовал на его месте, помнишь, у нас была такая же ситуация, давай подумаем, правильным ли было твое поведение? Когда ребенок посмотрит на ситуацию со стороны, это не нанесет ему психологического урона и позволит не повторять негативных действий», — говорит педагог.
По словам Светланы Тулайкиной, важно спрашивать, что ты чувствовал, как думаешь, почему другой ребенок так поступил. «Необходимо разобрать ситуацию и помочь ее пережить. При этом стараться не уходить в негативные стороны, а понять, выслушать и подсказать, как действовать дальше», — рассказывает Светлана.
Эксперты повторяют: невозможно сделать так, чтобы ребенок вообще никогда не расстраивался. «В детском саду есть свой режим, там нужно подстраиваться под других — все это не так, как с мамой. Ребенок испытывает другие ощущения и эмоции. Но дети, у которых достаточно устойчивая психика, нормально проходят этот процесс», — напоминает воспитатель.
Подготовка родителей
Детский сад — новый этап для всей семьи. Подготовка к нему родителям нужна так же, как их чадам, а может, даже больше. «Дети обычно первый раз идут в садик с желанием и огромным интересом. Главное — поддержать это настроение у ребенка. И самим родителям не переживать», — советует Юлия Якубович, которой тоже скоро предстоит пройти все этапы адаптации со своим вторым ребенком.
Сегодня воспитатели общаются с родителями и отправляют им фотографии с помощью гаджетов. «Родителям это нравится, и они спокойны, а если мамы спокойны, значит, и детям хорошо!» — добавляет Юлия.
Она рекомендует заранее подготовить себя к расставанию с детьми, а их — как можно раньше начинать приучать к новым людям. «Пусть к вам приходят гости, приезжают родные. Это поможет ребенку быстрее социализироваться и не бояться остаться без мамы, а родителям — быть спокойнее.
Больше доверяйте педагогам, они профессионалы своего дела! Случайных людей в этой профессии не бывает», — говорит педагог.
Необходимо создать сильный и самый важный в этой ситуации тандем между педагогами и родителями. «Родителям важно прислушиваться к воспитателям, которые, как правило, люди знающие и подготовленные.
Воспитатель же должен получить и проанализировать информацию о ребенке и посоветовать родителю приемы, которые помогут дома», — рассказывает Даниил Семичев.
По его словам, родителям важно рассказывать максимально много о ребенке — его окружении, привычках, вкусовых предпочтениях. Тогда воспитатель сможет лучше сориентироваться и помочь.
Усатый нянь: четыре интервью с необычными воспитателями детских садов
Профессиональная скорая помощь
Приемы для легкой адаптации можно найти на интернет-ресурсах, в экспертных пабликах, специальной литературе. Светлана Тулайкина, например, рекомендует родителям книгу Анны Быковой «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад!». Она помогла воспитателю во время подготовки к саду ее третьего ребенка.
До этого Светлане пришлось столкнуться с трудностями адаптации средней дочери — они продолжались около двух лет. В сложных ситуациях Светлана рекомендует родителям разобраться, почему ребенку так тяжело, и по возможности вернуться на шаг назад — снова водить малыша в группу лишь на несколько часов.
Быстрее найти причину проблемы помогут педагоги-психологи, которые всегда сопровождают детей в саду. Объединив усилия, воспитатель, психолог и родители вместе обязательно найдут подходящее решение, отмечает Юлия Якубович. При этом на ребенка не придется давить.
«Ребенок ни в чем не виноват, все зависит от среды, в которой он находится. Поэтому важно действовать максимально в его пользу. Если процесс адаптации идет тяжело и долго, значит, так требует его организм. Бывает, что особых проблем нет, установился хороший контакт с воспитателем, но ребенок психологически не принимает детский сад. Нужно работать в его темпе, использовать различные приемы и действовать поступательно. Иногда для решения проблемы достаточно сменить группу. Возможно, ситуация сразу станет другой», — добавляет Даниил Семичев.
Подсказки воспитателям
Своя адаптация нужна и воспитателям, к которым приходит новая группа малышей. Они тоже привыкают к коллективу, знакомятся с интересами и особенностями каждого. Этому помогут несколько рекомендаций, которые дали коллегам наши собеседники.
Чтобы уменьшить переживания родителей, Светлана Тулайкина советует заранее выйти с ними на связь с помощью мессенджеров или социальных сетей.
Педагог рассказала о случае из практики, который мгновенно снял многие родительские страхи: воспитатели, зная, что к ним придет младшая группа, записали видео, на котором рассказали о себе и группе.
«Они показали, какие там кроватки и игрушки, как там чисто и светло, как ждут ребят. Родители увидели, что об их детях думают и заботятся, и им стало намного легче», — объясняет Светлана.
Еще один прием помогает привыкнуть к новым обстоятельствам детям, для которых очень абстрактно звучат фразы типа «мама скоро придет» или «мама придет после обеда».
«В группе мы вешаем календарь-ленту с картинками или фотографиями детей. На одной они моют руки, на других — одеваются на прогулку и обедают.
Так ребенок зрительно понимает, что ему осталось сделать до момента, когда придут родители», — говорит Светлана.
Юлии Якубович помогают цифровые технологии, которые в ее руках становятся не просто развлечением, а источником информации для детей.
Воспитатель делает QR-коды: «Я размещаю в раздевалке сказочного героя с кодом, который, если посмотреть на него в волшебное окошко (планшет или телефон), будет всех приветствовать и предлагать познакомиться. Ребенок будет заинтересован общением, ему легче будет отвлечься и войти в группу».
Тот же герой может расспросить малышей про их настроение или передать послание. QR-коды Юлия вешает даже на деревья и веранды на прогулке. Там она прячет интерактивные задания, подсказки или ответы.
А главный лайфхак от Даниила Семичева — сделать из группы не просто помещение с полками и игрушками, а пространство для детской реализации. «В таком месте ребенок может взять любую вещь, которая ему нравится. У него всегда есть возможность сменить деятельность, если он к ней не готов, пусть даже немного отходя от режима.
Например, если идет занятие по математике, а кто-то из детей не хочет, ему надо дать возможность делать что-то другое», — рассказывает педагог.
Он согласен с мнением, что среда может стать третьим воспитателем для ребенка и процесс адаптации в пространстве, которое нравится ребенку и создано специально для него, пройдет гораздо лучше.
Don’t panic
Удачная адаптация к детскому саду важна всем: ребенку, родителям и воспитателю. Если есть возможность, эксперты советуют не сильно торопить друг друга и не забывать, кто в этой ситуации все-таки взрослый, а кто нет.
«Можно пожелать душевного спокойствия и принятия новых жизненных обстоятельств в более спокойном темпе. Побольше узнавать и учиться — знания сегодня везде, главное — желание. Желание сделать детство наших детей более счастливым, прожить время в детском саду радостно и найти там много новых друзей, в том числе среди воспитателей», — резюмирует Светлана Тулайкина.
Подготовка детей к садику: советы родителям как помочь ребенку адаптироваться
Детский сад-это большое изменение в жизни каждого ребенка. Дети часто нервничают по поводу детского сада, но подготовка к предстоящим изменениям сможет это исправить. Каждый ребенок реагирует по-разному, кто-то взволнован и с нетерпением ждет своего первого дня в детском саду, а кому-то наоборот трудно пережить предстоящие изменения.
Более того все дети приходят с разной степенью готовности. У некоторых уже есть определенные необходимые навыки, такие как знание алфавита и счет до 10, а другие этого еще не достигли. Начало детского сада является огромной вехой для вас и вашего ребенка, и вы можете помочь ему подготовить его во многих отношениях.
В детском саду дети больше узнают о социальных и коммуникативных навыках В то время как многие из нас сосредотачиваются на основах распознавания букв и цифр или навыках чтения, готовность к работе в детском саду включает в себя не только отдельные навыки. Нам нужно смотреть на ребенка в целом и на все навыки и сильные стороны, которые развил каждый ребенок. Вот что делает их уникальными. Подготовка маленьких детей к садику может занять длительный процесс, но все зависит от ребенка.
Советы
Вот несколько советов как помочь вашему ребенку адаптироваться в детском саду, которые помогут вам подготовить ребенка к новому этапу:
Помогите ему развить независимость дома
Поощряйте вашего ребенка одеваться, надевать и снимать пальто, вешать его, пользоваться туалетом без посторонней помощи, мыть руки без постоянных напоминаний и надевать собственную обувь.
В течение определенного периода до сада попробуйте выполнять практические занятия, например: держать карандаш, раскрасить, написать буквы и т.д. Также попробуйте научить ребенка держать ножницы и вырезать фигуры.
Все эти навыки помогут ему не испытывать стресс во время занятий в детском саду.
Установите расписание
В детском саду, вероятно, у вашего ребенка будет отличный график от домашней рутины, поэтому установленное расписание поможет в вопросе «Как приучить ребенка к садику?».
Это может быть более раннее время пробуждения или необходимость быть заранее собранным перед выходом из дома. Также и вам стоит перестроить свое утреннее расписание под расписание ребенка.
Практикуйте, чтобы ваш ребенок просыпался вовремя, одевался и завтракал.
Начните постепенно сокращать время сна
Если ваш ребенок все еще спит днем, то вы можете столкнуться с тем, что в саду перерыв на сон будет короче, чем у вас дома. В связи с чем ребенок может испытывать стресс. Начните сокращать время сна на пару минут каждый день. Более того, короткий сон может способствовать более раннему отбою.
Сосредоточьтесь на социальной жизни вашего ребенка
В течение большей части школьного дня вашего ребенка он будет общаться с другими детьми и работать с ними, учиться сотрудничать в проектах и делиться игрушками. Дети, которым комфортно работать в группах, делают все возможное.
Если ваш ребенок учился в дошкольных учреждениях, он, вероятно, уже хорошо разбирается в этой области. Если нет, подумайте о том, чтобы записать его на групповое занятие, например, на гимнастику или музыкальные занятия.
Вы также можете записать его на программу неполного рабочего дня за лето до начала детского сада.
Старайтесь побуждать его участвовать в групповых мероприятиях, когда они происходят, например, на вечеринках по случаю дня рождения. Вы также можете взять его с собой на игровые площадки, в бассейны, библиотеки и другие соседние места, где он может встретиться с другими детьми и научиться играть с ними.
Сосредоточьтесь на навыках самопомощи
Ваш ребенок должен знать, как вытереть лицо после обеда без подсказок и сморкаться без посторонней помощи. Но будьте уверены, что ему также удобно обращаться к взрослому за помощью, когда это необходимо. Ожидается, что дети в детском саду будут следовать инструкциям в течение учебного дня. Попробуйте практиковать это дома веселыми способами.
Повысить его самосознание
Помимо обучения осознанию других, дети, начинающие ходить в детский сад, должны осознавать себя. Помогите ему запомнить основную информацию о себе, такую как правильное написание его имени, его возраста, адреса и номера телефона.
Он также должен быть в состоянии назвать его различные части тела. Таким образом, он не будет застигнут врасплох, когда дети или учителя задают ему эти вопросы.
Если он испытывает трудности с запоминанием таких фактов, как номер телефона, адаптируйте его к мелодии песни, которую он знает.
Спросите как чувствует себя ваш ребенок
Детский сад отличается тем, что в нем много новинок. Это большая неизвестность, которая может заставить детей чувствовать себя взволнованными. Помогите ребенку пережить стресс первого дня, разговаривая с ним. Спросите что-то вроде: «Что ты хочешь знать о детском саде?», или «Ты, кажется, немного нервничаешь, о чем ты думаешь?»
Практикуйте просьбу о помощи
Ваш ребенок может нервничать по поводу необходимости помощи в детском саду. Это может быть связано с личными вещами, такими как самостоятельное посещение туалета или помощь в переодевании.
Объясните ребенку, что воспитатель всегда будет рядом, чтобы помочь, если есть проблема, и что это нормально задать вопрос или спросить о чем-то.
Все эти совета помогают детям обрести уверенность, чтобы говорить о том, что им нужно.
Учите ответственности
Начните передавать небольшие обязанности вашему ребенку, если вы этого еще не сделали. После семейной поездки в бассейн вы можете поручить ребенку опустошить рюкзак, наполнить бутылки с водой или повесить его мокрый купальник. Даже если вам будет легче выполнить эти задачи, пусть он примет на себя ответственность.
Расширьте его разум
Неофициально начинайте учить своего ребенка цифрам и буквам, как вы занимаетесь повседневной жизнью. Например, распаковывая продуктовые сумки, вы можете сосчитать предметы и попросить его сосчитать с вами.
Вы можете попросить его расставить банки по размеру или расположить их по алфавиту, если он уже знает последовательность букв. Вы можете попросить его подсчитать, сколько окон в доме, или найти все предметы, которые начинаются с определенной буквы.
Знание цветов также полезно, поэтому попросите его определить цвета на своей одежде, коробках с хлопьями и т. Д. Таким образом, ваш ребенок получит все знания, которые ему нужны, чтобы начать детский сад.
Развитие мелкой моторики
Прежде чем дети научатся писать, им необходимо развить мелкую моторику. Чтобы помочь, дайте ребенку небольшие работы по дому, которые побуждают его использовать мышцы рук и пальцев, такие как вскрытие почты, сортировка столового серебра, размешивание теста и завязывание обуви.
Вы также можете купить толстые маркеры или кусочки мела и предложить своему ребенку потратить некоторое время на рисование — будь то на большом блокноте или на дороге. Игра с текучими материалами, такими как вода и песок, также поможет его координации. Вы также можете купить ему набор детских инструментов.
Разрабатывайте и выполняйте процедуры
Установите утренние рутины.Каждый день вставать в одно и то же время, одеваться и вместе завтракать — отличный способ подготовки.
Читайте вслух своему ребенку
Детский сад это место для игр, но ваш ребенок будет также изучать основы таких предметов, как чтение, письмо и математика. Чтение вашему ребенку помогает заложить основу для обучения в детском саду.
Это также помогает подготовить ребенка к прослушиванию информации в классе. Получите для своего ребенка библиотечную карточку, отвезите ее в библиотеку, чтобы проверить книги, и обязательно читайте своему ребенку каждый день.
Читайте разнообразные книги, читайте подписи под фотографиями в газете, даже делитесь комиксами.
Вовлеките его в значимые действия грамотности
Поощряйте вашего ребенка помогать вам с открытками, списками покупок или заметками. Они могут начинать с каракулей или картинок, переходить к разрозненным буквам и, наконец, узнавать некоторые слова по мере поступления в школу. Цените их попытки и наблюдайте, как их навыки развиваются с практикой.
Признайте его чувства
Избегайте слишком много говорить о садике. Ваш ребенок может выражать нервозность, нежелание идти или, наоборот, чувствовать себя очень взволнованным, чтобы пойти в детский сад. Что бы они ни чувствовали, найдите время, чтобы поддержать его.
Вместо того, чтобы беспокоиться о том, готов ли ваш ребенок читать и писать, подумайте о его или ее навыках в целом. Что они могут сделать хорошо, что поможет им добиться успеха?
Памятка для родителей ребенка поступающих в ДОУ
После долгих раздумий вы решили отдать ребенка в детский сад. Как помочь ему легче адаптироваться?
Предлагаем Вам воспользоваться простыми рекомендациями:
- Начните готовить малыша к садику заранее.
- Важно учить ребенка общаться. Водие его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка. Поощряйте его за контакты со сверстниками.
- Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала не надолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас дела, работа, вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.
- В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и интересно будет ему с другими детьми.
- В период подготовки к детскому садику рассказывайте малышу больше о детском саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.
- Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру. Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.
- Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.
- Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у нет – детский сад это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.
- Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.
- Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.
- Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени и он привыкнет к новому общению.
- Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
Что нужно сделать обязательно до посещения ребенком детского сада:
- Режим дня дома должен быть похож на режим дня детского сада.
- Желательно приучить ребенка к горшку (как минимум, чтобы ребенок спокойно садился на него).
- Научить ребенка есть ложкой. Для годовалых детей – держать ложку, пытаться есть.
- Отучите ребенка от груди. Кормление грудью сильно привязывает малыша к маме, усложняет адаптацию. Но, если уж, так случилось, что до сада никак не удалось отучить, то во время самой адаптации этого делать не стоит, это слишком стрессирует малыша.
- Кормите ребенка едой, совпадающей с меню детского сада.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
- Повысить роль закаливающих мероприятий.
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
- И последнее – очень важно, чтобы ребенок много общался с детьми и умел играть самостоятельно.
Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:
- Начните гулять на площадке детского сада.
- Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим показать группу ребенку. Таким образом, вы покажете ребенку свое одобрение всего, что там есть.
- Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставьте на обед, далее на сон. Когда ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте его после полдника, не ждите окончания работы сада.
- Во время адаптации у детей часто нарушается аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается аппетит. Со сном часто бывают проблемы. Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш ни с первой попытки сможет заснуть в группе.
- Приводя ребенка в детский сад, не передавайте ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не подсматривайте в окно, отдавайте ребенка воспитателю спокойно. Не обсуждайте при ребенке проблемы, касающиеся сада.
- Старайтесь в выходные соблюдать такой же режим дня, что и в саду.
- В период адаптации уменьшите просмотр телевизора, посещение гостей и любых новых новостей. Новизны у ребенка и так хватает!
- В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает – это ему необходимо.
- Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыша будут называть жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку.
ВАЖНО ПОМНИТЬ
- Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
- Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!
- Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика – противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, — главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода.
В ДОБРЫЙ ВАМ ПУТЬ!!!!
6 навыков, которым важно научить ребенка до детского сада (так будет всем проще!)
О том, чему важно научить ребенка перед тем, как он пойдет в детский сад, «Летидору» рассказали эксперты федеральной сети экологичных частных детских садов Binny Native Place @binny.ru — основатель Иван Мальцев и руководитель отдела детского развития Надежда Тыщенко.
Перед поступлением в детский сад ребенок должен уметь пользоваться столовыми приборами и посудой.
Учить малыша обращаться с ложкой можно уже с 1–1,5 лет.
Обязательно помогайте ему держать прибор, ведь в первое время малыш не сможет справиться с этой задачей. Поощряйте самостоятельность и хвалите даже за самые незначительные достижения.
То же касается стаканов и кружек – в детском саду ребенку придется пить из них самому. Начать обучение можно с непроливайки, а затем уже переходить к обычной посуде.
Ненавязчиво показывайте детям, как правильно пережевывать пищу: размеренно и неторопливо, чтобы не запивать ее какао или сладким чаем. Также приучите ребенка пить обычную чистую воду.
Для того чтобы разнообразить ритуалы, связанные с едой, используйте яркую красивую посуду, например, с героями популярных мультфильмов. С персонажами можно разговаривать, и они в свою очередь оценят старания малыша с вашей помощью:
«Вот какой ты молодец: смотри, как зайчик тебе подмигивает!»
- Мытье рук – еще один важнейший навык, которым надо овладеть до детского сада.
- Родителям придется самостоятельно выработать четкие и ясные правила для ребенка, когда обязательно надо мыть руки:
- • после улицы,
- • после посещения туалета,
- • перед едой.
- Взрослым проще всего привить эту привычку через личный пример – когда мама и папа не только на словах, но и на деле показывают, как надо поступать.
Изначально ребенок будет просто подражать, а потом подражание перейдет в устойчивую привычку.
Ребенок не должен постоянно находиться в подгузниках. В противном случае это может привести к запоздалому контролю над мочеиспусканием и ночному энурезу.
Оптимальное время для приучения к горшку — 1,5 года, поскольку в более раннем возрасте детская физиология еще не слишком устойчива.
Ребенок готов к горшку, если он уже умеет садиться на корточки и может сообщить взрослым, что хочет в туалет.
Важно выработать четкую взаимосвязь между позывами организма и детским горшком. Пусть он будет ярким, чтобы привлекать внимание малыша.
Родителям стоит рассказывать, что это такое и зачем он нужен, на помощь в этом придут песенки и веселые стихи, которые создадут представление, что ходить на горшок — это хорошо и правильно.
Выдерживайте регулярность, чтобы пользование горшком стало одной из привычек ребенка.
О действенных способах приучения малыша к горшку вы можете узнать из статьи на «Летидоре».
К двум годам дети уже могут совершать самые простые действия — например, надевать шапку, натягивать варежки. Ни в коем случае не надо ругать малыша, если он копается.
Ребенку можно помочь — дайте ему пособие с липучками, шнуровкой, пуговицами, с которым он сможет развить свою мелкую моторику.
Важно, чтобы детская одежда была удобной, не тесной.
Так малыш не застрянет в рукавах и штанинах и не будет нервничать понапрасну. За каждый небольшой успех ребенка обязательно надо хвалить, чтобы закрепить его достижения.
Для того чтобы одеваться было проще, можно распечатать инструкцию в картинках с подсказками: сначала надо надеть трусики, потом колготки, после них брючки и так далее.
Кроме того, всякий раз, когда ребенок собирается на улицу, следует проговаривать каждое действие, что за чем идет, в какой последовательности нужно одеваться и раздеваться.
- Во избежание затягивания процесса желательно, чтобы родители подготовили всю одежду заранее.
- Кстати, обувь для малышей лучше покупать на липучках – так ребенок сможет застегнуть ее самостоятельно, пока мелкая моторика еще недостаточно развита для завязывания шнурков.
- Это может показаться сложной задачей — приучить ребенка к определенному распорядку дня, который будет в детском саду.
- Для того чтобы ее облегчить, можно превратить весь процесс в игру.
Пусть каждый день станет для малыша соревнованием с папой и мамой, в котором он будет получать очки за выполнение определенных действий.
Встал строго в 8 часов утра? Молодец! Умылся, позавтракал, сделал зарядку? Прекрасно!
Вечером ребенка можно поощрить, например, приятным сюрпризом, что должно мотивировать его к продолжению этой игры. Именно так сформируется привычка, которая поможет малышу без труда адаптироваться к новой жизни и ко всем ритуалам, принятым в детском саду.
Одним из таких ритуалов может стать «утренний круг», когда с ребенком обсуждаются задачи на день и происходит обмен позитивными эмоциями.
Движение — это и профилактика самых разных заболеваний, и прекрасный способ всегда держать организм в тонусе.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок привык много двигаться, задействовав при этом максимальное количество мышц.
В помощь родителям — утренняя зарядка, подвижные игры на свежем воздухе, совместные вылазки на природу, возможно, походы в бассейн, прогулки на лыжах и так далее. Здорово, если в детском саду всему этому будут уделять достаточно внимания, но главную роль играют все-таки родители и их личный пример.
Предстоящая встреча с детским садом — это радостное и волнующее событие для ребенка. И в ваших руках все инструменты, чтобы помочь превратить первый день малыша в садике в праздник.
Depositphotos, Freepik.com
О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!