Функциональные расстройства ЖКТ у детей первого года жизни

Функциональные расстройства ЖКТ у детей первого года жизни

Расстройство пищеварения или простая диспепсия чаще встречается у детей первых лет жизни. Она может развиваться остро или на фоне предвестников: беспокойства, снижения аппетита, срыгиваний, учащения стула. Через 3-4 дня частота стула достигает 5-7 раз в сутки, он становится жидким, неоднородной окраски, напоминая вид рубленого яйца с комочками белого, желтого и зеленоватого цвета, примесью слизи. При диспепсии у детей отмечается вздутие живота, частое отхождение газов, срыгивания, рвота. Ребенка беспокоят кишечные колики: перед актом дефекации он сучит ножками, плачет. Аппетит снижается вплоть до отказа от еды, что приводит к приостановке нарастания массы тела. Простая диспепсия у детей продолжается 2-7 дней. На фоне диспепсии у детей может развиться молочница, стоматит, опрелости.

Токсическая форма диспепсии

Функциональные расстройства ЖКТ у детей первого года жизни

У ослабленных детей простая диспепсия может трансформироваться в токсическую форму. При этом появляется лихорадка, неукротимая рвота, частый (до 15-20 раз в сутки) стул, который быстро приобретает водянистый характер с комочками слущенного эпителия. Значительная потеря жидкости при рвоте и диарее сопровождается обезвоживанием, снижением тургора тканей, западением большого родничка, резким уменьшением массы тела. Лицо ребенка приобретает маскообразные черты с устремленным в одну точку взглядом; кожа и слизистые становятся сухими; рефлексы снижаются, могут возникнуть судороги. Токсическая диспепсия у детей может привести к нарушению сознания, развитию комы и гибели ребенка.

Функциональная диспепсия у детей старшего возраста протекает с периодически возникающими болями в животе (обычно вскоре после приема пищи), быстрым насыщением, тошнотой, ощущениями переполнения желудка, отрыжкой, изжогой, чередованием запоров или диареи. Расстройства пищеварения при диспепсии у детей часто обостряются в связи со стрессовыми ситуациями, сочетаются с головокружениями и потливостью.

Диагностика диспепсии

Функциональные расстройства ЖКТ у детей первого года жизни

Обследование детей с диспепсией педиатром должно включать сбор анамнеза и жалоб, клинический осмотр, комплексную лабораторную и инструментальную диагностику.

В первую очередь, при наличии синдрома диспепсии у детей необходимо дифференцировать органическую или функциональную природу расстройства пищеварения. С этой целью ребенку проводится УЗИ органов брюшной полости (печени, желчного пузыря, поджелудочной железы), эзофагогастродуоденоскопия, рентгенография желудка.

Из лабораторных тестов используется исследование кала на Helicobakter Pylori, биохимические пробы печени, определение ферментов поджелудочной железы в крови и моче.

С помощью бактериологического посева испражнений исключаются ОКИ, путем исследования кала на яйца гельминтов – глистные инвазии. Следует исключить лактазную недостаточность, целиакию, дисбактериоз кишечника.

Исследование копрограммы при диспепсии у детей выявляет наличие воспалительных изменений в кишечнике, признаки нарушения переваривания компонентов пищи.

Поскольку функциональные расстройства пищеварения практически всегда связаны с нарушениями со стороны нервной системы, дети с диспепсией должны быть проконсультированы детским неврологом и психологом.

Лечение диспепсии у детей

Функциональные расстройства ЖКТ у детей первого года жизни

Легкие формы алиментарной диспепсии у детей лечатся амбулаторно. Главным компонентом терапии простой диспепсии у детей является отмена продукта, приведшего к нарушению пищеварения, соблюдение диеты и режима питания в соответствии с возрастом ребенка.

Грудным детям рекомендуется заменить 1-2 кормления в день водно-чайной паузой и сократить объем других кормлений. Ребенку дают пить глюкозо-солевые растворы, морковно-рисовый отвар, некрепкий чай.

  • Для улучшения пищеварения при диспепсии у детей назначаются ферменты (панкреатин); для выведения токсинов – сорбенты; для снятия болей – спазмолитики.
  • Поскольку в основе 75 % случаев синдрома диспепсии у детей лежит нарушение моторики желудка, целесообразно назначение прокинетиков (регуляторов моторики).
  • Для восстановления кишечной флоры после перенесенной диспепсии детям можно давать препараты с живыми культурами бифидо- и лактобактерий.

Средне-тяжелые и тяжелые формы диспепсии у детей необходимо лечить в условиях стационара. Токсическая диспепсия у детей требует назначения антибактериальных препаратов.

Ребенок, страдающий диспепсией, нуждается в тщательном уходе: поддержании соответствующего температурного режима, спокойной обстановки, соблюдении гигиены.

Необходимо внимательное наблюдение за динамикой состояния ребенка, осмотр характера рвотных масс и испражнений, предупреждение аспирации рвотных масс в дыхательные пути.

Прогноз и профилактика диспепсии у детей

Функциональные расстройства ЖКТ у детей первого года жизни

  1. Простая диспепсия обычно заканчивается выздоровлением детей через несколько дней и не влечет за собой осложнений.
  2. Токсическая диспепсия требует лечения в стационаре.
  3. Профилактика диспепсии у детей сводится к соблюдению возрастной диеты, правильному введению прикормов, гигиены кормления, своевременному и адекватному лечению инфекционных и общесоматических детских болезней.

Причины и характер проблем со стороны ЖКТ у детей различного возраста | Стимбифид Плюс

В период новорожденности и в детском возрасте, острые и хронические заболевания желудочно-кишечного тракта не являются редкостью.

Существуют отдельные заболевания, которые чаще возникают у детей определенной возрастной категории, что связано с незрелостью иммунной системы, нерациональным питанием, неправильным введением прикорма у детей первого года жизни, а также наличием врожденных структурных изменений в органах пищеварительной системы.

Любые расстройства пищеварительной деятельности в детском возрасте, при несвоевременном лечении, с возрастом могут привести к развитию тяжелых патологий. Родителям важно знать, как правильно ребенку восстановить микрофлору после антибиотиков, а также с какими патологиями ЖКТ можно столкнуться в детском возрасте.

Дети первого года жизни

Дети грудного возраста, чаще всего сталкиваются с такими функциональными расстройствами ЖКТ, как острая и хроническая диарея, дисбактериоз кишечника, острый и хронический энтероколит.

Подобные нарушения могут быть обусловлены врожденными аномалиями развития толстого и тонкого кишечника, искусственным вскармливанием с использованием молочные смеси, которая не подходит ребенку, ранним введением прикорма, а также проникновением инфекционных возбудителей бактериальной или вирусной природы.

Лечение симптомов энтероколита у детей проводится только после установления точной причины развития патологии.

Хроническая и острая диарея, обусловленная нарушением баланса кишечной микрофлоры или инфекцией, несет прямую угрозу не только здоровью, но и жизни младенца. Если говорить о том, как восстановить микрофлору кишечника ребенка, то в данной ситуации не обойтись без пробиотиков и пребиотиков.

Дети дошкольного возраста

Организм дошкольника продолжает находиться на этапе становления, а иммунная система всё ещё остается незрелой. Кроме того, рацион детей дошкольного возраста значительно расширен по сравнению с грудничками, что может послужить причиной развития пищевой аллергии, а также таких заболеваний органов ЖКТ:

  1. Хронические запоры. Нарушение моторно-эвакуаторной функции толстого кишечника у ребёнка дошкольного возраста может быть обусловлено аномалиями строения кишечных петлей, несбалансированным питанием, психологическими проблемами и приёмом отдельных групп лекарственных медикаментов. Лечение запоров у детей 3 лет и старше проводится с использованием не только щадящих слабительных средств, но и с помощью препаратов, нормализующих баланс кишечной микрофлоры.
  2. Хронический гастрит. Нарушение режима питания и скудный рацион способен провоцировать хроническое воспаление желудка у ребенка. Нередко данное состояние развивается при попадании хеликобактерной инфекции, которая во взрослом возрасте также является причиной развития гастрита и язвенной болезни желудка.
  3. Хронический дуоденит. Это состояние является дополнением к хроническому гастриту.

Дети младшего школьного возраста и подростки

С момента начала посещения дошкольного или школьного учреждения, ребёнок ежедневно находится в коллективных условиях. Учащиеся младших классов и подростки, чаще сталкиваются с такими нарушениями со стороны пищеварительного тракта:

  1. Острый гастрит. Как правило, данное состояние развивается под воздействием инфекционных возбудителей.
  2. Дискинезия желчевыводящих путей. Ускоренное выведение желчи или её задержка в желчном пузыре, чаще всего провоцируется нерациональным питанием, когда в меню ребенка преобладают так называемые перекусы. Кроме пищевого фактора, спровоцировать дискинезию у ребенка и подростка могут врождённые аномалии развития желчевыводящих путей.
  3. Острые и хронические гепатиты. Основной причиной развития воспалительного процесса в печени являются вирусы гепатита. Чаще всего дети и подростки сталкиваются с гепатитом А. Инфицирование происходит при употреблении некачественной воды, с немытыми руками, а также с грязными овощами и фруктами.

В отличие от взрослых, при лечении детей необходимо соблюдать особый подход. Для лечения симптомов дисбактериоза кишечника у детей, назначаются средства, содержащие бифидум и лактобактерии.

При выборе лекарственных средств отдается предпочтение медикаментам щадящего действия, которые имеют минимальный список побочных эффектов.

Одним из главных звеньев лечения инфекционных и неинфекционных патологий желудочно-кишечного тракта у детей являются пробиотики и пребиотики, которые восстанавливают нормальный баланс кишечной и желудочной микрофлоры.

Особенности применения пробиотиков и пребиотиков у детей

Препараты из группы пробиотиков и пребиотиков очень часто назначаются детям разного возраста с лечебно-профилактической целью.

Препараты, сочетающие в себе пробиотический и пребиотический компоненты, являются незаменимой составляющие комплексной терапии инфекционного и неинфекционного гастроэнтерита, энтерита и кишечного дисбиоза в периоде новорожденности.

Для восстановления микрофлоры после антибиотиков, ребенку назначают пробиотики и пребиотики с первого дня начала антибактериального лечения.

С точки зрения эффективности, комбинированный прием антибиотиков и пробиотиков малоэффективен, так как от общего количества принимаемых бактерий, жизнеспособными остаются не более 25%.

Решить эту проблему позволило изобретение метапребиотика, который содержит комбинацию из фруктоолигосахаридов и фруктополисахаридов, а также лактат кальция.

Метапребиотик Стимбифид Плюс для детей не нормализует кишечную микрофлору за счёт содержания бифидум и лактобактерий, но при попадании в просвет желудочно-кишечного тракта, компоненты Стимбифид Плюс создают максимально благоприятные условия для размножения нормальной микрофлоры.

При контакте с антибиотиками, эффективность метапребиотика не снижается, поэтому Стимбифид для детей одинаково совместим с любыми антибактериальными препаратами. Восстанавливая нормальную микробиоту желудка и кишечника, Стимбифид Плюс повышает иммунитет и помогает гармонизировать все процессы в организме ребенка.

Компоненты метапребиотика благоприятно влияют на интеллектуальное развитие детей, и помогают улучшить школьную успеваемость. Метапребиотик для детей полностью безопасен, поэтому может быть использован с лечебно-профилактической целью уже с первых дней жизни.

В инструкции по применению Симбифид Плюс, для детей обозначена дозировка и кратность приёма.

/ Доктор Стимбифид

Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта и их коррекция у детей первых трех месяцев жизни

Нет такой семьи, которая в первые 3 месяца жизни ребенка не переживала бы мучительных моментов, связанных с криком и беспокойством малыша. Этот крик очень страшен для родителей – ведь им совершенно непонятна его причина, и они, естественно, боятся «пропустить» заболевание, требующее оказания срочной помощи.

Читайте также:  Готовность к школьному обучению – что это такое?

Крики ребенка в первые месяцы жизни – самая частая причина обращения к педиатрам во всем мире. Врач должен быстро разобраться с причиной крика и облегчить страдания малыша, объяснить родителям, что они должны делать.

Причин для крика и болевого приступа много, и дифференциальная диагностика строится на выявлении буквально клинических нюансов.

Наиболее частой причиной крика ребенка в первые месяцы жизни являются так называемые дисфункции желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), или функциональные кишечные колики.

Основным отличием функциональной кишечной колики от патологических состояний, сопровождающихся изнуряющим болевым криком ребенка и требующих незамедлительного вмешательства (хирургическая патология, тяжелая неврологическая патология, острые инфекции), является регулярная связь таких колик с приемом пищи, спокойное состояние ребенка между приступами, отсутствие клинических признаков соматической или неврологической патологии, удовлетворительный аппетит и прибавка массы тела.

Пищеварительная система ребенка наиболее сложно адаптируется к внеутробному существованию.

Колики, срыгивания, неустойчивость стула – это, прежде всего, проявления адаптации, и задача медиков – помочь ребенку и всей семье прожить этот период с наименьшими «потерями» и с максимальными шансами на сохранение здоровья, формирование естественного биоценоза кишечника, полноценной ферментативной активности, зрелой перистальтики и т.д.

Термином «колика» (от греческого κολικός – «боль в кишке») обозначают приступообразные боли в животе.

В раннем детском возрасте, в первые месяцы жизни, колики обусловлены совокупностью причин: морфофункциональной незрелостью периферической иннервации кишечника, дисфункцией центральной регуляции, поздним стартом ферментативной системы, становлением микробиоценоза кишечника. Болевой синдром связан преимущественно с нарушением двигательной функции кишечника и повышенным газообразованием.

В настоящее время во всем мире используется «степовая», или пошаговая, коррекция состояния ребенка в периоде колик. В идеологию «степовой» терапии заложена последовательность мероприятий от более простых к более сложным, что позволяет или купировать функциональные кишечные колики, или выявить наличие патологического процесса у ребенка.

  • В «степовой» терапии используются мероприятия для снятия острого болевого приступа и фоновая коррекция.
  • В задачи фоновой коррекции входит проведение мероприятий, направленных на создание благоприятного фона в кишечнике, при котором колики могут и не возникнуть.
  • Фоновая коррекция включает в себя следующие составляющие:
  1. Психологическая подготовка родителей.
  2. Поддержка грудного вскармливания. Рациональное питание матери при грудном вскармливании.
  3. Подбор смесей при необходимости смешанного или искусственного вскармливания.
  4. Использование растительных препаратов ветрогонного действия.

Психологическая подготовка родителей, на наш взгляд, очень важный этап. К сожалению, проведению беседы с растерянными и напуганными родителями не всегда придают большое значение.

А ведь родителям необходимо объяснить причины колик, подчеркнув, что это не болезнь, рассказать, как протекают колики и когда должны закончиться эти страдания ребенка.

Снятие психологического напряжения, создание ауры уверенности помогает уменьшить боль у ребенка и выполнить правильно все назначения.

Само по себе грудное вскармливание не исключает и не уменьшает частоту и тяжесть функциональных кишечных колик, а в ряде случаев при грудном вскармливании частота приступов младенческого крика даже выше, чем при использовании искусственных смесей.

Тем не менее следует учитывать, что грудное молоко содержит не только необходимые питательные вещества, но и факторы роста, способствующие созреванию ребенка и его развитию.

Именно поэтому важной составляющей работы педиатра является поддержка грудного вскармливания даже в ситуациях, когда родителям кажется, что оно провоцирует болевой крик ребенка.

Прежде всего, необходимо убедиться, что мать правильно прикладывает ребенка к груди, уточнить, насколько эффективно сосет ребенок, как долго он сосет, берет ли после этого пустышку и т.д.

Кроме того, следует выяснить, как питается мать. При необходимости предложить уменьшить объемы выпиваемого коровьего молока (как дополнительного источника лактозы). В случае плохой переносимости коровьего молока матерью этот продукт следует совсем исключить из рациона.

Целесообразно снизить потребление жирных продуктов, а также вызывающих метеоризм (огурцы, майонез, виноград, фасоль, кукуруза), особенно если аналогичная реакция наблюдается и у матери, а также блюда, содержащие экстрактивные вещества (бульоны, приправы).

Вместе с тем мать, безусловно, должна питаться разнообразно и полноценно, так же или даже лучше, чем во время беременности.

Если у мамы достаточно грудного молока, врач может предложить перейти на искусственное вскармливание только в случае, когда именно составные части грудного молока провоцируют болевой синдром (на практике крайне редкая ситуация).

Пока такой убежденности нет, вряд ли врач имеет моральное право ограничить естественное вскармливание и предложить матери перейти на искусственную, пусть даже лечебную, смесь, не испробовав весь арсенал средств поддержки грудного вскармливания.

Если ребенок с коликами находится на смешанном и искусственном вскармливании, можно попробовать изменить питание, например, исключить животные жиры, кисломолочную составляющую (с учетом очень индивидуальной реакции ребенка на кисломолочные бактерии), подобрать смеси, в состав которых входят олигосахара, обладающие пробиотическим действием, или низколактозные смеси. При этом следует помнить главное правило: нельзя одновременно использовать смеси разных фирм-производителей.

Целесообразно использование фитопрепаратов ветрогонного и мягкого спазмолитического действия: фенхеля, кориандра, цветков ромашки. Подобным действием обладает препарат Плантекс®.

Плоды и эфирное масло фенхеля, входящие в состав препарата Плантекс®, стимулируют пищеварение, увеличивая секрецию желудочного сока и усиливая перистальтику кишечника, поэтому расщепление и всасывание пищи происходят быстрее.

Активные вещества препарата предупреждают скопление газов и способствуют их отхождению, смягчают спазмы кишечника.

Препарат Плантекс® является лекарственным средством и имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с биодобавками и фиточаями:

  • производство и контроль качества препарата Плантекс® соответствуют требованиям, предъявляемым к фармацевтическим препаратам;
  • терапевтическая эффективность препарата доказана клиническими наблюдениями;
  • количество полезных веществ в препарате не уменьшается при хранении.

Тем не менее по поводу использования препарата Плантекс® ведется дискуссия. Скептики приводят, по крайней мере, два аргумента.

Первый – Плантекс® представляет собой питье, для достижения эффекта необходимо выпить 1–2 пакетика в день, или примерно 10–20 мл, перед или между кормлениями, а дети в первый месяц жизни, особенно находящиеся на грудном вскармливании, практически отказываются от дополнительного питья. Это, несомненно, справедливо.

Но кишечные колики обычно начинаются к концу первого месяца жизни, особенно ярко проявляются на втором месяце, в это время дети уже готовы немного пить и иногда требуют дополнительной жидкости. Однако при исключительно грудном вскармливании и отказе ребенка от питья заставлять его пить нецелесообразно.

Еще один аргумент: Плантекс® содержит лактозу, а именно ей, при транзиторном дефиците лактазы, отводится важная роль в патогенезе болевого синдрома. Действительно, у грудных детей (особенно недоношенных и маловесных) может быть транзиторное снижение кишечной лактазы, обусловленное морфофункциональной незрелостью кишечника.

Однако частота встречаемости транзиторной лактазной недостаточности значительно преувеличена. Как и при назначении любого препарата детям раннего возраста, в случае Плантекса необходимо предупредить родителей, что при использовании препарата они должны оценить, не отмечается ли ухудшение состояния, в данном случае нарастание крика.

Это поможет и при оценке индивидуальной переносимости препарата.

В Центре коррекции развития детей раннего возраста Московского НИИ педиатрии и детской хирургии мы провели исследование, в котором изучили переносимость препарата Плантекс® у 52 детей в возрасте от 3 недель до 6 месяцев.

В основную группу вошли 28 детей, получавших Плантекс®; в контрольную группу – 24 ребенка, не получавших препарат. У всех детей основной жалобой, по словам родителей, был частый крик после или на фоне кормления.

Соматической и неврологической патологии при клиническом осмотре выявлено не было. Со всеми родителями была проведена подробная беседа о причинах кишечной колики, оценена правильность вскармливания и питания матери при грудном вскармливании.

В обеих группах число детей на исключительно грудном вскармливании, на смешанном или искусственном вскармливании были сопоставимы. Все дети получали препарат в домашних условиях.

Плантекс® использовался в дозах: по 1 пакету в сутки – у детей раннего возраста, увеличение дозы до 2 пакетов в сутки – у детей 2–3 месяцев.

Отмечено, что применение препарата Плантекс® в основной группе не усиливало клинических проявлений дисфункции ЖКТ – не отмечено усиления диареи, замедления прибавки массы тела и других признаков, которые могли бы указывать на симптомы лактазной недостаточности.

Это было подтверждено данными лабораторных исследований – на фоне приема препарата Плантекс® в группе исследуемых детей не отмечено повышения уровня углеводов кала относительно первоначального уровня (до введения препарата).

В ходе исследования показано, что как в основной, так и в контрольной группе не установлена корреляция между тяжестью кишечных колик и уровнем углеводов в кале, определяемом по методу Бенидикта (особенно на грудном вскармливании).

В ходе исследования отмечено: колики более легкой степени купировались на фоне регулярного использования препарата Плантекс®, в более тяжелых случаях требовалась дополнительная терапия.

В пяти случаях на фоне применения препарата Плантекс® отмечались минимальные высыпания, в связи с чем две семьи отказались от дальнейшего приема препарата, а три семьи с учетом явного эффекта уменьшения болевого синдрома продолжили его использование.

При этом усиления сыпи не наблюдалось, более того, она самостоятельно, без использования каких-либо десенсибилизирующих и местных средств, купировалась в течение месяца. Это позволяет высказать обоснованные сомнения в том, что высыпания были проявлением реакции на препарат.

Трое детей отказались принимать Плантекс® как дополнительное питье. Возможно, в этих случаях имела место индивидуальная вкусовая реакция.

  1. Таким образом, Плантекс® можно рекомендовать детям раннего возраста в качестве фоновой терапии кишечных колик с учетом вышеизложенных возможных ограничений.
  2. Поскольку в основе приступа лежат спазм кишечника и повышенное газонаполнение (степень превалирования одного из двух компонентов в этом сочетании может варьировать), симптоматическая терапия этого состояния должна быть направлена на устранение основных причин болевого синдрома.
  3. При купировании колик существует определенная этапность действий.
  • Первый этап. Использование физических методов – постуральное положение и тепло. Традиционно принято удерживать ребенка в вертикальном положении или лежа на животе, желательно с согнутыми в коленных суставах ножками, на теплой грелке или пеленке, полезен массаж области живота.
  • Второй этап. Применение препаратов симетикона. Препараты симетикона обладают ветрогонным действием, затрудняют образование и способствуют разрушению газовых пузырьков. Они не всасываются в кишечнике и после прохождения через ЖКТ выводятся из организма. Вне зависимости от интенсивности и времени возникновения приступа препараты симетикона даются только во время болей (болевой синдром должен сняться через несколько минут). Необходимо иметь в виду, что если в генезе колики преимущественную роль играет метеоризм, эффект будет превосходным. Если в генезе основную роль играет нарушение перистальтики за счет незрелости иннервации кишечника, эффект будет значительно менее выраженным.
  • Третий этап. Пассаж газов и кала при помощи газоотводной трубки или клизмы, возможно введение свечи с глицерином. Дети, у которых имеется незрелость или патологии нервной регуляции, будут вынуждены чаще прибегать именно к этому способу купирования колик.
  • Четвертый этап. При отсутствии положительного эффекта на предыдущих этапах назначаются прокинетики и спазмолитические препараты (дротаверин, прометазин, мебеверин).
Читайте также:  О дополнительном тестировании при подозрении на коронавирус

Идея «степовой» терапии заключается в постепенном, шаг за шагом, облегчении состояния ребенка. Отмечено, что эффективность этапной терапии кишечных колик одинакова у всех детей и может использоваться как у доношенных, так и у недоношенных.

Мы провели анализ эффективности предложенной схемы купирования болевого синдрома. Обследовано 100 доношенных детей в возрасте от 1 до 4 месяцев с доказанными функциональными коликами.

Эффективность коррекционных мероприятий 1-го этапа составила 15%, 1-го и 2-го этапов – 62%. Только в 13% случаев потребовалось использование всего комплекса мер для купирования болевого синдрома.

В нашем исследовании не установлено снижения частоты колик и силы болевого синдрома при включении в предложенную схему ферментов и биопрепаратов.

У 6 детей (6%), несмотря на комплекс проведенных мероприятий, не только не было отмечено положительной динамики, но и появилось нарастание симптоматики с присоединением других кишечных расстройств: запоров, диареи, срыгивания, нарушения прибавки массы тела. Именно эти дети потребовали углубленного обследования и назначения соответствующей терапии.

Однако 94% детей с симптомокомплексом функциональных кишечных колик прошли этот период с минимальным числом обследований (практически их отсутствием) и с минимальным числом назначаемых препаратов.

Это важно не только с точки зрения облегчения нагрузки на бюджет семьи, но и, прежде всего, потому, что у родителей сохранилась уверенность в здоровье ребенка, а также повысилась самооценка, поскольку именно они смогли самостоятельно помочь ребенку и облегчить его страдания.

Кроме того, вышеизложенный подход к преодолению этого первого в жизни ребенка и его семьи сложного периода исключает постоянное напряжение, возникающее из-за отсутствия результата после многочисленных консультаций врачей, формирование самой идеи «больного ребенка», дает ребенку возможность естественного развития.

Фитопрепарат Плантекс®

  • Плоды и эфирное масло фенхеля, входящие в состав препарата Плантекс®, стимулируют пищеварение, увеличивая секрецию желудочного сока и усиливая перистальтику кишечника, поэтому расщепление и всасывание пищи происходят быстрее.
  • Активные вещества препарата предупреждают скопление газов и способствуют их отхождению, смягчают спазмы кишечника.
  • Плантекс® можно рекомендовать детям раннего возраста в качестве фоновой терапии кишечных колик.

Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей первого года жизни

После рождения ребёнок начинает сосать грудное молоко и только с этого момента включается в работу его желудочно-кишечный тракт (ЖКТ). Первые 2-3 недели ребенок живет на материнских гормонах. Его главная задача в это время – научиться сосать грудь правильно: прикладываться к груди, не заглатывать воздух, получать достаточное количество молозива.

Первое молоко, которое получает ребёнок, – особое переходное гидролизованное молоко, в котором белок разложен на составные части.

Оно легко всасывается, что на первых порах необходимо, так как ещё не все ферменты работают. К возрасту 2-3 недели материнские гормоны уходят, а молоко становится более зрелым.

И появляются первые сложности – так называемые «функциональные расстройства»: кишечные колики, срыгивания и изменения стула.

  • Функциональные срыгивания

Чаще всего срыгивания происходят потому, что у ребёнка пока ещё нет правильной регуляции, и при сокращении желудка оба сфинктера (и пищевода и двенадцатиперстной кишки) открываются одномоментно. При правильной регуляции первый сфинктер, отделяющий пищевод от желудка, должен быть закрыт, а второй, отделяющий желудок от 12-ти перстной кишки — открыт. Но такая регуляция формируется постепенно.

В норме ребёнок никак не реагирует на срыгивания, и хорошая прибавка массы тела сохраняется. Однако интенсивные срыгивания могут быть признаком патологического состояния. Если ребёнок срыгивает после каждого кормления – это повод обратиться к педиатру для исключения такой хирургической патологии, как пилоростеноз (невозможность прохождения пищи ниже желудка).

Также причиной частых срыгиваний могут быть последствия перинатальных повреждений или нарушений со стороны нервной системы в шейной области, которые возникли при тяжёлых родах. Такие состояния требуют специальной оценки, коррекции и наблюдения у педиатра.

На приёме доктор обследует ребёнка для выявления причин срыгивания и при наличии патологии объясняет, как следует действовать.

  • Функциональные кишечные колики

Функциональные кишечные колики – это спазмы желудочно-кишечного тракта, в основном тонкого кишечника. Они возникают в результате неполного переваривания пищи – как грудного молока, так и искусственной смеси. Неполное переваривание влечёт за собой повышенное газообразование.

Газы наполняют кишечник, распирая его в одной области, а в соседней области возникают рефлекторный спазм и интенсивный болевой синдром. Чем малыш более зрелый и крупный, тем тяжелее кишечные колики. Необходимо проконсультироваться с педиатром для выяснения природы колик (функциональные они или патологические).

Педиатр определит наиболее эффективные методы коррекции этого состояния. Кишечные колики функционального характера проходят к 3-х месячному возрасту.          

  • Функциональные расстройства стула

При грудном вскармливании у ребёнка могут быть длительные задержки эвакуации стула. Стул может отсутствовать несколько дней при сохранении хорошего самочувствия ребёнка, и это повод проконсультироваться с педиатром.

При грудном вскармливании стул жидкий и частый с небольшим количеством жёлтых вкраплений. Он отличается от стула, который бывает при искусственном вскармливании. При питании смесями стул кашицеобразный, цвет не имеет принципиального значения.

При грудном вскармливании практически не встречается дисбактериоз, но если у ребёнка были перинатальные проблемы – возможно замедленное формирование микробиоценоза (нормальной микрофлоры кишечника). При искусственном вскармливании формирование микробиоценоза происходит медленнее.

При болевом синдроме и срыгивании такому ребёнку могут быть назначены пробиотические препараты.

Эффективность коррекции микробиоценоза у детей первых трёх месяцев жизни на сегодняшний день не является доказанной. Использование пробиотических препаратов без чёткой клинической картины нецелесообразно.

  • Патологии желудочно-кишечного тракта

Кроме функциональных нарушений у ребёнка могут быть и реальные заболевания желудочно-кишечного тракта, которые в первую очередь характеризуются появлением кровянистых выделений в стуле.

Это требует срочного обращения к педиатру! Патологическая рвота — первый симптом поражения со стороны центральной нервной системы, проявлением эндокринных заболеваний, болезней желудочно-кишечного тракта (нарушения синтеза ферментов в кишечнике).

Всё это можно скорректировать при раннем обращении к специалисту.

  • Наблюдение детей первого года жизни в Ильинской больнице

Педиатр — это первая линия защиты семьи. Педиатры Ильинской больницы контролируют развития ребенка, проводят коррекцию функциональных расстройств и лечение заболеваний. Мы консультируем родителей по основным волнующим семью вопросам – вскармливание, оценка физического и психомоторного развития, вакцинопрофилактика, даем советы в рамках программы «Уход в целях развития».

В Ильинской больнице мы придерживаемся международно-признанной позиции: ребенку дополнительные консультации нужны только при выявлении педиатром неблагополучия, или в случае его сомнений по какому-либо вопросу. Сроки осмотра ребенка врачами узкого профиля определяются объективной надобностью для ребенка, а не просто условными периодами его жизни.

Лечение функциональных нарушений ЖКТ у детей грудного возраста в Санкт-Петербурге | Многопрофильная клиника EMS

К наиболее распространенным функциональным нарушениям  ЖКТ у детей 1 года жизни относятся: синдром срыгиваний, кишечные колики, запоры.

Срыгивания- самопроизвольный заброс желудочного или желудочно-кишечного содержимого в ротовую полость.

У детей они могут быть вызваны различными причинами, среди которых  наиболее  часто встречаются аэрофагия( заглатывание воздуха), перекорм, нарушение режима кормления, неадекватный подбор смесей, синдром вегето-висцеральных нарушений вследствие поражения центральной нервной системы в родах, ранний переход к густой пище.

Причиной обильных срыгиваний, рвоты могут быть и серьезные заболевания( пороки  развития) желудочно-кишечного тракта, наследственные заболевания обмена веществ.

Часто срыгивания не расценивают как болезнь, поскольку они не вызывают выраженных нарушений в состоянии здоровья детей.

У детей с упорными срыгиваниями  могут отмечаться не только отставание в физическом развитии, но и развитие анемии( малокровие), хронических заболеваний пищевода, желудка,кишечника желчного пузыря.

Такие дети склонны к частым простудным заболеваниям ввиду нарушения иммунной функции кишечника, лор-органов. Для них характерны и повышенная возбудимость, нарушение сна.

Кишечные колики- это эпизоды беспокойства, болезненного плача, которые занимают не менее 3 часов в сутки. Обычно они начинаются в первые недели жизни , кульминации достигают к 2 месячному возрасту, и постепенно уменьшаются, обычно исчезая к 3-4 месяцам жизни. Вечерние часы — наиболее типичное время кишечных  колик.

Кишечные колики встречаются довольно часто( до 45% детей 1 года жизни).

Симптомы кишечных колик- резкий болезненный плач, сопровождающийся покраснением лица, вынужденным положением с прижатыми к животу ногами, нарушением отхождения газов и стула.

Заметное улучшение возникает после дефекации. Кишечные колики  практически с одинаковой частотой встречаются и при   искусственном, и при  естественном  вскармливании.

Отмечено, чем ниже масса тела  при рождении, тем выше риск развития данного состояния.

Причины развития подобного состояния : физиологическая незрелость организма, изменение моторной функции  желудочно-кишечного тракта вследствие нарушения нервной и гуморальной регуляции, нарушение микрофлоры кишечника.

Функциональные запоры-увеличение интервалов между актами дефекации( по сравнению с физиологической нормой для данного возраста)более 36 часов. Частота стула у детей считается нормальной  от 1 до5 раз в сутки( до 4 месячного возраста), и от 1 до3 раз в сутки ( с 4 месяцев до 2 лет). Подобные состояния встречаются у 20-35% детей 1 года жизни.

  • Возникновение запоров чаще всего обусловлено нарушением моторной функции кишечника, болезненным актом дефекации( дисхезия) вследствие спазма сфинктеров прямой кишки, ослаблением тонуса гладкой мускулатуры или их сочетанием.
  • Развитие запоров может быть обусловлено не только функциональными нарушениями, но и врожденными аномалиями развития различных отделов кишечника, но и заболеваниями эндокринной системы( гипотиреоз,сахарный диабет, феохромоцитома  и др).
  • К факторам риска развития  всех наиболее часто встречающихся  нарушений функции желудочно- кишечного тракта у детей года жизни следует отнести: раннее искусственное вскармливание, недоношенность, поражения центральной нервной системы, отягощенная наследственность по заболеваниям пищеварительной системы .
  • Лечение  необходимо проводить только под наблюдение врача педиатра( неонатолога, гастроэнтеролога).
Читайте также:  Интерьер детской комнаты в мятном цвете, идеи применения

Особенности желудочно-кишечного тракта у детей

У новорожденных и детей первых месяцев жизни полость рта относительно мала, язык большой, хорошо развиты мышцы рта и щек, в толще щек имеются жировые тельца (комочки Биша), отличающиеся значительной упругостью в связи с преобладанием в них твердых (насыщенных) жирных кислот.

Эти особенности обеспечивают полноценное сосание груди. Слизистая оболочка полости рта нежная, суховатая, богата кровеносными сосудами (легко ранима). Слюнные железы развиты слабо, продуцируют мало слюны.

Активно функционировать слюнные железы начинают к 3-4-му месяцу жизни, но даже в возрасте 1 года объем слюны (150 мл) составляет 1/10 от количества ее у взрослого человека.

Ферментативная активность слюны в раннем возрасте составляет 1/3-1/2 от ее активности у взрослых, однако уровня взрослых она достигает в течение 1 -2 лет.

Ферментативная активность слюны в раннем возрасте

Хотя ферментативная активность слюны в раннем возрасте низкая, ее действие на молоко способствует его створаживанию в желудке с образованием мелких хлопьев, что облегчает гидролиз казеина. Гиперсаливация в 3-4-месячном возрасте обусловлена прорезыванием зубов, слюна может вытекать изо рта из-за неумения детей глотать ее.

Реакция слюны у детей первого года жизни нейтральная или слабокислая — это может способствовать развитию молочницы слизистой оболочки полости рта при неправильном уходе за ней.

В раннем возрасте в слюне низкое содержание лизоцима, секреторного иммуноглобулина А, это обусловливает ее низкую бактерицидность и необходимость соблюдения правильного ухода за полостью рта.

Пищевод, желудок у ребенка, детей

Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается, при этом диаметр пищевода становится больше. В возрасте до года слабо выражены физиологические сужения пищевода, особенно в области кардиального отдела желудка, что способствует частому срыгиванию пищи у детей 1-го года жизни.

Желудок у детей грудного возраста расположен горизонтально, дно его и кардиальный отдел развиты слабо, что объясняет склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте.

По мере того как ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной, и к 7-11 годам он расположен так же, как у взрослого. Емкость желудка у новорожденного составляет 30- 35 мл, к году увеличивается до 250-300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл.

Секреторный аппарат желудка у детей 1-го года жизни развит недостаточно, в слизистой оболочке желудка у них меньше желез, чем у взрослых, и функциональные способности их низкие.

Хотя состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза), но кислотность и ферментативная активность более низкие, что определяет низкую барьерную функцию желудка и иное рН желудочного сока (4-5; у взрослых 1,5-2,2). В связи с этим белки недостаточно расщепляются в желудке пепсином (расщепляются в основном катепсинами и гастриксином, вырабатываемыми слизистой оболочкой желудка). Липаза желудка (вырабатываемая пилорическим отделом желудка) расщепляет в кислой среде вместе с липазой женского молока до половины жиров женского молока. Эти особенности необходимо учитывать при назначении различных видов питания ребенку.

Кишечник у детей, ребенка

Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых.

 Слепая кишка подвижна из-за длинной брыжейки, поэтому аппендикс может располагаться в правой подвздошной области, смещаться в малый таз и в левую половину живота, что создает трудности в диагностике аппендицита у детей раннего возраста (осмотр детский хирург поликлиника «Маркушка»).

 Сигмовидная кишка относительно длинная, это предрасполагает к запорам у детей, особенно если молоко матери содержит повышенное количество жира.

 Прямая кишка у детей первых месяцев жизни также длинная, со слабой фиксацией слизистого и подслизистого слоя, в связи с чем при тенезмах и упорных запорах возможно ее выпадение через анальное отверстие.

Брыжейка более длинная и легко растяжимая, что может приводить к перекрутам, инвагинациям и другим патологическим процессам. Особенностью кишечника у детей является лучшее развитие циркулярной мускулатуры, чем продольной, что предрасполагает к спазмам кишечника и кишечной колике. Особенностью органов пищеварения у детей является также слабое развитие малого и большого сальника, поэтому инфекционный процесс в брюшной полости (аппендицит и др.) часто приводит к разлитому перитониту.

Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, в кишечном соке находятся те же ферменты, что и у взрослых, но активность их низкая. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов.

Однако рН сока двенадцатиперстной кишки у детей раннего возраста слабокислый или нейтральный, поэтому расщепление белка трипсином ограничено (для трипсина оптимальный рН — щелочной). Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров из-за низкой активности липолитических ферментов.

У детей, находящихся на грудном вскармливании, эмульгированные желчью липиды на 50 % расщепляются под влиянием липазы материнского молока.

Переваривание углеводов происходит в тонком кишечнике под влиянием амилазы поджелудочной железы и дисахаридаз кишечного сока.

Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь определяют у детей раннего возраста более высокую, чем у взрослых, всасывательную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов и микробов.

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также имеет ряд особенностей. Перистальтическая волна пищевода и механическое раздражение нижнего его отдела пищевым комком вызывают рефлекторное раскрытие входа в желудок.

Моторика желудка складывается из перистальтики (ритмические волны сокращения от кардиального отдела до привратника), перистолы (сопротивление, оказываемое стенками желудка растягивающему действию пищи) и колебаний тонуса стенки желудка, которое появляется через 2-3 ч после приема пищи.

Моторика тонкого кишечника включает маятникообразное движение (ритмические колебания, которые осуществляют перемешивание кишечного содержимого с кишечным секретом и создают благоприятные условия для всасывания), колебание тонуса кишечной стенки и перистальтику (червеобразные движения по ходу кишечника, содействующие продвижению пищи).

В толстом кишечнике отмечаются также маятникообразные и перистальтические движения, а в проксимальных отделах — антиперистальтика, способствующая формированию каловых масс.

Время прохождения пищевой кашицы по кишечнику у детей короче, чем у взрослых: у новорожденных — от 4 до 18 ч, у более старших — около суток.

Следует отметить, что при искусственном вскармливании этот срок удлиняется.

Акт дефекации у детей, ребенка

Акт дефекации у грудных детей происходит рефлекторно без участия волевого момента, и лишь к концу первого года жизни дефекация становится произвольной.

Новорожденный в первые часы и дни жизни выделяет первородный кал, или меконий, в виде густой массы темно-оливкового цвета без запаха.

В дальнейшем испражнения здорового грудного ребенка имеют желтую окраску, кислую реакцию и кисловатый запах, причем консистенция их кашицеобразная. В более старшем возрасте стул становится оформленным.

Частота стула у грудных детей — от 1 до 4-5 раз в сутки, у детей старшего возраста — 1 раз в сутки.

Кишечник ребенка в первые часы жизни почти свободен от бактерий

Кишечник ребенка в первые часы жизни почти свободен от бактерий. В дальнейшем желудочно-кишечный тракт заселяется микрофлорой. В полости рта у грудного ребенка можно обнаружить стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечную палочку и некоторые другие бактерии.

В кале появляются кишечные палочки, бифидобактерии, молочнокислые палочки и др. При искусственном и смешанном вскармливании фаза бактериального инфицирования происходит быстрее. Бактерии кишечника способствуют процессам ферментативного переваривания пищи.

При естественном вскармливании преобладают бифидобактерии, молочнокислые палочки, в меньшем количестве — кишечная палочка. Кал светло-желтый с кисловатым запахом, мазевидный.

При искусственном и смешанном вскармливании в связи с преобладанием процессов гниения в кале много кишечной палочки, бродильная флора (бифидофлора, молочнокислые палочки) имеется в меньшем количестве.

Печень у детей, ребенка

Печень у детей относительно большая, у новорожденных она составляет около 4 % массы тела (у взрослых — 2 % массы тела). У детей раннего возраста желчеобразование менее интенсивное, чем у детей более старшего возраста.

 Желчь детей бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином, солями и щелочью, но богата водой, муцином, пигментами и мочевиной, а также содержит больше таурохолевой, чем гликохолевой кислоты (таурохолевая кислота является антисептиком).

Желчь нейтрализует кислую пищевую кашицу, что делает возможной деятельность поджелудочного и кишечного секретов.

Кроме того, желчь активирует панкреатическую липазу, эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, превращая их в мыла, усиливает перистальтику толстого отдела кишечника.

Система органов пищеварения у детей, ребенка. Обобщение

Система органов пищеварения у детей отличается рядом анатомо-физиологических особенностей, которые отражаются на функциональной способности этих органов. У ребенка на первом году жизни потребность в пище относительно большая, чем у детей старшего возраста.

Хотя у ребенка имеются все необходимые пищеварительные ферменты, функциональная способность органов пищеварения ограничена и может быть достаточной только при условии, если ребенок получает физиологическую пищу, а именно женское молоко.

Даже небольшие отклонения в количестве и качестве пищи могут вызвать у грудного ребенка расстройства пищеварения (особенно часты они на 1-м году жизни) и в конечном итоге привести к отставанию физического развития.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *