Как приучить ребенка к горшку

Лиана Хазиахметова

Приучить ребенка к горшку — процесс несложный, но, как правило, длительный. Как игры и сказки помогают в этом деле и почему не стоит покупать дорогие горшки с подсветкой — разобрались вместе с детским психологом и автором проекта «Школа осознанного родительства» Екатериной Ильичевой.

С какого возраста начинать

С точки зрения физиологии педиатры рекомендуют начинать приучение, когда ребенку исполнится 18 месяцев. Некоторые советуют запускать процесс даже позже — с двух лет.

Зоны мозга, которые отвечают за контроль мочеиспускания и дефекации, формируются к этому возрасту.

Если взрослый понимает, что нельзя писать и есть одновременно и может потерпеть, чтобы сходить в туалет, то малыш спокойно делает два дела вместе. И это нормально.

Для начала разберемся, что включает в себя понятие «самостоятельно ходить на горшок». Многие понимают под этим ситуацию, когда мама высаживает ребенка на горшок и следит, чтобы он сделал свои дела. Это не совсем верно.

Ребенок самостоятельно ходит на горшок, когда сам чувствует свое тело, позывы и идет в туалет без посторонней помощи. Эту разницу важно понимать, потому что родители хотят поскорее перейти от высаживания к следующему этапу.

Они тратят время и нервы, тогда как ребенок еще физически и психически не способен справлять нужду самостоятельно.

Вы можете высаживать ребенка в более раннем возрасте, но нельзя требовать от него самостоятельности в этом деле. Начиная с полутора лет мягко начинайте приучать малыша к горшку.

Как понять, готов ли ребенок самостоятельно ходить на горшок?

Еще раз уточним: за мочеиспускание и дефекацию отвечают определенные зоны мозга, и пока они не созреют, ребенка бесполезно приучать самостоятельно ходить на горшок. Чтобы понять, пришло ли время, не надо проходить никаких специальных исследований. Достаточно проанализировать навыки и поведение малыша по следующим пунктам.

1. Понимание

Ребенок понимает, для чего нужен горшок. Он знает, что нужно снять штанишки, прежде чем сесть на него. Он может посадить игрушку, издавать соответствующие звуки «ааа», «пи-пи».

2. Физическое развитие

Ребенок самостоятельно сидит и ходит. Он может сесть и встать с горшка без помощи взрослых.

3. Отсутствие страха

Ребенок не должен бояться горшка, плакать при виде его. Или, наоборот, надевать горшок на голову, использовать не по назначению.

Как приучить ребенка к горшку
Раннее высаживание на горшок познакомит малыша с этим предметом, но не научит ходить на него самостоятельно. Источник

«Если ребенок начинает прятаться за шторку, под стол, хочет уединиться, чтобы сходить в туалет, это говорит о том, что малыш готов и можно уже начинать процесс приучения к горшку.

Если вы замечаете, что у ребенка подгузник сухой на протяжении 2-3 часов, то это тоже знак о готовности. Часто у детей ближе к двум годам появляется чувство брезгливости. Например, он испачкался или намочил одежду и просит переодеться.

Если эти признаки присутствуют, тогда можно идти в магазин и покупать горшок», — говорит Екатерина.

Как выбрать горшок

Екатерина советует выбирать самый простой горшок, удобный для ребенка. Не стоит покупать горшки в виде игрушек, со звуковыми или световыми эффектами. Раза два-три малыш с удовольствием сходит на такой горшок, но детям быстро надоедают игрушки. Такой же эффект, скорее всего, будет и с навороченным горшком.

Желательно, чтобы горшок был один. И лучше ставить его сразу в туалете, не перемещать по квартире и не превращать в игрушку.

Иначе у ребенка может развиться неправильное поведение. Например, собрались гости, а малыш захотел по-большому.

Если он привык это делать в комнате, то и сейчас он принесет горшок именно туда, и вы вряд ли уговорите его пойти в туалет. Или же малыш может сделать дела в горшок, начать играть с ним и пролить содержимое на пол.

Избежать неприятных ситуаций помогут простые правила — «делать дела» только в туалете, не играть с горшком.

Первое знакомство

Знакомить малыша с горшком можно уже после года. Вот советы, которые помогут сделать процесс приучения к горшку интересным для ребенка и простым для взрослых.

  • Объясняйте ребенку, для чего нужен горшок.

Расскажите, что можно делать с горшком, зачем люди ходят в туалет и почему не стоит писаться в штанишки.

Высаживайте на горшок игрушки. Пусть это станет ритуалом. Например, вы играете с пупсиками. Вместе с малышом покормите игрушки, а затем «сводите» их в туалет. Посадите пупсиков на горшок, можно налить воды, а затем вымыть его, как-будто малыш сам туда сходил.

В этом деле помогают и книги, такие как «Скорее на горшок, дружок!». Сюжет прост и интересен для малыша: крольчонок и его друзья собрались на пикник. Встреча прошла отлично, но теперь крольчонку нужно пи-пи. Что же делать? Конечно, искать горшок. Герои станут примером для малыша. Он поймет, что ходить на горшок — это естественный процесс, и наверняка захочет сделать так же.

Как приучить ребенка к горшку
Разворот книги «Скорее на горшок, дружок!». Внутри есть зеркало для игры

Как приучить ребенка к горшку
Скорее на горшок, дружок!

Если после знакомства с горшком малыш ни в какую не хочет сам садиться на него, не заставляйте. Просто отпустите ситуацию на недели две-три, а затем снова предложите «делать дела» в горшок.

Первые победы

Вряд ли ребенок сразу начнет ходить на горшок регулярно. Скорее всего, малыш будет писаться в штанишки и лишь несколько раз делать это так, как нужно. За каждую удачную попытку хвалите ребенка. Эмоционально, громко и весело. Здорово же одерживать победы — малыш захочет испытывать это чувство чаще, значит, будет и чаще ходить на горшок.

Как приучить ребенка к горшку
Радуйтесь победам вместе с ребенком. Источник

Ни в коем случае не ругайте за промахи и лужи, потому что это может отразиться на его здоровье. Ребенок проведет связь «я писаю/какаю — меня ругают, значит, писать/какать — это плохо». Иногда «психологические запоры» случаются именно по этой причине. Просто игнорируйте, когда он пачкает штанишки (то есть переодевайте малыша без акцента на промахах).

На этом этапе уже можно убрать подгузник на день, а на ночь пока оставить. Если две-три недели ребенок в течение дня ходит «сухим», то можно начинать и спать без подгузника (стелите на матрац клеенку). Пусть это получится не сразу, но со временем малыш перестанет писаться и во время сна. В идеале на ночь горшок тоже лучше оставлять в туалете и в случае надобности водить ребенка туда.

Если ребенок наотрез отказывается ходить на горшок, то можно подойти к процессу творчески.

«Я со своей дочерью сделала так, — рассказывает Екатерина. — Для формирования этого навыка на пару недель мы повесили в туалете мотивационную доску. Это простой календарь, на который мы наклеиваем за каждый поход на горшок по-большому наклейку. Пять наклеек — и ребенка ждет сюрприз. Не материальное (это важно), а эмоциональное вознаграждение — поход в парк, цирк, на прогулку».

Как правило, приучить ребенка ходить на горшок по-маленькому легче, чем по-большому. Если у малыша возникли проблемы с дефекацией в горшок, попробуйте вдохновить ребенка с помощью игр и книг. В этом случае делайте упор на том, что игрушки не только писают на горшок, но и ходят туда по-большому.

Когда горшок можно убрать

К четырем годам ребенок уже может пользоваться унитазом. С этим не возникнет проблем, если малыш ходит в детский сад, где есть маленькие, созданные специально для детей унитазы. Можно купить специальные насадки для домашнего унитаза, чтобы малыш чувствовал себя комфортно.

Процесс приучения к горшку занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Если ребенок здоров, то он обязательно научиться самостоятельно ходить на горшок. Главное в этом деле — родительское терпение.

Обложка поста: pinterest.ru

Как приучить ребёнка к горшку: 5 ошибок которые, нельзя совершать родителям!

Как приучить ребенка к горшку

Спасибо Вам за участие в опросе «А Ваш ребёнок ходит на горшок?». Очень радостно было читать о Ваших успехах в деле приучения к горшку, некоторые дали ценные советы, которые я обобщу и поделюсь ими с вами в следующей статье.

Однако как показал опрос – есть и трудности в таком деле как приучение ребёнка к горшку.

Что же делать? Как провести процесс приучения к горшку максимально безболезненно и для ребёнка, и для родителей?

Давайте разберём основные ошибки, которые допускают многие родители.

Уверена, что зная эти «подводные камни» Вы умело сможете их обойти!

Ошибка №1

Приучение к горшку начинается в неподходящем возрасте

Зачастую в практике встречаются случаи, когда мамы начинают приучать ребёнка к горшку СЛИШКОМ РАНО! Забывая о том, что готовность садиться на горшок и управлять своими функциями требует зрелости. Причём большинство современных исследований говорят, что успех в приучении к горшку зависит от грамотного сочетания ТРЁХ факторов:

  • физиологическая зрелость,
  • психологическая зрелость,
  • социальная зрелость.

Высаживания на горшок в 6, 8 и даже в 12 месяцев не имеют никакого отношения к осознанному овладению ребёнка горшком.

Дождаться соответствующего возраста ребёнка для обучения его навыкам пользования горшком. Чаще всего это от 1,2 до 1,9. Но это не значит, что не нужно совершать подготовительных мер, которые помогут ребёнку быстрее освоить выделительную функцию.

 ОШИБКА №2

Чрезмерное использование подгузников

Бывает, что практически с рождения ребёнок находится в подгузниках: и днём и ночью. А затем, когда родители решают, что пора ходить на горшок – подгузник  резко убирается и от ребёнка ждут быстрой реакции на такую свободу.

Неоднократно встречала такой совет «Пусть походит немного в мокрых штанишках и тогда быстро сообразит, что нужно садиться на горшок!»

На самом деле на такое осознание у ребёнка большую часть времени носившего «защиту» может уйти до 3-5 месяцев. Читайте о правильном подходе по отучению ребенка от подгузников>>>

Также частое ношение подгузников приводит к тому, что половые органы не получают должной стимуляции и не тренируются задерживать большие порции мочи.  Подгузник создает ощущение чистоты и сухости, поэтому ребёнок даже в возрасте 8-9-12 месяцев может писать маленькими порциями почти как новорожденный.

Использование подгузинков ночью также нарушает созревание функции почек. Замечено, что дети, спящие в них, могут продолжать писаться ночью до 3-4 лет, в то время как дети, спящие БЕЗ  них, уже к 2 годам перестают мочиться ночью (конечно при условии, что на ночь не было выпито 2 литров вкусного компота!)

СОВЕТ №2. Разрешите ребёнку знакомиться со своим телом.

Хотя бы  днем, а в идеале и ночью ребёнок начинает обходиться без подгузника.

Если жалко ламинат, мебель, ковры  и другие прекрасные предметы интерьера – обезопасьте их – застелите пелёнками, сшейте чехлы и т.д.

Поверьте, здоровье ребёнка стоит гораздо больше!

Ошибка №3

Слишком  сильная заинтересованность родителей научить ребёнка ходить на горшок

Как приучить ребенка к горшку

Если Вы думаете что Ваша, тогда постоянные погони за ребёнком в попытках объяснить ему правила пользования горшком Вам обеспечены.

Слишком сильная заинтересованность родителей проявляется в том, что:

  • ежечасно ребёнка усаживают на горшок;
  • ребёнку не разрешают вставать пока он не сделает свои делишки;
  • ребёнку постоянно делаются внушения по типу «Ты уже большой!», «Пора ходить на горшок», «Горшок это замечательно!» и т.д.

Но любое давление вызывает обратную реакцию, сопротивление! И это видно на примерах, когда ребёнок честно ходивший на горшок ВДРУГ прекращает это делать.  Возможно, родители просто чрезмерно увлеклись приучением к горшку и нужно ослабить поводья.

Ребёнок САМ сядет на горшок, просто потому что он здоровый, адекватный, умный малыш!

А вот создание соответствующих условий – задача, действительно требующая внимания. Сместите фокус внимания на нее!

Вследствие этой ошибки родители часто совершают еще одну ошибку по выбору горшка. Как выбрать правильный горшок смотрите в моем видеоуроке:

Ошибка №4

Пристыживание ребёнка, ругань

Очень сильно этой ошибкой грешат бабушки. Ведь в советское время пристыживание было одним из самых эффективных средств педагогического воздействия.

И вот ребёнок, который любит себя всего, и даже любит свои «произведения» (я имею в виду лужи и какашки) сталкивается с ….непринятием. Его вдруг начинают стыдить, ругать, наказывать, а иногда…ставить в угол, за то что вовремя не сел на горшок и намочил штаны.

  • Чем это чревато?
  • В самом легком случае – время дружбы с горшком отодвинется на более поздний возраст.
  • В худшем случае – чревато неврозами, фобиями и страхами, справляться с которыми придётся под руководством психолога. Примеры таких страхов есть в статьях:
  • Ребёнок боится какать
  • Как помочь ребёнку не бояться писать?
Читайте также:  О нагрузке на иммунитет в период пандемии

СОВЕТ №4. Не при каких обстоятельствах не ругайте ребёнка за сделанные лужи или разложенные «кучки» — это делу не поможет.

Лучше привлеките ребёнка к уборке, а еще лучше полностью переложите это дело на него.

Можно сказать так: «Саша, ты пописал на пол! Давай пойдём, возьмём тряпочку и вытрем лужу, чтобы никто не замочил ножки.  Вот тебе тряпочка – вытирай!

В следующий раз, пожалуйста, садись на горшочек, и писай туда – тогда пол и твои штанишки останутся сухими и нам не придется вытирать лужи».

Вы не ругаете ребёнка, но при этом показываете наилучший вариант развития событий, который Вы ждёте от ребёнка. А учитывая то, что ребёнок очень хочет быть хорошим и всегда следует родительским ожиданиям  —  вы на 1 шаг приблизились к сухому полу в квартире. Если бывают ситуации, в которых вам все равно тяжело сдержаться от криков, смотрите курс Мама, не кричи!>>>

Ошибка № 5

Незнание стадий  знакомства ребёнка со своим телом

Эта ошибка тесно связана с ОШИБКОЙ №2, когда  половые органы ребёнка запираются в подгузник и ребёнок вынужден пропускать нормальные стадии взросления.

В деле приучения к горшку, горшок является одним из завершающих этапов знакомства со своим телом и обучением контролировать выделительные функции. Поверьте, это не простая задача.

Точно также как маленький ребенок вначале учится переворачиваться, затем вставать на четвереньки, затем ползать и вставать – развитие половой функции идёт по своим законам.

Если какая-то стадия пропущена – ребёнок обязательно к ней вернется! Просто в более позднем возрасте. Уверена, что Вы слышали истории как ребёнок вначале научился вставать и ходить, а затем вдруг пару месяцев подряд ползал. Это нормально. Развитие мозга идет по заданной траектории, и если где-то произошел сбой – этот пробел нужно закрыть.

  1. Вот примеры из Ваших ответов, которые наглядно показывают, как ребёнок добирает недостающие стадии развития (просто видимо в силу каких-то ошибок делает их в более позднем возрасте, чем конечно вызывает растерянность у родителей)
  2. Пример №1.
  3. Как приучить ребенка к горшку
  4. Пример №2.
  5. Как приучить ребенка к горшку

СОВЕТ №5. Позволить ребёнку знакомиться со своим телом. Позволить ребёнку знакомиться со своими произведениями (пописами и покаками).

  • Понимать, что, только пройдя все стадии развития владения мочеполовой системой ребёнок будет постоянно ходить на горшок и избегать промахов!
  • Предлагаю Вам проанализировать Вашу ситуацию и подумать, какие из этих ошибок совершали или возможно продолжаете совершать Вы со своим ребёнком в деле приучения ребёнка к горшку!
  • Прекратите это делать!

Воспользуйтесь курсом Как быстро и легко приучить ребёнка к горшку?, чтобы избежать ошибок и помочь ребёнку как можно быстрее познакомиться с горшком!

Людмила Шарова

Пошаговая инструкция, как приучить ребенка к горшку

Задача, как приучить к горшку совсем маленького ребенка, состоит в трансформации безусловного рефлекса, данного от природы, в условный. Иными словами, условный рефлекс должен быть подчинен воле конкретного ребенка.

Существует мнение, что начинать ходить на горшок шестимесячному малышу еще очень рано: малыш вряд ли поймет, что ему надо делать. Ускорить процесс поможет эксперимент с приучением ребенка ходить без подгузника и в сухой одежде. Вскоре он должен разобраться, что мокрым быть неприятно. В конце концов, он сам поймет, чтобы этого не было, достаточно посидеть на горшке.

Средним возрастом, в котором головной мозг ребенка уже вполне может контролировать сознательно выделительные функции, считается примерно 2,5-3 года.

Перед тем, как приучить вашего малыша к горшку,необходимо придерживаться уже зарекомендовавшей себя методики обучения и вам намного будет легче добиться результатов, если ребенок находится ближе к трехлетнему возрасту.

Конечно, некоторые дети способны сходить на горшок даже в 6 месяцев или в полтора года, но в целом практика показывает, что постоянных “успехов” с горшком добиться до двухлетнего возраста весьма сложно.

  • Физиологическая и психическая готовность организма малыша ходить на горшок определяется по следующим признакам:
  • * отрицательные эмоции, вызываемые пребыванием в мокрых подгузниках;
  • * стремление ребенка любыми знаками – жестами, словом, звуками, кривляньем – донести до родителей информацию, что ему очень хочется в туалет;
  • * умение или стремление самостоятельно раздеться;
  • * более-менее стабильный режим дефекации в одно и то же время;
  • * умение или стремление входить и выходить самостоятельно из туалета;
  • * способность оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;
  • * понимание слов “покакал” и “пописал”;
  • * знание названий различных предметов одежды, а также частей тела.
  • Как приучить к горшку маленького ребенка. Основные правила:

* бывает, что ребенок пока не привык к горшку и побаивается его. Поэтому не держите его слишком долго на нем. Как только малыш начинает капризничать, его стоит отпустить и не настаивать на продолжении. Это может вызвать только негативную последующую реакцию к горшку;

  1. * горшок должен постоянно находиться в поле зрения ребенка. Обязательно старайтесь предлагать малышу сесть на горшок до сна и после, до и после прогулок, до и после любого приема пищи;
  2. * одно из основных правил, как правильно приучить малыша к горшку, это никогда не ругать его в случае, если ничего не получается. Главное – терпение;
  3. * в случае, если у малыша все получилось, непременно похвалите его.
  4. Некоторые практические советы, позволяющие приучить ребенка к горшку:
  5. – когда посадите ребенка на горшок, попробуйте включить воду в ванной. Как правило, шум льющейся воды стимулирует позывы к мочеиспусканию;

– иногда бывает так, что долго просидев на горшке и ничего не сделав, малыш убегает. Тут же он проделывает все в штаны. Отметьте себе, что в этом случае ему не комфортно ходить в туалет, когда на него смотрят. Можно в этом случае, например, сделать ему домик из пледа или поставить горшок в детскую палатку, если она у вас есть;

– иногда ребенок, заигравшись, совсем отказывается пойти и сесть на горшок. В этом случае вам придется проявить свои актерские способности. Начните играть вместе с ним. Затем возьмите его любимую игрушку и скажите, что она тоже хочет на горшок и приглашает его присоединиться. Вряд ли малыш сможет устоять от такого предложения;

– для малыша сидеть на горшке – очень скучное и монотонное занятие. Кроме того, он не совсем понимает, зачем это надо делать. В этом случае можно ему предложить посмотреть книжку или поиграть с игрушкой;

– когда у малыша уже есть некоторые попытки сидеть на горшке, постарайтесь постепенно приучать его ходить без подгузника и в сухой одежде. После того, как он несколько раз окажется в мокром, ему это сильно не понравится. Возможно, это будет содействовать привыканию сидеть на горшке;

– очень действенным способом приучения ребенка к горшку являются показательные примеры. Согласно статистике, вторые и последующие дети в семье быстро и легко осваивают горшок, потому что постоянно наблюдают за тем, как другие проделывают то же самое.

Универсальные советы :

Начальный этап приучения ребенка к горшку должен начинаться, когда у всей семьи отличное настроение. Тогда и ребенок окажется в этой “струе”.

  • Почему необходимо снимать подгузники, чтобы ребенок приучился к горшку:
  • * малыш долгое время находился в подгузниках, поэтому ему нужно какое-то время для изучения своего тела. Он должен понимать, для какого процесса нужны “писюн” и попка;
  • * чтобы определить связь между позывами к мочеиспусканию и дефекации с последующими отправлениями, ребенку не один раз необходимо наблюдать за актом дефекации и мочеиспускания;
  • * голому ребенку не требуется ничего снимать для того, чтобы садиться на горшок.

Чтобы ребенок приучился к горшку, родителям необходимо огромное терпение. Они должны быть готовы к тому, чтобы во время переходного периода, когда идет такое приучение, общаться с малышом придется намного больше обычного. Выработка навыков приучения к горшку должна идти ежедневно, а не только по выходным.

  1. Необходимо фиксировать внимание абсолютно на всех действиях, связанных тем или иным образом с горшком, а именно:
  2. – научить ребенка, как доставать горшок;
  3. – как открывать горшок;
  4. – как снимать трусики и как их надевать;
  5. – куда и как выливать содержимое горшка;
  6. – как мыть горшок;
  7. – как закрывать горшок;
  8. – как поставить горшок на место.

Все эти подробности, связанные с горшком, желательно превращать в занимательную игру. При этом все выполненные правильно действия ребенком, обязательно должны быть замечены и отмечены похвалой. На этом переходном этапе важно, чтобы ребенок получал исключительно положительные эмоции.

Для приучения ребенка к горшку самым лучшим временем станет лето, когда на малыше меньше всего одежды, да и сохнет она намного быстрее.

Ознакомление с горшком должно происходить тогда, когда у ребенка вероятность мочеиспускания или дефекации наивысшая. Обычно это нужно делать после принятия пищи или после сна.

Если получился “результат” – малыш сходил в горшок, то надо постараться его сильно похвалить. Ну, а если постигла “неудача” – расстраиваться не стоит, но если вы и огорчились, то ребенку ни в коем случае не надо это показывать.

Как приучить к горшку ребенка, если он уже умеет самостоятельно ходить по нужде,но пока еще часто делает “свои дела” не так ,как надо ? Процесс встречи с горшком постепенно “усложняем”. Высаживаем на горшок малыша не только в случае необходимости, но и строго по распорядку дня. К примеру, всегда усаживаем на горшок малыша перед прогулкой и перед сном.

Принципиального значения нет, усаживаете вы ребенка на горшок или унитаз со специальным детским сиденьем. Но горшки имеют преимущества в том смысле, что на первых порах сам процесс может затянуться. Поэтому пообщаться в детской комнате,когда малыш сидит на горшке, будет гораздо приятнее для ребенка. Иногда возможно совмещать туалет с горшком, особенно это касается мальчиков.

Не ленитесь объяснять ребенку, для чего нужен горшок. Старайтесь это делать очень ласково.

Обязательно помните, что горшок должен находиться в детской комнате в пределах досягаемости и видимости. Он может быть, например, на полу в детской.

Негативное отношение у ребенка может вызвать длительное сидение на горшке. Некоторые дети просто боятся горшков. Не настаивайте уж так сильно. Пусть малыш постепенно привыкает к нему.

Читайте также:  Немного эндокринной гинекологии. Гормональный тип (фенотип) женщины

Обратите внимание на то, что если в комнате находятся посторонние люди, то ребенок вряд ли сможет расслабиться и сходить в туалет. Для него это определенный стресс.

Не стоит совсем отказываться от подгузников. Они еще пригодятся, если вы отправились с малышом куда-то на транспорте. Они также еще пригодятся, когда вы гуляете с ребенком, когда прохладно на улице, а также ночью или днем во время сна. Если после сна ребенок удачно сходил на горшок, обязательно похвалите его и покажите сухой подгузник.

Всякий раз, когда ребенок мочиться в трусики, напоминайте ему, что существует такое чудесное средство, как горшок. Можно, конечно, немного показать свое разочарование, но никогда не надо ругать малыша. Терпение и спокойствие – вот главные причины будущего успеха и хороших взаимоотношений с ребенком.

РЕБЕНОК НЕ ХОДИТ НА ГОРШОК – КАК ЭФФЕКТИВНО ПРИУЧИТЬ МАЛЫША К ГОРШКУ

Причины, по которым ребенок пока не ходит на горшок:

* порой главная причина кроется в самих родителях. Они зачастую стремятся опередить время и стараются научить своего ребенка ходить на горшок в самом раннем возрасте. Однако в среднем считается, что дети начинают самостоятельно ходить на горшок в возрасте от полутора до двух с половиной лет. Поэтому очень часто такие усилия просто безрезультатны;

* одной из важных причин, почему ребенок не ходит самостоятельно на горшок, является то, что его неудачи в этом осуждаются родителями или сильно критикуются. Возможно, что в последующем будет за это и какое-то наказание.

В деле приучения ребенка к горшку родители должны усвоить одну простую истину – не должно быть никакого принуждения и, тем более, осуждения и насилия. В данном случае это может вызвать только непослушание и упрямство у ребенка.

Можно очень сильно обострить отношения с малышом, потому что он и так вошел в зону своего первого кризисного периода – приближается к трем годам.

Только доброжелательное отношение ко всем неудачным попыткам ребенка сходить на горшок станет залогом дальнейшего успеха и хорошего взаимопонимания с малышом. Ему нужно просто помочь, а не сердиться;

* отказ от горшка может быть и по причине того, что ребенок еще совсем не знаком с телом человека и со своим собственным телом. При помощи игр или рисунков необходимо постепенно познакомить малыша с особенностями тела и организма человека.

Пока для ребенка его собственное “я” ассоциируется с его головой. Он начинает много фантазировать. Поэтому даже, когда ребенок только приступает к рисованию, он изображает людей без туловища, в виде головастиков.

Пока ребенок не придает значения существованию других частей тела человека;

* дети могут не ходить на горшок из-за болезни или стресса. Родители не всегда понимают, что именно эти причины вызвали утрату всех приобретенных до сего момента навыков ходить на горшок.

Они считали, что уже “ходим вроде на горшок”, но не тут-то было. Зачастую родители выглядят разочарованными и растерянными. Приглядитесь в этом случае к ребенку: возможно, он заболел.

После того, как разберетесь в причинах, через некоторое время к ребенку опять вернуться его полученные навыки;

* еще одна причина – ребенку просто “некогда”, он постоянно играет, чем-то занимается, смотрит мультфильмы. На горшок просто не остается времени! Малыш не может оторваться от интересных для него занятий. Наберитесь терпения. Вы должны оказать помощь своему ребенку в том, чтобы он понял и заинтересовался своим телом, а потом использовал его по назначению.

Как научить малыша ходить на горшок. Восемь простых шагов

ШАГ 1 

Покупка детского горшка, который должен быть обязательно очень устойчивым, удобным и привлекательным. Если малыш хотя бы один раз упадет с горшка, вряд ли он захочет на него сесть повторно. Малышу необходимо объяснить, что горшок – это теперь его личная вещь. Пусть он ее хорошенько изучит. Дайте ребенку обязательно потрогать горшок, присмотреться к нему, сесть на него.

ШАГ 2

Горшок должен находиться в поле зрения ребенка. Пусть он стоит в той комнате, где он, как правило, занимается с игрушками.

ШАГ 3

Не надо торопиться сразу приучать малыша к горшку, если он к нему относится с настороженностью. Дайте ребенку попривыкнуть к новой для него необычной вещи. Только после этого можно начать обучение малыша новым навыкам. 

ШАГ 4

Небольшой прием, как приучить к горшку своего ребенка – посадите малыша на горшок несколько раз в подгузнике.

Если он не пытается слезть с горшка и хорошо на нем сидит, попытайтесь в следующий раз сажать его после того, как у него произойдет мочеиспускание в подгузник.

Памперс надо будет поменять, когда малыш посидит на горшке. После чего использованный памперс положите в горшок, объясняя доходчиво весь процесс.

ШАГ 5

Еще один прием – высаживайте ребенка по одному разу в день на горшок в одежде, чтобы он смог привыкнуть к горшку и научился на нем сидеть. Только после этого попробуйте сажать малыша на горшок без памперса. Не удерживайте насильно ребенка на горшке. Этим “делу” не поможешь.

ШАГ 6

Наберитесь терпения и высаживайте ребенка на горшок ежедневно по несколько раз – перед сном и после него, после еды, до прогулки и сразу после нее. Если в какой-то раз вам выпала удача, и ребенок сходил на горшок, обязательно похвалите малыша. В настоящее время в магазинах продают так называемые музыкальные горшки. В момент попадания в них влаги, они начинают наигрывать веселые мелодии.

ШАГ 7

Позвольте ребенку какое-то время побыть дома совсем без подгузника. Возможно, он сам сделает попытку присесть на горшок. Обязательно отметьте этот знаменательный момент, и похвалите за это малыша.

ШАГ 8

Вначале не стоит делать попыток усадить ребенка на горшок ночью. Сначала он должен научиться делать это днем, начать контролировать себя.

Новое видео:

Новое видео:

Как приучить ребенка к горшку: подробная инструкция от семейного консультанта

В России принято начинать приучение к горшку после года (а некоторые начинают процесс даже раньше). Есть ли смысл в раннем приучении, и на что нужно ориентироваться родителям?

Отучение от памперса — это путь от зависимости к самостоятельности, поэтому очень важно, чтобы ребенок был готов к этому процессу на трех уровнях:

Родители, начинающие приучать ребенка к горшку в раннем детском возрасте, должны понимать, зачем они это делают. Если они хотят сэкономить на подгузниках или заботятся об экологии, то в отказе от «памперсов» есть смысл.

В других случаях — нет. Ребенок до года и в год еще не может сам руководить процессом. Родители могут его выдрессировать, но писаться и какаться он все еще будет.

И следить за тем, чтобы не было проколов, придется именно родителям.

Оптимальный возраст приучения к горшку — 2-3,5 года (важно ориентироваться на ребенка, это очень индивидуально). В это время дети, как правило, уже готовы сами следить за своими физическими потребностями и хотят быть «как большие».

Что вы думаете о высаживании младенцев? Насколько это правильно и нужно?

Единственное, что может дать маме высаживание младенца, — более тесную связь с ним. Мама приучается видеть и различать знаки, которые малыш подает прежде, чем покакать или пописать.

Она более внимательна к его потребностям, лучше знает в какое время ее ребенок хочет в туалет. Когда мама должна пристально наблюдать за ребенком, она больше «настроена» на него.

Но есть и ряд ограничений, с которыми придется столкнуться: прогулки в холодное время, высаживание в общественных местах, общественная жизнь матери.

высаживании нет смысла, разве что ребенок будет лучше осознавать свои ощущения с этим связанные.

Возможно, тем, кто начинает раннее высаживание, будет легче впоследствии. В любом случае до 2 и более лет маме все равно придется следить за ребенком и контролировать процесс самостоятельно.

Многие семьи, изначально настроенные на отказ от подгузников, впоследствии все-таки начинают надевать их на ребенка во время прогулок, походов в поликлинику или в другие общественные места, что в общем-то подтверждает факт: младенческое высаживание не работает.

Когда лучше приучать к горшку: зимой или летом? На что ориентироваться: на время года или на возраст?

Здесь нет твердых законов, но гораздо удобнее начинать процесс в теплое время года. Многие думают, что зимой, «благодаря» неприятным ощущениям от мокрых трусов, у ребенка будет больше мотивации не писаться.

Но отрицательная мотивация не продвигает обучающие процессы, поэтому зимой лучше не начинать: холодно, можно застудить нежные места, больше мороки с переодеваниями, больше одежды. В теплое время года ребенок может часть времени бегать голышом, ему будет более понятно, что происходит с его телом.

Процессы, скрытые памперсом, теперь будут на виду. А родители в какой-то мере могут сэкономить на стирке.

Ориентироваться надо, конечно, на ребенка. Иногда дети сами говорят: «Хочу писать, как большой», снимают подгузники и проколов у них нет. Это значит, что мозг дозрел, и уже неважно — зимой это происходит или летом. Но иногда случаются и фальстарты. Например, ребенок посмотрел в яслях на других детей и тоже захотел ходить без памперса.

Но не может: постоянно писается и не доходит до горшка. В этом случае мотивация уменьшается, и малышу может быть неприятно. Родителям стоит отложить приучение к горшку на месяц-два. В этом нет ничего страшного. Ребенку нужно сказать: «Мы попробовали, но сейчас не получилось. Это не страшно, мы попробуем еще и все получится!».

На промежуточном этапе помогут трусы-подгузники.

Но есть случаи, когда ребенок, снявший подгузники, может контролировать процесс, но ему лень. Вот тут маме и папе нужно мягко настоять на продолжении.

Малыша нужно мотивировать: хвалить, рассказывать всем вслух, как хорошо он умеет ходить на горшок, поощрять (желательно нематериально, например, давать ему больше самостоятельности в других вопросах, чтобы он почувствовал выгоду быть «взрослым»).

Возраст играет роль, но смотреть нужно на ребенка и семью: насколько все готовы переключиться на другой ритм жизни и перейти к большей самостоятельности ребенка.

Статья о неумеющем пользоваться горшком трехлетке, опубликованная не так давно на нашем сайте, возмутила читателей. Есть ли крайний возраст, когда точно нужно снять памперсы ребенку (если не брать в расчет особые случаи проблем со здоровьем)?

Важно понимать, что вреда от подгузников как такового нет. В итоге все овладевают этой «наукой». Если у ребенка нет проблем, то подгузники, как правило, становятся не нужны в 2,5-3,5 года. Четырехлетки в памперсах — это скорее исключение, чем правило, и тут стоит искать причины, по которым ребенок все еще не контролирует свои отправления.

Вред от долгого ношения подгузников в основном может быть эмоциональный и социальный: дети сравнивают себя с другими детьми и расстраиваются, если не могут доказать свою самостоятельность доступным способом. А умение контролировать свой организм и отвечать за процесс — это подтверждение самостоятельности. Родители должны это учитывать.

Какой должна быть тактика отучения от подгузников?

Читайте также:  О блюдах прикорма: творог

Я советую родителям относиться к приучению ребенка к горшку как к проекту, который требует времени и внимания.

Если в семье есть что-то, что сильно отвлекает от этого занятия (много работы у родителей, какой-то стресс или что-то важное, что не позволяет полноценно уделять ребенку время), лучше перенести отучение от памперсов на месяц-другой.

Важно понимать, что процесс принадлежит ребенку, отправление потребностей — это его контроль. При этом ему еще трудно руководить процессом, поэтому ответственность родителей — ему помогать и направлять.

Еще один совет: начать подготовку ребенка заранее. Возможно, показать малышу одного с родителем пола, как мама или папа писают. Посмотреть книжки («Макс и подгузник», «Макс и горшок», «Чик и Брики: Лужица», «Каю пора на горшок» и другие) или мультфильмы.

Показать горшок, объяснить, для чего он нужен. Или отвести в туалет, где уже заранее подготовлено все для того, чтобы малышу было нестрашно и удобно (либо переходник на унитаз, либо сиденье с ручками и ступеньками).

Обязательно поговорить с ребенком заранее о том, что ему предстоит. Обо всем говорить только позитивно, например, «ты у нас уже такой вырос большой, скоро будешь сам ходить в туалет, как мама папа старший брат или сестра».

Можно также предложить ему сообщать, что он хочет писать или какать, еще до снятия памперса, чтобы он лучше осознавал свои ощущения..

Дальше необходимо понаблюдать за малышом 2-3 дня, отмечая, в какое примерно время ребенок какает и писает, после чего снять памперс. Для начала только в дневное время, в том числе и во время прогулок (может, за исключением длительных поездок поначалу). А вот на дневной и ночной сон подгузники нужно оставить, пока родители не заметят, что малыш все чаще просыпается сухой.

подает ребенок, и проговаривать, что он чувствует. Наблюдение увеличивает шансы на удачные попытки и сильно повышает мотивацию ребенка.

Как следить за знаками? Например, если малыш уже «танцует» от желания сходить в туалет, но при этом отказывается, так как «не хочет», родитель должен:

Родителям стоит ненавязчиво напоминать малышу о необходимости пописать перед мультфильмами, игрой, прогулкой или предложить покакать через некоторое время после еды. Это выработает в ребенку набор привычек и поможет обращать внимание на свои ощущения.

Но даже в этом случае родители должны быть готовы к отказу, потому что именно ребенок управляет своим организмом, а не взрослые. Так что малыш вполне может описаться, даже если ему незадолго перед этим предлагали сходить в туалет.

В таком случае его ни в коем случае не нужно ругать. Но и оставить без внимания этот факт нельзя (если сказать: «Ничего страшного!», то ребенок вполне продолжит так делать).

Лучше всего подойти и назвать вещи своими именами: «Ты написал в штаны, это неприятно и тебе мокро. Теперь нам нужно прервать игру и поменять одежду!».

Логическое последствие выбора может помочь ребенку в следующий раз согласиться с доводами родителя и прервать игру или просмотр мультфильма.

Когда этот этап начинает работать, то есть ребенок спокойно идет в туалет и у него всегда или почти всегда получается, важно не останавливаться на достигнутом, а продолжать двигаться дальше, в сторону самостоятельности.

Когда ребенок хочет писать или какать, нужно отвести его в туалет, оставить там и попросить позвать, когда закончит. На следующем этапе родители отводят только до половины пути, а дальше малыш идет сам.

Дневная часть процесса окончена, когда ребенок сам идет в туалет, делает свои дела и зовет кого-то только для помощи в вытирании попы.

вовремя сходить в туалет, предупредить о последствиях и помочь поменять одежду (важно дать им максимальную самостоятельность и в этом), если малыш вовремя не сделал, что нужно.

  • Ответственность ребенка: пописать или покакать, осознавая свои желания.
  • Если ребенок 10 дней из двух недель просыпается в сухом подгузнике, значит, можно снимать памперс и на ночь.
  • Есть ли лайфхаки, которые помогут ребенку не бояться приучения к горшку?

Я советую до момента отучения от подгузников рассказать ребенку про процесс пищеварения на доступном ему языке. И лучше, как ни странно, делать это во время еды. Пока малыш ест, мама может комментировать его действия: «Вот сейчас твоя еда во рту, а затем она начнет путешествовать по организму.

По трубочке пройдет в мешочек, а потом спустится ниже» и так далее. Успокойте ребенка, расскажите, что организм не выбрасывает ничего лишнего, все полезное остается в нем. А вот мусор — это и есть какашки. Дети иногда боятся того, что от них отделяется и падает какая-то часть.

Если они будут понимать, что ничего важного не теряют, и это не от них самих отвалился кусок чего-то, страхов перед туалетом будет меньше.

Кроме того, можно придумать сказку или песенку, которая поможет малышу «приказать какашке выйти» и сходить в туалет. На первых порах это поможет ребенку понять, что именно он управляет процессом.

еще давайте ему самому спускать воду.

Лучше, если горшок будет стоять в туалете или в ванной, не стоит высаживать ребенка перед телевизором или на кухне. И не сажайте его ждать результата.

От сидения на унитазе по полчаса с мультфильмами только вред: ребенок перестает понимать, зачем сидит, а когда наконец начинает какать или писать, так увлечен мультфильмом, что не осознает, что делает. Кроме того, после каждой неудачной попытки интерес падает.

Задача родителей не столько сохранить одежду сухой, сколько научить малыша понимать, что он делает, и управлять организмом.

Всем взрослым членам семьи и няне нужно договориться о последовательной реакции и общей для всех схеме приучения к горшку.

Что лучше: горшок или унитаз?

Плюсы горшка в том, что он маленький. Ребенок не чувствует себя неуютно. От него ничего не отваливается с плеском и не уходит в никуда. С другой стороны, привыкший к горшку ребенок обрекает родителей еще как минимум полгода везде носить этот предмет с собой.

Унитаз, оборудованный специальными приспособлениями, удобнее в техническом плане: ничего лишнего не нужно убирать и мыть. Но смотреть нужно все равно на ребенка: как ему комфортнее. К тому же приучение к унитазу в обход горшка экономит время приучения к туалету после горшка.

Как родителям сохранять спокойствие во время приучения ребенка к туалету, если проколы случаются слишком часто?

 Родителям тоже нужно подготовиться. Если один из родителей слишком брезглив, значит, что задача снять с ребенка памперс должна перейти к другому. Дети очень чувствительны, они считывают родительские эмоции и могут начать относиться к процессу настороженно. Кроме того, они могут очень быстро понять, что это легкий способ «управлять родителями», а это весьма нежелательно.

 Обязательно нужно подготовить дом: убрать ковры, которые жалко испортить. Застелить клеенками диваны, положить специальную простынь в детскую (а иногда и во взрослую) кровать.

 Купить детскую одежду, которую легко надевать и снимать, чтобы при постоянной смене белья не раздражаться на процесс.

 Не реагировать на все мгновенно (мы не в реанимации). Подышать глубоко и переключиться на что-нибудь другое: описанные штаны, вполне возможно, не будут так сильно раздражать через минуту.

 Помнить о том, что все проколы, неудачи — только уроки, трудности, которые необходимо пережить, чтобы чему-то научиться.

 Помнить о том, что дети делают все не назло родителям. Это просто с ними происходит, надо дать время и терпеливо обучать. Например, поначалу у детей еще нет опыта, и они могут неправильно рассчитать время, которое у них есть, чтобы добежать до туалета от момента, когда уже сильно хочется писать.

Тогда они просто застывают на месте и писают, потому что понимают, что уже не успеть. В таких случаях нужно спокойно объяснить, что именно произошло и как успеть в следующий раз, подчеркивая более выгодный выбор.

Постепенно дети научатся слышать свое тело и выберут поведение, которое приведет к успешной попытке.

 Помнить, что это не навсегда.

Что делать, если ребенок противится приучению, демонстративно не хочет садиться на горшок или в идти в туалет?

Хвалите ребенка. Чем больше удачных попыток он сделает, тем быстрее семья придет к желаемому результату. Но если все сделано правильно, а ребенок все равно противится, нужно искать причину. Возможно, родители «пережали» или «недожали» в смысле контроля.

Родителям нужно помнить, что еда, сон и горшок — это три вещи, которые они не могут делать за детей, а дети чувствуют ассоциативную связь родительского настроения с тем, покакали они или нет, сыты или голодны.

Доктор Карлос Гонзалес писал: «Одно из редко упоминающихся, но тем не менее повсеместно признаваемых прав человека — право испражняться, когда нам этого хочется». Поэтому иногда надо просто вспомнить об этом и отпустить ситуацию. Ребенок может не садиться на горшок, потому что мама показывает, насколько ей это важно.

Не специально, но дети могут контролировать таким образом всю семью. В этом случае, скорее всего, малышу нужно больше выбора и самостоятельности в чем-то другом, больше контроля над своей жизнью. И главное — сохранять спокойствие.

Очень важно, чтобы процесс не вызывал отрицательных эмоций, ведь речь идет о контроле вообще, а не только над работой соответствующих отверстий — контроле над чувствами, над эмоциями, над поведением.

Неудачно начавшееся приучение к горшку может спровоцировать на физическом уровне проблемы с недержанием или, наоборот, запоры; а на эмоциональном — вызвать излишнюю импульсивность или чрезмерную сдержанность, притормозить развитие самостоятельности и повредить самооценке и уверенности в себе.

Детям нужна стабильность и уверенность в спокойных заботливых взрослых рядом. Тогда все получается!

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *