Современные родители, очарованные идеей раннего развития, считают, что дети обязательно должны уметь писать задолго до того, как поступят в первый класс.
Конечно, малыши чрезвычайно восприимчивы и с легкостью впитывают новые знания и умения. Их можно обучить и пению, и геометрии, и иностранным языкам.
Только зачем? Сегодня мы поговорим о том, надо ли учить ребенка письму до школы.
Не стоит торопиться!
Педагоги начальных классов из года в год говорят мамам и папам, что не нужно самостоятельно учить дошкольников писать прописными буквами. Почему они столь категоричны? Знакомство с каллиграфией в этом возрасте исключено по следующим причинам:
- Пятилетка еще не созрел для письма ни физически, ни психически: мелкая моторика рук не развита, не работают должным образом механизмы нервно-мышечной регулирования и зрительной координации, не завершено окостенение запястий и фаланг пальцев.
- Мало у кого из родителей имеется специальное образование. Ведь буквально для каждой буковки разработан определенный алгоритм ее написания, которому учитель посвящает несколько уроков. Чаще всего самостоятельное натаскивание приводит к ошибочной технике письма.
- У детей, научившихся писать рано, часто наблюдается плохой почерк. Чтобы овладеть навыком каллиграфии, необходимо не менее часа в день прописывать буквы, что, согласитесь, невозможно в случае с дошколятами. Помимо этого рядом с ними должны быть и мамы, приглядывая за точным отображением того или иного элемента, что тоже затруднительно. В итоге, оставшись без присмотра, чадо пишет так, как ему удобнее. И за партой его будут не обучать, а переучивать.
- Специалисты отмечают, что даже в подготовительных группах садика ребятишки не всегда могут сориентироваться в таких необходимых для написания характеристиках, как право-лево, верх-низ, ближе-дальше и т. д. Что уж говорить про младших деток.
Готовимся к письму
Педагоги говорят, что некоторые первоклашки сталкиваются с многочисленными трудностями при работе в прописях:
- они не умеют правильно держать ручку;
- не ориентируются на листе тетради;
- периодически разворачивают ее при штриховании;
- рисуют очень маленькие картинки на бумаге.
Эти особенности свидетельствуют о том, что взрослые попросту не уделяли достаточного внимания детям при домашних занятиях. То есть в дошкольном возрасте нужно не учить малыша красиво выводить буквы, а совершенствовать точную моторику пальчиков, память, мышление и речь. Также подготовка должна включать задания на развитие координации руки и глаз. Как помочь дошколятам?
Задания для подготовки руки к письму
- Очень важно научить ребенка правильной посадке за столом, положению альбомного или тетрадного листа, рук, карандаша. Будущему школьнику будет намного проще выполнять такие же требования при работе в прописях.
- Рисуем изображения, в которых сочетаются самые разные линии: прямые, вертикальные, наклонные, волнистые.
В средних группах детского сада можно рисовать дорожки, столбики и ленточки, постепенно переходя к замыканию линий в форме кружков (колечки и клубочки). В старшем дошкольном возрасте упражнения становятся более сложными: размещение палочек, дуг, овалов и кругов в клетках.
- Кто говорит, что дошкольники не пишут диктанты? Графические упражнения научат правильно определять направление, писать под диктовку взрослых и даже немного считать. Например: «Одна клеточка вниз, три клетки направо» и т. д.
- Штриховка поможет вашему чаду сформировать полезное умение равномерного движения руки под зрительным контролем. Научите ребенка проводить горизонтальные, параллельные и наклонные черточки одним движением карандаша.
- Еще один эффективный способ – раскрашивание картинок в специальных книжках.
Это упражнение совершенствует силу нажима, делает движения пальцев координированными (либо можно скачать и распечатать раскраски у нас на сайте https://razvitie-krohi.ru/raskraski).
- Предложите крохе скопировать приглянувшиеся картинки на прозрачную бумагу. Отдавайте предпочтение узорам, ведь в них огромное количество завитков, узелков, крючков, которые являются элементами прописных букв.
ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО: Как научить ребенка правильно держать ручку и карандаш – 8 проверенных способов
Надеемся, нам удалось убедить вас, что не нужно учить малыша письму в столь юном возрасте. Предоставьте это занятие школьному учителю, а освободившееся время потратьте на совместные игры, которые помогут вашему отпрыску развить мелкую моторику.
Как научить ребенка писать. Первые шаги
Вам также может понравиться
Дислексия: важно заметить вовремя. Дислексия у детей: что это такое и как лечить?
Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом
Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.
Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия.
Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках.
«В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, — говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. — Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей».
По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.
Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия.
Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов.
Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву «Я» или цифру 3 задом наперед, — они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.
— Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, — считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.
Дислексия — явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов.
«Все зависит от того, где провести черту, — говорит д-р Чиркина. — Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий.
С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения».
Многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело дается им чтение.
Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. «У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, — рассказывает д-р Лопатина. — Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить».
Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения.
И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно.
Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.
Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания.
«Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения», — считает к. п. н. А.Л.
Сиротюк, автор книги «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.
Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование — тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.
В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово «крот» без звука «к».
Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.
Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.
Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. «Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, — считает д-р Климонтович.
— В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции». Однако, по мнению Г. В.
Чиркиной, «говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно».
Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика.
Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды.
Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.
По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе — в 46, а в 5-7-м классе — лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.
Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.
Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.
Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.
Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.
Как своевременно распознать дислексию? «Критерий очень простой, — объясняет Е.Ю.Климонтович. — Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия».
Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.
— Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, — рассказывает Г. В.Чиркина. — Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.
Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.
- * Имена пациентов изменены.
- Марта Петрова, Статья предоставлена журналом
Должен ли ребенок уметь читать и писать до школы: мнение нейропсихолога
Не все родители с энтузиазмом воспринимают идею о том, что современному ребенку желательно еще до школы научиться читать, считать и, возможно, даже писать, ведь раньше ничего такого не требовалось. Официально иметь эти навыки к первому классу не требуется и сейчас, но практика показывает, что без них ребенку в школе будет довольно трудно.
Раньше все дошкольники находились примерно в равных условиях: большинство посещало детские сады, где дети играли и занимались ручным творчеством, а непосредственно перед школой их немного готовили к школьной жизни, в первую очередь, психологически. В итоге в школу дети шли почти с одинаковым уровнем знаний. Всегда находились ученики, опережающие сверстников по навыкам чтения, например, но это были скорее единичные случаи.
Сейчас в дошкольном периоде дети проходят совершенно разные пути развития. Кто-то путешествует по миру и говорит на трех языках. Кто-то воспитывается в семье и не посещает никаких учреждений до школы. Кого-то, напротив, водят по бесконечным занятиям.
А кто-то ходит в детский сад.
Детские сады также отличаются друг от друга по программам развития. Во многих частных садах, например, не уделяется должного внимания сюжетно-ролевой игре, зато дети крайне нагружены интеллектуально.
Где-то ситуация прямо противоположная.
Первая проблема, которую я вижу сегодня, — огромное количество моторных трудностей (простым языком, дети не только не готовы осваивать навык письма, но и просто удерживать статичную позу за столом). Второй блок проблем: речевые трудности, а третий — незрелость социальных навыков и произвольной регуляции своей деятельности.
В силу дисгармоний в развитии современных детей так велик сейчас спрос родителей на школы с индивидуальным подходом, фактически — на разнообразные коррекционные маршруты.
Итак, на входе в школу мы имеем разных по уровню развития семилеток: одни, условно, не знают даже букв, а другие уже бегло читают художественные тексты.
Такой класс сложно обучать в едином темпе, и страдают, как правило, дети, которые знают меньше — им приходится быстро догонять.
Плюс программа первого класса довольно насыщенная и сжатая, у детей много самостоятельной работы и почти нет времени на закрепление базовых навыков.
В таких условиях учитель не может обучать каждого ребенка в соответствии с его уровнем знаний и умений, он просто задает некое общее направление, фактически выступая в роли методиста и ментора.
При этом одни дети спокойно и самостоятельно работают, а другим это оказывается не под силу.
Родителям приходится уже в первом классе брать репетиторов и привлекать других специалистов, потому что ребенок объективно «не тянет» программу.
Именно поэтому я рекомендую все же готовить ребенка к школе заранее, но делать это нужно с умом.
Не стоит превращать подготовку в прохождение программы первого класса — может быть, кроме варианта, когда ребенок идет на трехлетнюю программу обучения «Эффективная начальная школа 1-3». В этом случае ребенку лучше заранее пройти программу первого и даже второго класса, включая прописи.
В первую очередь, важно подготовить руку ребенка к письму. Для этого нужно регулярно развивать мышцы кисти, давать им нагрузку. Дошкольник должен уметь работать руками — мастерить, лепить, рисовать, вырезать.
Очень часто родители говорят: «Мой ребенок не любит эти занятия». Действительно, бывают такие дети, и у них, как правило, уже есть проблемы с мелкой моторикой. Задача родителей — придумывать интересные занятия, как-то увлекать ребенка, даже если он не очень хочет заниматься. Сейчас продается много пособий, раскрасок, наборов для творчества — всегда можно найти то, что понравится.
Задача — заложить фундамент, который потом поможет ребенку в школе, когда он сядет за прописи. Его рука и мозг будут готовы к этим занятиям, они не вызовут у него ужаса и отторжения.
Если же не заниматься развитием руки и графомоторики, то с началом обучения у ребенка, скорее всего, будет падать мотивация, он будет чувствовать напряжение и отказываться выполнять задания. Он будет сравнивать себя с одноклассниками, получать негативное подкрепление от учителя и расстраиваться.
Мы, конечно, можем рассчитывать на то, что нечитающий семилетний ребенок пойдет в школу, откроет азбуку и легко научится читать. Так вполне может быть, если он полностью здоров и развит, но его по какой-то причине просто не учили читать.
К сожалению, практика показывает, что все не так просто: есть много детей со специфическими трудностями чтения, которые не видны до начала обучения. Причины их различны: от дефицита развития тех или иных высших психических функций до незрелой саморегуляции, когда ребенку элементарно не под силу удерживать внимание на строке.
Опять же, если ребенок до 7 лет не проявлял интереса к чтению, а при попытках что-то ему показать или рассказать — сопротивлялся, то это тоже звоночек для родителей.
Мы живем в насыщенном информационном поле: буквы, слова и тексты у нас повсюду и пройти мимо них у ребенка никак не получится.
Но если в 6-7 лет интереса к этой теме нет, то, скорее всего, мозг ребенка подобную информацию не умеет должным образом обрабатывать. И тут надо разбираться в причинах.
Самое главное — вы не узнаете об этих проблемах, пока не начнете учить ребенка читать.
Именно поэтому важно играть с буквами и словами за некоторое время до школы: чтобы понять, насколько ребенок в принципе берет этот материал.
Тогда при возникновении сложностей у вас будет в запасе время на их решение. В первом классе ресурсы ребенка будут брошены на адаптацию к школе, и решать коррекционные задачи станет сложнее.
Но даже если у вас совершенно обычный, хорошо обучаемый ребенок, то все равно я рекомендую идти в школу, уже умея читать. Потому что практически весь материал сейчас дается в текстовом виде. Ребенок должен уметь прочитать задание, понять его и выполнить. Уже в конце первого класса дети пишут итоговые работы, где проверяется уровень смыслового чтения.
Если ребенок пошел в школу в самом начале освоения навыка чтения, когда он только-только стал слоги складывать, то ему будет сложно. У него не будет времени на автоматизацию этого навыка. Он будет настолько поглощен делами, у него появятся новые задачи — писать прописи, что-то считать, портфель собирать, какие-то задания выполнять. Когда ему «расчитываться»?
Для меня идеальный период, чтобы «расчитаться», — это старший дошкольный возраст.
В это время ребенок получает удовольствие от чтения (если родители не превращают занятия чтением в бесконечный прессинг, сопровождаемый критикой), он читает вывески, простые слова, потом — короткие предложения, рассматривает с мамой книги, читает подписи к картинкам. И все это не насильственно и растянуто во времени. Таким образом автоматизация навыка идет мягко, и ребенок за год-полтора может «расчитаться».
Мне не нравится, когда пятилетку сажают за парту, выдают ему лист с примерами и заставляют их решать. Такое обучение ни к чему хорошему не приведет, особенно если сам ребенок от него не в восторге.
Но важно дать дошкольнику базовые математические понятия, некий фундамент, на котором базируется математика. Раньше в садах давали этот минимум.
Сейчас я вижу, что у многих детей эти элементарные математические представления не отработаны.
Давайте для начала опишу, что я сама как нейропсихолог смотрю у детей и о каких таких математических представлениях нужно говорить до школы. И если не решать примеры в пособиях, то — чем заниматься?
Ориентация в пространстве. Почему это важно? Математика есть оперирование идеальными объектами в мысленном поле.
Операции с числами — это перемещение чисел во внутреннем пространстве или путешествие по числовой оси, причем передвигаться мы можем по ней как вперед, так и назад. Или влево, или вправо.
Ребята, которые плохо ориентируются в направлениях, как правило, и в вычислениях постоянно путают сложение и вычитание, разряды чисел.
Умение представлять, визуализировать сюжет в виде схематичного взаимодействия объектов, освобождая его от деталей и красок, — основа работы с алгоритмами решения задач.
Для этого важно понимать, как в речи выражены пространственные представления. Например, понимать, что «затем», это значит после чего-либо, равно как и «за». Или что «между» — значит посередине.
Здесь же можно упомянуть о понимании последовательностей, временных отношений, об умении ориентироваться в плоскости листа.
Ощущение количества. Это мгновенное распознавание количества объектов в пределах 5 (или больше). Очевидно? Не факт.
Ко мне часто приходят дети 5-6 лет, которые пересчитывают количество пальцев на одной руке, когда я задаю вопрос: «А сколько здесь пальцев?» Кстати, это один из маркеров того, что ощущение количества не сформировано.
Скажите, имеет ли смысл такому ребенку решать тонны примеров? Как только ребенок может выделять в множестве объектов подмножества — скажем, видеть, что кучка состоит из трех и одного, из пяти и одного, мы можем более детально изучать состав числа.
Еще одно важное представление — числовой ряд в пределах 10-20 и умение свободно перемещаться по нему вперед и назад (до 10 — база минимум, до 20 — уверенная норма, в пределах 100 — шикарно).
Состав числа. Мы говорим о составе числа в пределах 10. В идеале ребенок не должен ничего вычислять в пределах 10. Он должен владеть составом числа. Дети, не владеющие концепцией разложения множества на две и более части, долго стоят на месте в устном счете.
Я считаю, что базовые математические представления о количестве, составе числа, числовом ряде — все это можно и нужно отрабатывать до школы.
Школа этого не даст, там ребенок сразу столкнется с абстракцией, он будет работать с цифрами, с обозначением количества в виде цифр. В школе сейчас мало наглядности, практически не используется счетный материал.
Если ребенок не прожил этот этап наглядного оперирования предметами, то учиться ему будет сложно.
В математику с ребенком нужно много играть. Мне очень нравится методичка для детей 4-6 лет Евгении Кац «Математика вприпрыжку». Там даны варианты игр, которые развивают элементарные математические представления: состав числа, количественный ряд, пространство.
Многие дошкольники не понимают элементарных вещей: смена времен года, месяцы, дни недели, расписание.
Я иногда спрашиваю ребенка: «По каким дням у тебя плавание?» И выясняется, что для некоторых детей даже сама концепция, что есть циклы, неделя, и на неделе, например, есть повторяющиеся занятия, как бы не существует. Они живут в системе одного дня, только здесь и сейчас.
Для них даже вчера, сегодня — это очень абстрактно. Зато другие дети сразу видят эту связь, видят себя в пространстве и во времени, без труда рассказывают о своем расписании.
Такому ребенку в школе будет гораздо проще даже не с точки зрения математики, а с точки зрения какой-то общей самостоятельности и ответственности за свои действия, понимания: где я, кто я, зачем я.
Во время загрузки произошла ошибка.
Почему необходимо научить своего ребёнка читать до того, как он пойдет в школу
Мы решили поделиться с Вами методикой обучения чтения Николая Зайцева. Если честно, нам она не нравится. Но мы хотели бы узнать ваше мнение, поэтому предлагаем вам услышать о методике не от нас, а от преподавателя, использующего ее. Свое же мнение мы будем высказывать в других статьях.
Много ли современных детей любит читать? Вряд ли кто-то замешкается с ответом.
В современном мире дети не любят читать и нетрудно понять, почему. У детей есть много источников удовольствия, которые не требуют никаких или почти никаких умственных и интеллектуальных затрат: мультфильмы, телевизор, компьютер.
С чтением всё гораздо сложнее. Мало того, что чтение само по себе процесс более сложный, но к тому же ещё и фантазию нужно включать, самим картинки придумывать, сочинять. Куда как проще уже готовые картинки в мультфильме посмотреть.
Ребёнок начинает получать удовольствие от процесса чтения, достигнув определённого уровня. Научившись складывать слова, ни один ребёнок не возьмётся за книгу (за очень – очень редким исключением). Чтение текстов – это очень сложный процесс, поэтому не нужно спешить и предлагать его ребёнку раньше времени.
К тексту подходить нужно постепенно, начиная с простых фраз, постепенно увеличивая длину прочитанного отрезка. И самое главное – никакого принуждения!!! Если чтение – это обязательство, то любить его никто не будет.
Если мальчиков заставлять ежедневно по часу в день играть в солдатиков, а девочек в куклы, в скором времени они тоже перестанут любить эти игры. Поэтому в школе читающие дети – это практически всегда те дети, которые начали читать и полюбили процесс до школы. При этом такие дети с удовольствием читают нешкольную литературу.
Вот почему так важно рассчитаться до школы. Чтобы чтение стало частью жизни ребёнка, любимой частью, необходимой и желанной, научиться складывать слова хорошо бы к 3-4 годам. Этого достичь очень даже нетрудно, любой ребёнок без логопедических отклонений к трём годам научится читать, если предоставить ему для этого необходимые условия.
А что касается детей с логопедической ненормой, а таких детишек, к сожалению, очень много, то и они могут достичь результата к 4-5 годам последовательных занятий. И здесь самое главное – не торопиться.
Беда школы в том, что всех гребут под одну гребёнку: кому-то знания даются быстро и без труда, а кому-то просто требуется немного больше времени.
А этого времени никто не даст, и поэтому читать придётся сквозь слёзы, преодолевая отвращение, только потому, что немного поторопились: ему бы ещё пословицы, поговорки, загадки почитать – небольшие тексты, а его Незнайку заставляют.
«Незнайка» – замечательная книга, но вряд ли ребёнок ещё раз возьмёт его почитать по доброй воле.
Что касается опасений по поводу того, что мозг ребёнка не готов чтению к 2-3 годам, когда мы предлагаем начинать учить читать, то это предрассудки. Мозг ребёнка не готов проводить звуковой анализ, и другие процедуры, с которых начинает обучение наша школа. А вот играть с кубиками с буквами ребёнок более чем готов.
Более того, практика показывает, что филологическое восприятие притупляется к шести годам. Начинать учиться читать в 7 лет поздно! В семь лет это сделать труднее, чем в четыре. И не надо забывать, что ребёнок к трём годам осваивает родной язык, а это, поверьте, гораздо труднее, чем научиться читать.
Методы обучения для двухлетнего и семилетнего ребёнка абсолютно разные, но у двухлетнего малыша гораздо больше шансов полюбить процесс чтения, ввиду запаса времени. Двухлетку никто и никогда не будет заставлять читать, и вообще обычно дошкольников читать не заставляют, они сами хотят. Вот поэтому нужно успеть научиться читать в дошкольном детстве, чтобы не глотать слёзы в школе.
- Надежда Долгополова,филолог, специалист по методике Зайцева,основатель детского центра «Умничка» (Новосибирск)
- Фото Анастасии Фаббро
- Не забудьте ПОДПИСАТЬСЯ!
Надо ли учить ребенка читать до школы?
Надо ли ребёнка учить читать до школы?
Что даёт ребёнку раннее обучение чтению? Ребёнок 5 лет вступает в пору «речевой одарённости». В этом возрасте ему легче научиться читать, чем в 7-8 лет. Раннее овладение чтением прекрасно развивает мышление, внимание, память и логику малыша. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта и эмоциональной сферы, воображения.
Через чтение наводится мост между разговорным и книжным языком, поэтому ребёнок, научившийся рано читать, владеет более развитой речью, чем его нечитающий сверстник. Существует предположение, что так называемая врождённая грамотность – это не что иное, как результат накопления посредством чтения в человеческой памяти графических образов слов.
Опасения по поводу того, что научившимся читать детям будет нечего делать в 1 классе, уходят уже в 1 месяц школьной жизни, когда происходит адаптация к новым взаимоотношениям и требованиям, усваивается поток разнообразной учебной информации. Учитель, работая с читающими и нечитающими детьми, осуществляет дифференцированный подход.
Как вы поняли, чтение – это прекрасный способ развить своего малыша.
Но нельзя начинать обучение чтению без желания ребёнка. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. А как пробудить это желание? Для этого требуется читающая среда, книжное окружение.
Эта среда должна быть создана прежде всего в семье ребёнка, чтобы с первых детских лет чтение воспринималось детьми, как необходимый элемент содержания их жизни. Книга должна быть востребована родителями.
Если вы постоянно читаете ребёнку книги, обсуждаете прочитанное, то у него обязательно возникнет желание научиться читать, начнёт развиваться мотивация чтения, рост положительного отношения к чтению книг, перерастающее в потребность.
Обучая ребёнка чтению в семье в непринужденной, часто в игровой обстановке, вы можете осуществить индивидуальный подход, учитывают особенности его характера, стимулируя интерес малыша к овладению чтением. Но бывает, что родители часто учат читать своего ребёнка неправильно.
Ребёнок читает по-буквенно, смешивает звуки и буквы. Учителю приходится переучивать, а это намного сложнее, чем просто учить читать. Поэтому, если вы чувствуете, что не сможете правильно научить читать, нужно обратиться за помощью к специалистам, но здесь уже будет использоваться групповая форма работы.
Может случится так, что все ваши усилия направленные на то, чтобы развить потребность и желание ребёнка читать не увенчались успехом. Неужели тогда ребёнок будет неуспешным в школе? Конечно это не так. Как показывает практика, многие нечитающие дети очень быстро догоняют и даже перегоняют по скорости чтения своих читающих одноклассников.
Из всего сказанного можно сделать вывод:
- Ребенка можно научить читать до школы, если вы владеете методикой обучения чтению.
- Если его обучает специалист, при этом учитывается желание ребёнка, а не метод принуждения.
- Школа не требует умения читать, так как главное, чтобы ребёнок был психологически готов к школе, т.е. были развиты внимание, мышление, память, речь и все те умения и навыки, о которых говорила психолог школы, а что вы будете использовать- чтение либо развивающие упражнения это зависит от вас и ребёнка.
учат ли читать и писать на подготовки при школе | Дети | Детсады, школы, центры развития
- Я в курсе, что в первом классе все должны обладать навыками письма и чтения.Сыну 5 лет, до 100 считает, арифметику любит, стихи знает, геометрич. фигуры знает,алфавит выучил года в 3, сказки андерсона перессказывает сам слово в слово и тд и тп, не буду перечислять.А вот с чтением затык, не понимает, что буква это звук. Что Ща =звук щ. Спорит со мной! Т.е воспринимает меня не как учителя, а как маму.На курсах при школах учат читать? или там тоже надо уже все уметь? или мне кружки какие-то искать…
- ССори не дочитала, отдавайте на курсы, там научат звуки от букв отличать
- у нас есть разные группы на подготовке — те, кто умел читать, и те, кто нет. вторых учат читать, да
- Сын ходит на подготовку к школе: нечитающим детям там очень трудно было бы. Вместе с тем, буквы/звуки проходят, слова и предложения разбирают, слушать и слЫшать учат… если буквы в принципе ребёнок знает и быстро схватывает, есть шанс научиться и читать. Тем более с учительницей так, как с мамой не поспоришь
- У нас было условие при поступлении на подготовку-ребенок ДОЛЖЕН был уметь бегло читать и писать. Сейчас оттачивают больше.
- мдя, топом ниже таких требований нет даже в школу, у вас такими темпами скоро дет. сад ясельная группа будет оттачивать….
- Вообще не должны, если по программе учат аккредитованный в ДО, а Калина вообще против курсов
- Практически на западе так уже и есть. Я работаю с детьми 3-4 лет. Дети с года знакомятся с цифрами и алфавитом. С 2 до 3 лет учат цифры от 1 до 10, весь алфавит большими буквами. С 3 до 4 лет (с этим возрастом я работаю сейчас) дети повторяют большие буквы, до конца года будут знать все маленькие, дети учатся прочитывать слова по буквам, соеденять все в слова. Пишут сначала по шаблону, а потом на листе в линию большие буквы печатные, маленькие печатные. По математике, счет туда и обратно до 100 (освоим до конца года), а так же счет по десяткамот 10 до 100, четные — не четные ( в пределах 20). Решение простых примеров в пределах 10 на плюс и минус. Ну вот как то так. (США)
- слава те хоспади, мы не на западе! Так что ваш пример не совсем уместен.
- Мой пример объясняет, что если дети знакомятся с этим с раннего возраста, и не в форме конкретных занятий а в форме игры, это намного облегчает им жизнь в начальной школе. У меня младшая дочь первоклашка, я вижу какая программа в первом классе. Никто букв и цифер не учит. Пишем короткие предложения. Чтение предложениями.
- какая такая? И для чего нужна школа, если учитель уже позволяет себе заявить, что на подготовке нужно еже БЕГЛО читать? Ну она в мае объявит, что все должны знать программу первого класса и октябрю, что б от зубов отскакивала таблица умножения и так до самого выпускного, не учить а требовать с родителей обучения детей. Да мой уже в 4 года пел песни на английском и переводил их на слух, букв не знал. Однако к концу года учитель их научила не только петь, но читать лучше чем по русски и писать без единой ошибки САМА, а не выкладывая требования родителям «к началу четверти я жду от детей… »
- Уже и на подготовке дети должны уметь читать и писать???!
- да еще и бегло!
- У нас учат читать по букварю Жуковой.
- Добавлю: а писать только печатными в тетрадках в крупную клетку.
- +1 тоже было 3 группы: 1. Читающие, считающий и со знанием англ.2. читающие, считающие и без знаний англ. 3. учили читать, писать и азы англ. ( животные, маленькие стишки и т.д.)
- а откуда ребенок узнал, что Щ — это «ща»?по теме — на курсах да, учат читать и печатные буквы писать
- Учат писать печатными буквами в рабочих тетрадях, а читать задают на дом, в школе учитель просит каждого ребенка прочитать ему 1-2 предложения или слова вслух (для проверки уровня подготовки)
- Конечно) Моих там и научили.
- вы изначально сделали ошибку в изучении букв.я прежде чем начанать учить буквы прочитала советы, что надо звуи учить, потом воспитатели в саду подтвердили это. А буквы выучат позже, когда чтение уже пойдет, а сейчас конечно ребенку трудно, сначала вы одному его учили «ША», а теперь вдруг «Ш» просто стало.У нас на подготовки проходят буквы (опять же звуки, букву просто раз-два называют, но не заостряют внимание), рисуют слоги, типа учат читать, но не знаю как ребенок за 40 мин в неделю вдруг научится читать, если вы дома с ним не можете справится.Технику чтения проверяли, весной еще раз проверят на подготовке.Мне кажется вам заново надо все буквы учить как звуки
- Зачем вы ребенку забубенили голову звуками и буквами???? Звуки учите пока! Разницу между звуком и буквой обьяснят в школе, сейчас еще рано! Только голову морочите!
- Моей бабушки рассказали, хотя просила их так не делать
- Может, вам рановато еще, интерес не проснулся. Моя средняя в 5 буквы знала через одну, а в 5,4 зачитала сама, сама играла с книжками-говорилками букв, сейчас, в 5,8, читает целыми словами.
- Узнавайте в конкретной школе. В нашей школе дети проходят тестирование для поступления на подготовку. Нечитающие отсеиваются, некоторых читающих по слогам берут при высоких остальных показателях. При этом школа далеко никакая не суперская. В соседней школе на подготовке не учат читать, тк читать они будут учить в первом классе. Вообще имхо лучше специальные курсы для обучения чтению, если все остальное вам не надо
- Автор,если финансы позволяют лучше нанять логопеда который научит читать и заодно поставит на место все понятия о буквах и звуках.Ибо звуко-буквенный разбор это бич 1 и начало 2 класса.
- Ёпрст! Ну, ладно, при поступлении в ШКОЛУ, еще куда ни шло. Но при поступлении на ПОДГОТОВКУ к школе, выкатывать требования бегло читать и писать… Я чего-то не понимаю, а на хрена тогда вообще эта подготовка?
- значит просто не дозрел еще до чтения — отложите на годик, на подготовку к школе идите в 6 лет — там потихоньку к 7 и научится. когда ребенок дозревает до чтения, то потом очень быстро учится, а если не готового ребенка сейчас мучить, то будет только отвращение к чтению
- У нас на подготовке проходят буквы,но этот «урок» один раз в неделю 25 минут,так что вряд ли дети реально научатся читать.Я уже научила дочку читать,водила к знакомой учительнице.А в первом классе однозначно надо уметь читать.Тем более,сейчас новые стандарты,дети работать будут с ноутбуками.Не до чтения будет (((
- У нас на подготовке учили читать, мой научился. А писать только печатные буквы, прописные учат в первом классе.
- 5 лет маленький еще. Не щелкнуло у него с чтением. Не торопите и не заставляйте. Со старшей дочкой логопед у меня чтением занималась. С младшей я сама. Сейчас ей почти 6, но читает по слогам плавно и резво довольно приличный текст — книгу со сказками с размером шрифта для второклашки. А как только начала с ней заниматься — кошмар был. Букварь Жуковой почти год дальше 20 страницы не могли пройти — слоги не скрадывались у нас до автоматизма. Постоянно сначала приходилось начинать.
- Насколько я знаю от учителей, у нас в школе на подготовке почти все детки читают.
- ну читают и читают, но такие требования абсурдны.
- главное «почти» , куда уж про «бегло»
- Скоро будет подготовка к подготовке. Бред какой-то.
- Мы на двух годичную ходили, не в школе правда, ничего нормально, первый год как раз и был «подготовкой к подготовке» причем каждый день кроме пятницы по 4 урока
- и что нобелевку когда получать будете? Интересно так, на еве как почитаешь гении и ученные, все минимум два языка знают. А как дела коснётся, то и ученики средние, и поколение тупое (опять же на еве вердикт вынесен) и молодёжь английского не знает, не говоря уже о двух языках. Не иначе с евы не выходят, поэтому нигде больше всезнаек и языковедов не видно
- да я бы не сказала что гений, просто так подвернулось, подготовка очень хорошая и бесплатная, и английский мы тоже кстати изучаеми многие и не с Евы совсем, перешли плавненько с подготовки на английский, гениев вроде нет ярко выраженных, дети как детиПросто у родителей есть время и желание водить, а у детей учится
- Я писала «почти все», а не «почти читают». Все пришли из дома с таким багажом. На курсах у нас вроде не учат читать.
- Учат! на вам еще лет маловато, в 6 он уже по-другому все понимать будет, вы ж с 7ми пойдете в школу? еще 2 года впереди — все будет хорошо!
- Ахтунг какой-то…
- кстати, в Канаде ВСЕ дети идут в школу с 4 лет. и никто на Нобелевку не претендует.
- а что в этом такого? в саду те же занятия проводят, у нас просто группы маленькие, соответственно каждому ребенку больше внимания уделялось и каждый предмет отдельный учитель вел
- В нашей школе подготовишек разделили на 4 группы по уровню подготовки, умение читать — основной критерий этого разделения. В нечитающей группе немного по-другому строится обучение, чтению (обучению) уделяется больше времени.
- буква это ж не звук) буква — это способ записи звука. Звук Щ — записываем буквой Ща и т.п. Я когда своего учила читать, вообще на буквах звуках не заморачивалась, он у меня никогда когда видел букву, не говорил — Эль, ЭМ, ХА, ЩА и т.п. Читать начали по букварю Жуковой — там оч.быстро схватил слияние букв и слоги стал читать. Вы по какой книге пытались учить читать?А собственно если 5 лет, то пока сами попробуйте поучить, а с 6 на подготовку за год до школы. У нас правда на подготовке оч.многие уже читающие, но есть и не читающие, научат. Но вам конечно придется дома с ним читать и тоже учить.
- Самый легкий способ научится читать! Я сама и многие знакомые научили детей быстро и легко именно по Жуковой
- У нас тестирование при приеме на подготовку, в том числе и на скорость чтения. Если б еще школа уж какая особенная, а так дворовая с уклоном.. И я знаю некоторых, которые с репетиторами занимаются, чтоб пройти тестирование на приеме на подготовку. Бред бредом.
- И на подготовке не учили (считаю что правильно) и при поступлении на эту самую подготовку тестировали ради галочки. Взяли всех желающих, кто успел записаться.
- «Я писала «почти все», » — т.е. есть НЕ читающие дети. И с каких пор это стало обязательным? Ну читают и хорошо, но делать это они не обязаны.И что значит «вроде»?- либо учат либо нет. Вы уж сначала определить, с «почти» и «вроде».
- у нас в логопедическом саду при очень серьезных занятиях специально не учили правильным названиям букв… для него сейчас новость все эти «ка», «эм», «ща»
- в лого садах обычно звуки ставят, а не буквы учат
- В хороших логосадах готовят к школе так, что все подготовки нервно курят! Так что и буквы учат тоже!
- ну не знаю, у сестры дочка в логосаду, ставят звуки не о какой подготовке даже и речи нет, в полном смысле этого слова
- Нас в лого саду сразу предупредили не учить детей буквам, выбросить все плакаты и книжки где когда нажимаешь, говорят букву. Учат только звуки, звуковой и слоговой состав слова (подготовительная группа). И то я считаю что с заданиями у нас перебор, но делать надо т.к. не хочется уже в саду быть в отстающих.
- у нас на подготовке не учат читать. Они пересказывают тексты, занимаются развитием речи. Знаю, что очень многие дети читать не умеют. Писать тоже практически не учат. Писали одно время графические диктанты, палочки всякие. Сейчас и этого не делают. Вообще подготовишка у нас очень слабая.В саду читать вроде учат. Пишут там что-то. По грамоте занимаются разбором слов. Но я особо не вдаюсь в подробности, если честно
- У нас на подготовке занятия по математике (Петерсон), Учат звуки, пишут печатные, ну и обводят в тетрадях всякие закорючки. Требований уметь читать-писать нет ни при поступлении в школу, ни тем более на курсы. Считаю что эта мода, как можно раньше научить ребенка алфавиту, счету до 100 и т.д. и приводит к тому что к тому возрасту когда это только надо начинать, ребенок путается и возникают такие проблемы. До подготовительного возраста, считаю, ребенку надо давать только общее развитие, знание о природе, природных явлениях, общению, сейчас много логических заданий и книг на эту тему и на определенный возраст. А учить алфавиту, счету, решать примеры с трех лет лично я считаю это только чтобы похвастаться перед другими (это мое ИМХО).
- а в чем путаться и какие проблемы?
- Почитайте первый пост автора, они в три года выучили алфавит (вопрос Зачем?), а теперь в пять лет пытаются выяснить с ребенком, что буква отличается от звука. Разве нет проблемы? И разве у ребенка нет путаницы? Если можно было просто с начать учить буквы, звуки и т.д. непосредственно перед школой. Поэтому я лично не понимаю ЗАЧЕМ учить с ребенком алфавит в ТРИ года. У меня есть знакомые которые выучили алфавит с детьми еще до трех лет и теперь всем показывают их умение (вот честно у меня создается впечатление что как дрессировщики в цирке? )
- Если учить правильно, со специалистами, проблем никаких не будет
- а подготовишки созданы вообще не для того,чтобы детей чему-то учить перед 1-м классом. лишние денежки для школы, адаптация детей к школе и практически 100% попадание их в конкретную школу. усе. когда у нас документы приняли, мы сразу и на подготовительные забили.
- у нас учили буквы, и по слогам слова разбирали, и что-то было про глухие-звонкие..теперь ребенку скучно в 1-м классе, проходят тоже самое.
- Соглашусь. Если ответите на вопрос Зачем? Лично я не понимаю. Хотя нет, понимаю, что только для того чтобы похвастаться перед другими, ну или для того чтобы была работа специалистам.