Причины травм у детей, виды повреждений, клиническое течение и, что особенно важно, их последствия существенно отличаются от травматизма взрослых. Эти отличия определяются анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Только на первый взгляд кажется, что детские травмы всегда явление случайное и потому непредотвратимое и неуправляемое. В каждой их них есть виновный взрослый человек, который должен сделать вывод из случившегося и, может быть, всю оставшуюся жизнь отвечать за эту беду перед собой и ребенком.
Со второй половины года дети становятся «орально любопытными»: тянут в рот все, что попадает им в руки. Они вдыхают и заглатывают мелкие предметы (монеты, бусинки, пуговицы), пьют ядовитые жидкости, глотают таблетки оставленных на виду лекарств.
Подвижностью, любознательностью и неосторожностью характеризуются дети возрастной группы от четырех до семи лет. Они тоже требуют постоянного внимательного контроля со стороны взрослого человека. В этом возрасте ребенок интенсивно исследует окружающую среду.
У него большое желание подражать трудовым процессам взрослых, копируя их в игре, этим он обогащает свой личный опыт, порой ценой ошибок и огорчений. Небольшие огорчения не только не опасны, но даже полезны и поучительны, они повышают осторожность ребенка и ответственность за свое поведение.
Однако взрослые обязаны уберечь детей от серьезных ошибок – 25% тяжелых и 16% смертельных травм падает именно на этот возраст.
Особенность детской травмы заключается еще и в том, что она никогда не является производственной и классифицируется по месту получения травмы как бытовая, уличная, школьная, спортивная и пр. В литературе существуют и другие классификации. Детский травматизм бывает:
- — бытовой – 25-35%;
-
— уличный – 25-50%;
- — дворовый – до 20%;
- — транспортный – менее 1%;
- — школьный – 11-12%;
- — дошкольных детских учреждений – 3-4%;
- — спортивный – 5-7% (при организованных занятиях спортом – 2-3%, при неорганизованных – 3-4%);
- — акушерский (родовые травмы) – единичные случаи;
— прочий – 0.4-1,5%.
Профилактика дворовых травм состоит в обустройстве дворов, своевременной уборке их от ненужных предметов, контроле за тем, чтобы были закрыты все крышки водосточных и других колодцев, в оборудовании игровых площадок, в том числе для спортивных игр, обустройстве песочниц, горок и т.д.
Профилактика транспортного травматизма включает мероприятия по обучению детей правилам уличного движения, обустройство транспортных магистралей, пешеходных и велосипедных их участков.
Производственные объекты должны быть недоступны для детей: строительные площадки – обнесены заборами и охраняться, трансформаторные подстанции, теплоузлы, люки колодцев тепловых, водопроводных и электрических сетей – быть надежно закрытыми. Должны быть определены должностные лица, ответственные за их состояние.
- Снижение школьного травматизма и травм в детских дошкольных учреждениях определяется безопасной организацией занятий во время школьных перемен, правильным оборудованием лестничных площадок и маршей.
- Профилактика спортивного травматизма определяется максимальной его организацией специалистами, подготовленными в этих вопросах.
- В идеале ни один случай детской травмы не должен быть оставлен без внимания, должен быть определен виновный в ней взрослый человек и приняты исчерпывающие меры по предупреждению подобных происшествий.
Локализация травм у детей, их клиническая картина, диагностика и лечение имеют свои особенности по сравнению со взрослыми. Переломы костей у детей встречаются реже, чем у взрослых.
Это связано с большей эластичностью и гибкостью детских костей, большим количеством в ней эластических и коллагеновых волокон, меньшей минерализацией и наличием толстой, хорошо кровоснабжаемой надкостницы, образующей вокруг кости гибкий амортизирующий футляр.
Этими факторами объясняется преобладание у детей переломов костей в виде «надломов» или переломов по типу «зеленой ветки», а также под-надкостничных переломов с сохранением целости надкостницы.
Амортизирующий эффект оказывает и богатство эпифизов трубчатых костей хрящевой тканью, содержание которой тем больше, чем меньше возраст ребенка. С другой стороны, у детей встречаются переломы по линии росткового эпифизарного хряща – эпифизиолизы.
Вывихи у детей встречаются тоже намного реже, чем у взрослых. Большая эластичность и прочность капсульно-связочного аппарата детских суставов объясняет большую частоту так называемых «подвывихов», самым типичным из них является характерный для 2-4-летнего возраста подвывих головки лучевой кости.
Диагностика переломов у детей труднее, чем у взрослых, и чем меньше возраст, тем больше трудностей. Часто переломы в области метаэпифизов можно диагностировать лишь при сравнении рентгенограмм симметричных конечностей, а для распознания поднадкостничных переломов рентгенограммы иногда следует рассматривать под увеличением.
В лечении детских переломов костей предпочтение отдается консервативным методам. Большая их часть излечивается одномоментной репозицией с последующей иммобилизацией сегмента конечности. Репозицию переломов желательно проводить под общим обезболиванием. Сроки иммобилизации у детей меньше, чем у взрослых, и чем меньше возраст ребенка, там они короче.
Переломы трубчатых костей у детей имеют свойство к самокоррекции смещений отломков по ширине (чем меньше возраст, тем выраженнее эти способности). Плохо подвергаются самокоррекции угловые смещения, они должны полностью устраняться.
Идеального сопоставления отломков, в том числе с применением оперативного вмешательства, требуют внутрисуставные переломы, так как неполное устранение смещения ведет к нарушению функций суставов, причем с возрастом эти нарушения не только не уменьшаются, но даже прогрессируют.
Это особенно касается переломов в области локтевого сустава.
Трудно диагностируются родовые переломы костей. Чаще всего в родах происходит перелом ключицы, плеча и бедра.
Переломы ключицы и плеча требуют иммобилизации верхней конечности в повязке Дезо, переломы бедра лечатся вытяжением.
Переломы у новорожденных обычно сопровождаются образованием гипертрофированной костной мозоли, которую нередко принимают за костную опухоль. Во всех случаях она рассасывается, и переломы не оставляют следа.
Ожоговая травма протекает у детей тяжелее, чем у взрослых. Ожоги чаще всего бывают вызваны воздействием на ткани горячих предметов, жидкостей или пламени и относятся к разряду бытовой травмы. Реже они вызываются воздействием электротока или солнечных лучей.
Тяжесть течения ожоговой болезни у ребенка определяют, как и у взрослых, площадь и глубина повреждения тканей. Однако одни и те же температурные факторы вызывают у детей более глубокие ожоги, чем у взрослых, в связи с тонкостью, ранимостью и высокой теплопроводностью детской кожи.
А гидрофильность мягких тканей детей приводит к большим, чем у взрослых, потерям жидкости через ожоговую поверхность и большей склонности к ожоговому шоку.
Чем меньше возраст ребенка, тем выраженнее возрастные особенности анатомии и физиологии кожи, тяжелее течение ожоговой болезни и шире показания для госпитализации его в специализированный детский ожоговый центр. На первом году жизни госпитализируются все дети с ожогами, независимо от их площади и глубины.
Это необходимо для ранней профилактики и лечения ожогового шока, клиника которого у малышей смазана, а опасность развития намного больше, чем у старших детей. Дети до трех лет обязательно госпитализируются при наличии ожога второй и более глубокой степени с площадью, превышающей 3% поверхности тела, у дошкольников и школьников – 5%.По глубине поражения кожи ожоги у детей, как и взрослых, делят на четыре степени в соответствии с классификацией.
Но самыми тяжелыми по степени тяжести являются травмы полученные детьми на дороге.
Как правило это сочетанные и политравмы, когда имеются повреждения опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговая травма, повреждение внутренних органов брюшной полости и органов грудной клетки.
В летний период дети выезжают на дорогу на велосипеде, скутере или играют на проезжей части дороги. Чувство страха и собственной безопасности им не знакомо, а последствия чрезвычайно серьезны.
Существует программа по оказанию помощи пострадавшим на дороге, организованы центры по оказанию помощи с дорожной травмой.
Одной из наших с вами задач является воспитать у ребенка чувство собственной безопасности, инстинкта самосохранения. Энергетика у здорового ребенка очень высокая, а опыта и страха не хватает. Но как тяжело смотреть на страдания ребенка и его родителей, а ведь можно было бы избежать этот стресс, проявись вовремя добросовестное отношение к вопросу безопасности ребенка.
Врач-детский хирург Британчук А.В.
Печать E-mail
Какие детские травмы мешают нам во взрослой жизни: разбираемся с психологом
В детстве многие мальчишки и девчонки испытывают стресс, эмоциональное напряжение. Но на одних они не оказывают сильного влияния, для других же могут остаться глубокой раной в душе. Психологическую травму люди могут нести через всю жизнь: это отражается на стиле общения с окружающими.
Человеку, пережившему душевную травму в детстве, бывает сложно выстраивать гармоничные отношения, часто он бывает несчастлив в личной жизни. Любое событие, имеющее значимость для ребенка, может стать причиной душевной травмы.
Как они нам мешают во взрослой жизни, рассказал психолог семейного центра «Берегиня» Клавдия Блонская.
Факторы формирования травм можно разделить на несколько групп:
Заболевания
Травму может вызвать какое-нибудь хроническое заболевание, лечение которого сопряжено у ребенка с болью, тревогой и напряжением. Подействовать на душевное состояние способны и частые простуды.
Родители стремятся чрезмерно опекать болезненных детей, ограничивая их во многом. Ребенку внушают, что он болен, слаб и отличается от своих сверстников.
В результате, повзрослев, человек чрезмерно внимателен к своему здоровью, порой патологично, часто мнителен без повода.
Давление со стороны взрослых
В результате любых насильственных действий со стороны взрослых, их давления ребенок испытывает страх, он неуверен в себе, часто агрессивен. Наказанный физически ребенок — это всегда униженный ребенок.
Даже повышенный голос, крик, тем более физические наказания могут вызвать душевную травму, особенно если это происходит постоянно. Родителям кажется, что таким образом они воспитывают ребенка, на самом деле — травмируют.
С последствиями же сексуального насилия под силу справиться только специалистам.
Предательство со стороны взрослых
У ребенка формируется чувство вины, сложности во взаимоотношениях с социумом. В результате он предъявляет завышенные требования к себе и к будущему партнеру, что иногда становится причиной трудностей в поисках супруга и частых конфликтов в семье.
Иногда дети начинают винить себя, и это отражается на всей их дальнейшей жизни, на формировании самооценки, на сфере общения.
Смерть родственника
Событие, которое переворачивает жизнь ребенка, в результате чего он замыкается, перестает общаться, меняет мировоззрение. Здесь последствия могут быть очень разными. Чадо замыкается, начинает винить себя, в этих случаях необходима поддержка, понимание со стороны близких и значимых людей, а также психотерапевтическая помощь.
Зависимость родителей
Ребенок, предоставленный сам себе и постоянно ощущающий свою ответственность за взрослых, редко вырастает психологически здоровым человеком. Это, как правило, травмированный человек, тяжело привыкающий к новым условиям и людям, он стремится к тотальному контролю всего вокруг, страдает, боится ошибок и всегда испытывает недоверие к миру.
«Существуют психологические симптомы, которые помогут вам понять, когда ребенку нужна помощь психолога. Как правило, у травмированного ребенка наблюдаются изменения в поведении и эмоциональном состоянии, нестабильное настроение, ребенок тревожен, наблюдается нарушение концентрации внимания, замкнутость», — говорит специалист.
Также есть и определенные физиологические изменения. Ребенок плохо спит, у него снижена работоспособность, он становится излишне суетлив и напряжен. При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния ребенка.
Прийти на помощь
Детские травмы опасны прежде всего тем, что самостоятельно с ними справиться, как правило, невозможно. Таким детям необходима помощь специалистов, чтобы в дальнейшей жизни они не оказывали своего пагубного влияния на жизнь и судьбу человека.
Если вы обратили внимание на физиологические или психологические проявления травм у вашего ребенка, поговорите с ним. Возможно, вы придете к выводу, что нужно вместе пойти к специалисту за помощью. В целях вашей безопасности и снижения риска распространения коронавирусной инфекции рекомендуем оставить обращение на портале «Мой семейный центр». Все консультации проходят в онлайн-формате. Наш сотрудник свяжется с вами в течение одного рабочего дня.
Источник
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Детская неврология: Проблемы родом из детства
Различные повреждения в самом раннем детстве могут оказать большое влияние на развитие патологий разного характера во взрослом возрасте. Так, сотрясение мозга в дальнейшем может повлиять на снижение зрения, а переломы привести к деформации суставов.
И часто, казалось бы, совершенно несвязные явления оказываются звеньями одной цепи: например, детская травма шейного отдела позвоночника может в перспективе стать предвестником проявления вегетативной дисфункции во взрослом возрасте.
На наши вопросы о том, почему такие травмы приводят к подобным последствиям, ответили врач-невролог Короткевич Валерия Олеговна и детские неврологи Зорнина Екатерина Александровна и Семенов Алексей Сергеевич.
Екатерина Александровна, как родовые травмы могут повлиять на дальнейшее здоровье ребенка?
Родовые травмы – это довольно часто встречающаяся проблема, ведь роды – чрезвычайно сложный процесс, при котором на ребенка влияют очень многие факторы: его положение, узкий таз матери, акушерские манипуляции и многое другое. Все это напрямую влияет на позвоночник младенца.
Даже минимальные отклонения от нормы в процессе родов могут привести к существенным осложнениям в развитии. Целесообразно в течение первого года жизни три-четыре раза посетить невролога и обращаться в дальнейшем по мере необходимости.
В таком случае есть шанс заметить какие-то отклонения, которые родители могут не увидеть. Ведь клинические патологии нервной системы часто выявляются в возрасте до 3-5 лет.
Согласно статистике, среди всех заболеваний нервной системы в детском возрасте 50% из них связаны с родовыми травмами, 30% возникают из-за генетических причин и только 15% — приобретенные в процессе роста и индивидуального развития.
Сегодня широкое распространение получил метод диагностики нейросонографии или УЗИ головного мозга. Он позволяет получить безопасно и быстро объективные данные о состоянии головного мозга. В порядке скрининга этот метод очень рекомендуется делать в самом раннем возрасте вне зависимости от показаний. Также применяется УЗИ шейного отдела позвоночника и компьютерная томография, если требуется.
Какие травмы можно выделить, как наиболее опасные?
Есть теория, что шейная травма при родах и в раннем возрасте впоследствии может привести к неврологическим заболеваниям, гипоксическим и ишемическим поражениям, которые, в свою очередь, при сочетании с другими причинами могут обеспечивать или усиливать предрасположенность к вегетативной дисфункции. Это комплекс симптомов нарушений самых разных функций организма, которые обусловлены расстройством их нервной регуляции. Поэтому о последствиях можно говорить в довольно широком спектре, ведь проявление той или иной патологии зависит от уровня повреждения позвоночника.
У новорожденных проявление этого синдрома зачастую протекает практически бессимптомно. Но в дальнейшем травмы косвенно могут усугубить и другие патологии. Если говорить об этом, то самая распространенная из них – минимальная мозговая дисфункция.
Она проявляется обычно в дошкольном и раннем школьном возрасте нарушением координации, невозможностью сосредоточиться, гиперактивностью и эмоциональностью, головными болями.
Хочется отметить, что если ребенок в этом возрасте долго не может успокоиться или заснуть, наблюдается гипертонус мышц или наоборот он слишком вялый, у него плохая артикуляция или нарушение произношения – все это является поводом для посещения невролога. Алексей Сергеевич, как проходит терапия для детей при выявлении неврологических патологий?
Для начала проводится тщательное обследование. И так как неврологические заболевания чаще всего имеют пограничный характер с психологической и педагогической сферой, то сам подход и лечение применяются комплексно.
Так, могут привлекаться психолог, мануальный терапевт, а в процесс коррекции должна быть вовлечена вся семья. Применяется психолого-педагогическая и нейро-психологическая терапия, имеет место и лекарственное лечение по индивидуальным показаниям, остеопатия и мануальная терапия.
Конечно, чем младше ребенок, тем больше компенсаторных возможностей его организма, то есть лечение проходит быстрее и легче.
Но в любом случае нельзя забывать и о профилактике. Очень важно, чтобы родители понимали, что нельзя блокировать ротационные и адаптивные механизмы организма ребенка.
То есть не стоит укутывать свое чадо в год так же, как и в первый месяц жизни, надо рационально подходить к его физическому и психологическому развитию, давая возможность самому познавать мир в сочетании с разумными ограничениями и воспитанием. Тогда и неврологических, и других проблем зачастую удается избежать.
Валерия Олеговна, а во взрослом возрасте детские травмы шеи могут дать о себе знать?
Безусловно, и как раз не выявленные вовремя патологии могут приводить к развитию заболеваний, в частности к нарушению кровоснабжения. Ведь в результате травм шейного отдела позвоночника, как родовых, так и приобретенных, могут быть повреждены артерии.
Даже минимальное нарушение соотношения между позвонками в шее приводит к ухудшению кровоснабжения головного мозга – как в детском и подростковом, так и в более зрелом возрасте. Это может проявляться головными болями, головокружением, потерей сознания.
А вегетативная дисфункция – это последствие травмы шейного отдела?
Нельзя сказать, что это прямая взаимосвязь, но такие травмы косвенно могут повлиять на развитие данного синдрома.
В любом случае вегетативная дисфункция (синдром вегетативной дисфункции) или как ее еще называют вегетососудистая дистония появляется, в первую очередь, вследствие конституционального строения, генетических особенностей, стрессов и образа жизни, а также провоцируется травмами шейного отдела позвоночника.
В совокупности искривления позвоночника, другие болезни и травмы, могут стать причиной этого синдрома. Часто под влиянием физических нагрузок у неподготовленных людей происходит развитие сосудистых нарушений, и чтобы этого не происходило, важно соблюдать спортивный режим и больше двигаться.
В зависимости от типа расстройства дисфункция проявляется повышенным давлением, нарушением сердечного ритма, головными болями, слабостью, недомоганием и другим.
В ряде случаев нарушение циркуляции ликвора и нарушение венозного кровообращения, вследствие родовых травм нервной системы могут приводить к развитию гипертензионного синдрома.
Он представляет собой поражение головного мозга в результате повышенного внутричерепного давления в сочетании с увеличением количества спинномозговой жидкости в мозге. Синдром имеет следующие симптомы: нарушение зрения, судороги, головные боли, нарушение сознания, появление тошноты и рвоты.
Как лечат вегетативную дисфункцию и другие неврологические синдромы?
Для избавления от вегетативной дисфункции для взрослых в клинике «Скандинавии» применяются медикаментозные методы, игло- и рефлексотерапия, мануальная терапия, также многим помогает гомеопатия.
Вегетососудистая дистония может вызывать серьезные эндокринные заболевания и кардионарушения, поэтому очень важно обратиться к специалистам, пройти рентгенологическое, МРТ и УЗИ-обследование по направлению.
Узнать подробности и записаться на консультацию можно по телефону (812) 600-77-77 или заполнив форму на сайте.
Детские психологические травмы и их влияние на жизнь
«Омские родители и дети»Открытый социально-образовательный портал
06 февраля 2019
Просмотров: 2164
В детском возрасте психическое состояние человека особенно ранимо и подвержено любому влиянию окружающих. В этот период человек, пропускает через себя все события жизни, которые на первый взгляд могут показаться и не такими важными.
Ребенок чаще всего обладает особой чувствительностью, он открыт для внешнего мира, для его положительных и отрицательных воздействий. Он еще не способен самостоятельно защитить свое сознание от опасностей. Без помощи взрослых ему трудно фильтровать поток поступающей информации, определять, что для него хорошо, а от чего стоит укрываться.
Столкнувшись в детском возрасте с трудной ситуацией и не сумев благополучно разрешить её с помощью взрослых или самостоятельно, ребенок рискует получить серьезные психологические проблемы в будущем. Такова специфика детской психологической травмы.
Детская психологическая травма появляется в результате интенсивного стрессового воздействия на ребенка. В таком состоянии дети теряют ощущение комфорта и безопасности, наоборот их преследует страх, беспомощность, неопределенность.
Их отношение к внешнему миру достаточно переменчиво. То, что не так давно вызывало уверенность и обеспечивало покой, может вызвать агрессию и боль.
Дети, находящиеся в частых стрессовых ситуациях, нередко попадают в группу риска, наиболее подвержены негативному влиянию внешнего мира.
Ситуация, способная нанести урон психологическому здоровью, должна иметь особое значение, быть важной для ребенка. Негативное влияние ситуации подкрепляется обстоятельствами и людьми, их значимостью в жизни ребенка. И насколько часто подобные ситуации будут случаться с человеком в детстве, тем больше риск ухудшения его психологического здоровья в более зрелом возрасте.
Что же может быть источниками детской психологической травмы?
- Отделение от одного из родителей. Самый популярный пример – развод родителей. Взрослые нередко манипулируют друг другом, используя при этом ребенка. Таким образом, ребенок невольно принимает сторону одного из родителей, отделяясь при этом от другого.
- Опасная среда. Здесь опасность может быть не только физического характера. Чаще всего это домашние конфликты: моральное давление, латентные конфликты, прессинг, постоянная напряженная угнетающая атмосфера.
- Болезнь или смерть одного из членов семьи, других близких людей. Потеря в раннем возрасте близкого человека, может вызвать появление неуверенности в постоянности и безопасности внешнего мира в целом.
- Недостаток внимания. Ребенку всегда важно чувствовать любовь к себе и свою необходимость для самых близких людей. В детском возрасте важнейшими проявлениями любви выступают внимание, забота и уход, проявляемые к малышу. В противном случае ребенок будет расти отверженным и отчуждённым, ощущая себя никому не нужным и бесполезным.
- Установки. Некоторые родители заранее готовят «сценарий» жизни для своего ребенка. Знают, что для него будет лучше или хуже, с кем нужно общаться и чем лучше заниматься. Родительские установки, заложенные в психику ребенка с рождения, нередко отрицательно сказываются на личности ребенка. Они способны сформировать не только ряд комплексов, но также вызвать неуверенность в себе, низкую самооценку, неумение выстраивать взаимоотношения с людьми в более зрелом возрасте.
Детские психологические травмы могут проявляться по-разному. Симптомы могут быть как физиологическими, так и психологическими. К физиологическим проявлениям относятся: страхи, ночные кошмары, бессонница, тахикардия, постоянная усталость, нарушение внимания и памяти, мышечные зажимы, появление хронических заболеваний, иногда без существующей на то причины.
Психологическими признаками выступают: апатия, подавленность, шок, резкие необусловленные скачки настроения, чувство вины, стыд, тревога, чувство ненужности. Нередко развиваются разные страхи или фобии, например боязнь темноты, незнакомых людей, громкого шума, замкнутого пространства, одиночества.
Материал подготовила И.Ф. Шеметова, методист УМЦ по работе с родителями Института
Заболевания детей раннего возраста
В этот период родители часто оказываются на приеме у педиатра, обеспокоенные проявлением у ребенка симптомов вирусных и бактериальных инфекций, гастроэнтерита, атопического дерматита, пищевой аллергии.
Вакцинация от управляемых инфекций — первая линия защиты ребенка.
Согласно Национальному календарю профилактических прививок, дети от 0 до 3 лет должны полностью пройти вакцинацию от вирусного гепатита B; вакцинироваться от туберкулеза; получить 2-3 дозы вакцины от пневмококковой инфекции и ревакцинироваться в 15 месяцев; 3 дозы вакцины от дифтерии, коклюша, столбняка и ревакцинироваться в 18 месяцев (от дифтерии и столбняка ревакцинируют в 6-7 лет и в 14 лет); 3 дозы вакцины от полиомиелита и ревакцинироваться в 18 и 20 месяцев; 3 дозы вакцины от гемофильной инфекции (группы риска) и ревакцинироваться в 18 месяцев; вакцинироваться против кори, краснухи, эпидемического паротита (ревакцинация в 6 лет).
Крайне желательно дополнительно привить ребенка от ротавирусной и менингококковой инфекций, ветряной оспы, гепатита A, а также клещевой инфекции (если вы выезжаете в эндемичные регионы или страны). Оптимальный набор профилактических прививок входит в московский календарь, календари европейских стран и США.
Если вы часто путешествуете с маленьким ребенком, желательно заранее убедиться, что он привит по возрасту и имеет все рекомендованные прививки. Консультацию и индивидуальную схему вакцинации малыша можно получить в нашей клинике, записавшись к любому педиатру Рассвета. Наши врачи помогут вам разобраться со сложными схемами прививок и вакцинируют ребенка.
Полезно уточнить требования к вакцинации для путешественников на сайте Департамента г. Москвы, Консульского департамента МИД России, посмотреть рекомендации CDC (Центров по контролю и профилактике заболеваний США). В зависимости от требований страны, в которую вы направляетесь, могут потребоваться и другие прививки.
График плановых профилактических осмотров, необходимых детям раннего возраста (у педиатра и других специалистов), можно посмотреть здесь.
Самой распространенной проблемой, с которой сталкиваются родители, путешествующие вместе с детьми раннего возраста, является диарея путешественников.
Чтобы предотвратить это заболевание, важно соблюдать правила личной гигиены (мыть руки с мылом), употреблять продукты, в качестве которых вы уверены, тщательно мыть фрукты и овощи, пить только бутилированную воду, избегать контакта с животными, применять средства защиты от насекомых, на прогулках в лесу носить одежду, защищающую от укусов насекомых.
При первых симптомах инфекционного заболевания (лихорадка, сыпь, диарея, боль в животе, боль в горле или ушах), а также в случае укусов насекомых (животных) нужно обязательно обратиться к врачу или хотя бы проконсультироваться с врачом дистанционно.
Боль в горле у детей младшего возраста обычно вызвана вирусной инфекцией, проходит сама за 7–10 дней и не требует применения «противовирусных» лекарственных препаратов (тем более, антибиотиков, которые применяются только для лечения бактериальных инфекций).
В таких случаях ребенку требуется только отдыхать и пить много жидкости.
Если через 3–5 дней симптомы ухудшаются, у ребенка поднимается температура, он жалуется на головную боль, боль в животе, наблюдаются признаки обезвоживания, сообщите об этом педиатру и запишитесь на прием.
Если речь идет о стрептококковой инфекции, которой младенцы и дети дошкольного возраста подвержены редко (только если, например, заразились старшие дети в семье), педиатр может назначить ребенку антибиотикотерапию, но перед этим он сделает экспресс-тест на стрептококк.
Если будет получен отрицательный результат, он может подтвердить или исключить диагноз посевом. Отрицательный результат означает, что боль в горле вызвана вирусом, в этом случае антибиотик назначаться не будет.
Если назначен антибиотик, его необходимо принимать в соответствии с инструкцией врача, не прекращать прием, если симптомы практически исчезли или перестали беспокоить вовсе.
Боль в горле может быть вызвана синдромом рука-нога-рот (возбудитель — вирус Коксаки или другая разновидность энтеровирусов, например ECHO). Это энтеровирусная инфекция, которой чаще всего подвержены дети до 5 лет в летний и осенний периоды. По симптомам заболевание напоминает ОРВИ.
Но боль в горле сопровождают не только лихорадка, головные боли, мышечные боли, насморк, но и пузырьковая сыпь вокруг рта, на ладонях, тыльной стороне рук, стопах, задней поверхности бедер и ягодицах ребенка. Во рту (на щеках, деснах, языке) могут образовываться небольшие и довольно болезненные язвочки (афты).
Инкубационный период заболевания составляет 3–6 дней, в это время можно заметить, что ребенок стал вялым, у него снизился аппетит, затем проявляются ОРВИ-подобные симптомы и сыпь, которая проходит сама через 5–7 дней. Лечение не требуется, для снижения жара и боли можно использовать парацетамол или ибупрофен, очень важно предлагать ребенку как можно больше жидкости.
Дети с синдромом рука-нога-рот могут выделять вирус через дыхательные пути в течение 1–3 недель, а со стулом несколько недель и даже месяцев.
И тут у многих родителей возникает вопрос: сколько они должны пробыть дома, чтобы не заразить других детей? Смысла сидеть дома, не гулять и не посещать детский сад после того, как ребенок почувствовал себя лучше, нет — но не только, потому что у него исчезли сыпь и другие симптомы, но еще и потому, что дети могут распространять этот вирус, даже если у них нет симптомов, поэтому ваш «карантин» особо не повлияет на масштабы распространения энтеровируса.
Большинство инфекций горла передаются воздушно-капельным путем или при контакте с предметами, до которых дотрагивался заразившийся человек.
Первичная мера профилактики таких инфекций — избегать контакта с заболевшими, а если в семье кто-то заболел, чаще проводить влажную уборку помещения, проветривать; стараться реже бывать в людных местах, поездкам на общественном транспорте предпочесть пешие прогулки и передвижение на личном автомобиле.
Часто повторяющиеся инфекции горла не требуют удаления небных миндалин (в мире доказательной медицины развитых стран тонзиллэктомию рекомендуют только в самых сложных случаях).
Лечебный эффект промывания небных миндалин — процедуры, популярной в нашей стране и применяющейся для профилактики обострений хронического тонзиллита, — не доказан.
Даже в сложных случаях повторяющихся бактериальных инфекций горла лечение антибиотиками является оптимальной стратегией.
Лучшие лекарства от простуды и гриппа — обильное питье, много сна, увлажнение воздуха и проветривание помещения. На сегодняшний день не существует доказанно эффективных антивирусных и иммуномодулирующих препаратов, они не помогут вашему ребенку вылечиться от вирусной инфекции.
Промывайте ребенку нос солевым раствором, если необходимо, используйте аспиратор (грушу) для удаления отделяемого из носа. Детям до 1 года нельзя давать мед, после года разрешается, но не более половины чайной ложки. Детям до 4 лет нельзя предлагать леденцы и таблетки от кашля, поскольку он может ими подавиться.
Ментоловые мази для растирания груди и уменьшения кашля использовать можно, но только у детей от 2 лет. Для снижения температуры используйте ибупрофен или парацетамол, если ребенку еще не исполнилось 2 лет, всегда советуйтесь с педиатром, прежде чем давать жаропонижающее.
Ибупрофен можно давать с 6 месяцев, но только, если у ребенка не наблюдаются частые эпизоды рвоты и он пьет достаточное количество жидкости. Аспирин маленьким детям давать нельзя, в связи с риском развития редкого, но потенциально смертельного состояния — синдрома Рейе.
Рекомендовать дозировку жаропонижающих средств должен врач, если консультация невозможна, сверьтесь с инструкцией к препарату и не превышайте дозировку.
Безрецептурные многокомпонентные лекарства от кашля и простуды (содержащие фенилэфрин, фенирамин и другие «улучшители самочувствия») детям младше 6 лет давать не следует, доказано, что они не только неэффективны, но и могут вызывать у них серьезные побочные реакции.
Более того, многие из них уже содержат парацетамол или другое жаропонижающее, в связи с чем (если вы уже даете ребенку ибупрофен или парацетамол) возрастает риск передозировки.
Если ребенку из-за присоединения бактериальной инфекции назначен прием антибиотиков, пройдите полный курс, рекомендованный врачом, во избежание обострения заболевания.
С 6 месяцев жизни детям разрешено прививаться от гриппа, это следует делать каждый год.
Распространенное заболевание у детей младшего возраста, протекающее с преимущественным поражением нижних отделов дыхательных путей. Самая высокая восприимчивость к вирусу из группы парамиксовирусов, который вызывает это заболевание, наблюдается у детей до 2 лет.
Симптоматически респираторно-синцитиальная инфекция напоминает ОРВИ и у детей в целом здоровых не вызывает осложнений.
Однако у недоношенных детей, детей с ослабленной иммунной системой, хроническими заболеваниями или врожденным пороком сердца осложнением РСИ может стать бронхиолит или пневмония.
Тяжелее РСИ протекает у детей первого года жизни, родителям необходимо обратить внимание на постоянный сухой кашель у ребенка (характерный симптом) и при ухудшении состояния (лихорадка, судорожный синдром, рвота, дыхательная недостаточность) срочно вызвать врача.
Боль в ушах может иметь множество причин: от ушных инфекций — острый средний отит, острый наружный отит (т. н. ухо пловца) — до боли, вызванной изменением давления в среднем ухе из-за простуды или инфекции носовых пазух.
Чтобы установить истинную причину, необходимо обратиться к педиатру, самостоятельная диагностика и лечение в домашних условиях могут усугубить ситуацию.
Если заболевание вызвано вирусной инфекцией, назначается применение обезболивающих и снижающих температуру препаратов (парацетамол, ибупрофен), в случае бактериальной инфекции назначается местная или системная антибиотикотерапия.
Так, при инфекциях среднего уха антибактериальным препаратом выбора является амоксициллин, за исключением аллергических реакций на пенициллин, а также хронической и рецидивирующей форм заболевания.
Конъюнктивит — воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивы) — распространенное заболевание у детей раннего возраста. Это чаще всего неопасное состояние, которое проходит самостоятельно, без лечения.
Конъюнктивит может быть инфекционным (вызванным вирусами, бактериями или, реже, грибами или хламидиями) и аллергическим (вызванным контактом с определенным веществом-аллергеном).
Симптомы: покраснение и отек слизистой оболочки глаза (глаз) и век; боль, зуд и жжение в глазах; слезотечение; выделения из глаз (слизистые или гнойные).
Вирусный конъюнктивит чаще всего обусловлен воздействием аденовирусов на слизистую, бактериальный конъюнктивит чаще всего вызывают бактерии стафилококка и стрептококка, аллергический — контакты с такими аллергенами, как пыль, продукты питания, шерсть животных, средства гигиены и бытовая химия, лекарственные препараты.
Большинство конъюнктивитов не требуют специального лечения и проходят самостоятельно.
В случае бактериальной формы заболевания, протекающего с гнойным отделяемым из глаз, необходимо промывать глаза физиологическим раствором несколько раз в день. Лечение вирусного конъюнктивита не проводится.
При аллергическом конъюнктивите необходимо устранить воздействие аллергена. Симптоматическая терапия (для облегчения симптомов) — прохладные компрессы, искусственная слеза.
Оптимальный способ профилактики конъюнктивита — гигиена рук.
Атопический дерматит — воспалительное заболевание кожи, проявляющееся покраснениями, высыпаниями, шелушением и зудом. Может возникать у детей самого раннего возраста, начиная с 3–6 месяцев.
Точная причина развития атопического дерматита неизвестна, но считается, что он обусловлен комплексом факторов: генетическими (атопический дерматит, аллергия, бронхиальная астма у близких родственников), недоразвитием отдельных элементов иммунной системы, связанным с ранним возрастом (влияет на степень защиты кожи), внешней средой (климатические условия, купание в слишком горячей воде, воздействие моющих средств и мыла и др.), наличием аллергии (аллергия на пыльцу, аллергический ринит), недостаточной выработкой структурных белков кожи филагринов, удерживающих в ней влагу.
Лечение зависит от тяжести течения заболевания, возраста ребенка и его общего состояния.
Лекарств от атопического дерматита не существует, рекомендуется снизить воздействие раздражающих факторов, купать ребенка с мягкими средствами, рекомендованными врачом, использовать увлажняющие лосьоны, поддерживать нормальную температуру и влажность в помещении, не допускать пересушивания кожи, подбирать одежду из натуральных тканей, вовремя подстригать ногти на руках малыша, чтобы он не мог случайно повредить кожу (чревато раздражением кожи и инфекциями). Для уменьшения симптомов применяются смягчающие, увлажняющие кремы и мази, антигистаминные средства, кремы и мази с кортикостероидами, топические ингибиторы кальциневрина. В тяжелых случаях проводят ПУВА-терапию, биологическую терапию и используют другие методы.
Для атопического дерматита характерно волнообразное течение, с чередованием периодов обострения и ремиссии. В большинстве случаев ребенок «перерастает» заболевание к 2–5 годам.
Инфекции мочевыводящих путей (ИМП) — микробно-воспалительные заболевания органов мочевой системы: уретры, мочеточников, мочевого пузыря, почек. Имеют высокую распространенность в раннем детском возрасте.
У девочек старше 2 лет ИМП возникает чаще, однако среди новорожденных и грудных детей заболевание больше распространено у мальчиков. Лидируют бактериальные возбудители (прежде всего, кишечная палочка, затем стафилококки, стрептококки, клебсиеллы, энтерококки, синегнойная палочка и др.
), также причиной ИМП могут являться бактерии Chlamidia trachomatis (урогенитальный хламидиоз), микоплазма (микоплазмоз), уреаплазма (уреаплазмоз).
Родителям следует обратить внимание на следующие симптомы: ребенок ведет себя беспокойно, часто плачет; мочеиспускания частые, малыми порциями, болезненные; задержка мочеиспускания; высокая температура; частые срыгивания, рвота и отказ от еды; вялость, бледность кожных покровов; боль в животе; диарея; боль в поясничной области; моча с неприятным запахом, кровь в моче.
Первая линия терапии ИМП у детей — антибиотики (амоксициллин, амикацин, цефотаксим и др.), препараты назначаются эмпирически, до установления в лаборатории причины (возбудителя) заболевания, после установления меняются на более подходящие (при необходимости). Длительность курса антибиотикотерапии у детей младшего возраста составляет 7–14 дней, в зависимости от тяжести заболевания.
Воспаление слизистой оболочки кишечника, вызванное вирусами, бактериями или паразитами.
Наиболее распространен вирусный гастроэнтерит, вызванный норовирусной или ротавирусной инфекцией, распространяется через зараженную пищу, воду или при контакте с заразившимся человеком.
Бактериальный гастроэнтерит вызывают кампилобактер еюни, кишечная палочка, сальмонелла, шигелла, стафилококк, иерсения. Профилактика заболевания — мытье рук.
Симптомы гастроэнтерита включают боль в животе, головную, мышечную и суставную боли, рвоту, диарею, лихорадку и озноб. Большинство заболевших выздоравливают без лечения через несколько дней, однако у маленьких детей очень важно не допустить обезвоживания, предлагать им достаточное количество жидкости (включая грудное молоко).
Дети раннего возраста часто становятся жертвами собственного горячего интереса к тому, что их окружает и (особенно) выглядит необычно. К сожалению, даже самые внимательные родители иногда не способны предотвратить бытовой травматизм у ребенка, поскольку чисто физически не могут наблюдать за ним круглосуточно, а работая, оставляют на попечение старших родственников или нянь.
- Наиболее частые причины опасных травм у маленьких детей: оставление на пеленальном столике или стиральной машине без наблюдения, отсутствие специальной защиты на острых углах мебели и дверцах шкафов, шнуры удлинителей, оставленные на полу, отсутствие блокираторов на розетках и окнах, хранение бытовой химии и лекарств в местах, доступных для ребенка, оставление без присмотра в ванной комнате во время купания.
- Поставьте блокираторы на окна (москитные сетки защитой не считаются, более того, создают иллюзию безопасности).
- Установите блокираторы на розетки, спрячьте шнуры удлинителей за мебель или в специальные короба.
- Закройте острые углы мебели специальной защитой, заприте ящики, заблокируйте прихлопы у дверей, прикрутите мебель к стенам (особенно комоды, легкие шкафы и двухъярусные кровати).
- Не разрешайте детям играть в активные игры на втором этаже двухъярусной кровати, обеспечьте освещение лестницы, детей младше 6 лет укладывайте на нижнем ярусе двухъярусной кровати.
Уберите всю бытовую химию и лекарства в места, недоступные для детей. Лекарства доставайте только в моменты приема и сразу же убирайте на место.
Не кормите маленьких детей пищей, которой легко подавиться. Правила оказания немедленной помощи при аспирации (вдыхании) инородного тела можно прочитать здесь.
Соблюдайте дозировку лекарств, прописанных врачом. Никогда не называйте лекарства вкусными конфетами или лакомством, такие действия могут спровоцировать ребенка «попробовать их», когда вас не будет рядом. Аллергические реакции на определенные лекарства требуют срочного вызова скорой помощи. В будущем родители должны помнить о таких реакциях и всегда сообщать о них врачам.