Маленькому ребенку нужен особый уход. Его организм еще не приспособился к температурным перепадам, поэтому нужно надеть шапочку и флисовые штаны, если в комнате прохладно. И ни в коем случае не открывать окно, когда ребенок в комнате — простудится. Или нет? Или наоборот нужно закалять с первых дней жизни — купать в прохладной воде, не кутать и поддерживать приятную прохладу в детской?
Обе версии — крайности в том, какой температурный режим необходим ребенку. Да и дело не только в температуре, нужно не забывать и про другие важные факторы.
Следуя советам экспертов, в первую очередь наблюдайте за реакцией ребенка
Проблема климата в помещении касается не только новорожденных младенцев, но и детей любого возраста. В этой статье вы узнаете «формулу идеального климата» в доме — 3 фактора, на которые нужно обратить внимание, чтобы вы и ваш ребенок чувствовали себя бодро и комфортно.
Определить достаточная ли влажность в вашем доме — очень просто. Если у вас трескаются губы, сохнет кожа на руках и лице, слезятся глаза — значит, воздух в вашей квартире слишком сухой. Если эти признаки есть у вас, то вашему ребенку, особенно если он совсем маленький, гораздо хуже.
Сухой воздух для новорожденных катастрофичен: он затрудняет дыхание, закупоривает нос, способствует бронхиту, не дает откашляться. Но и слишком сыро в комнате тоже быть не должно: если регулярно запотевают окна, значит, помещение уже становится похоже на баню, горячую или холодную — зависит от температуры.
Высокая влажность, в свою очередь, увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, может привести к перегреву и способствует росту плесени на стенах. Точные значения влажности можно определить с помощью гигрометра, специалисты рекомендуют вилку в 40-60%.
Если влажность будет ниже или выше, вы рискуете завести в доме незваных «питомцев»: грибки, вирусы, бактерии.
Если не хотите разводить в доме бактерии, грибки и вирусы, поддерживайте влажность 40-60%
Поднять уровень влажности можно, избавившись от пылесборников: ворсистые ковры, плюшевые покрывала, крупные мягкие игрушки в больших количествах. Также не забывайте раз в несколько дней делать влажную уборку — мыть полы и протирать все поверхности. Можно поставить в комнату увлажнитель.
Обязательным «соседом» ребенка в его комнате должно стать хотя бы одно растение. Но к нему есть определенные требования: оно не должно быть ядовитым, сильно пахнущим и вызывать аллергию. Функция растения — очищать воздух, нормализовать влажность, вырабатывать кислород.
Для этой роли идеально подойдут хлорофитум (да-да, именно его чаще всего ставят в школах), спатифиллум и лимонное дерево.
Свежесть воздуха — это сочетание нескольких параметров. Имеет значение всё: материалы, из которых сделана мебель, тип вентиляции в доме, степень запыленности комнаты, уровень кислорода, углекислого газа и других веществ.
Представьте комнату с флизелиновыми обоями (а значит еще и с каким-то количеством клея под ними), ковром и пластиковыми окнами. Жители этой квартиры упакованы в пластиково-ворсистый контейнер и лишь изредка открывают окно, чтобы проветрить помещение, когда уже совсем душно.
Одним пылесосом климат в такой комнате не наладишь, а сквозняк нужно прописать как вынужденный рецепт — для того, чтобы «прогнать» воздух, полный пыли и вредных химических выделений.
Но даже проветривание не сделает воздух в такой комнате по-настоящему свежим, хотя прохладней наверняка.
Поэтому лучше не простужать ребенка сквозняками, а сделать в доме качественную вентиляцию.
Воздух в помещении должен регулярно обновляться любым способом — будь это кондиционирование, проветривание с помощью окна или рекуператора. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ. Углекислота быстро накапливается в комнате. Но даже если в вашей квартире много растений, этого все равно недостаточно для полного обновления воздуха, которым вы дышите.
Проветривание дома в условиях мегаполиса неэффективно и даже вредно — «свежий» воздух с улицы на самом деле совсем не свежий, а полный пыли, шлаков, выхлопных газов и аэрозолей химических производств. А весной и летом у аллергиков появляется страдание в виде пыльцы. Поэтому многие горожане устанавливают в квартирах кондиционеры, бризеры или рекуператоры.
На первый взгляд кажется, что отличия в этих устройствах минимальны, а суть одна — поддерживать приятный климат в доме. Но на деле оказывается, что они фундаментально отличаются друг от друга.
Кондиционер работает на поддержание постоянного тепла или прохлады, но он не забирает с улицы воздух, а по кругу гоняет комнатный. Один и тот же воздух, проходя по несколько раз через фильтры кондера, в конце концов высушивается. Так что вам в любом случае придется открыть окно, чтобы компенсировать сухость. Ну и заодно поставить увлажнитель.
При неаккуратном использовании кондиционера можно простудить ребенка. Струя воздуха направленная на человека, равносильна пребыванию на сквозняке
Бризер, в отличие от кондиционера, забирает воздух с улицы. После очищает его с помощью фильтров и нагревает. Это неплохой вариант, но бризер не вытягивает загрязнённый воздух из квартиры.
Поэтому если вытяжка в доме плохая, бризер работает неэффективно.
Как и кондиционер, бризер активно потребляет электричество — каждый зимний месяц вам будет приходить дополнительный счет примерно на 1000 рублей.
Принцип работы рекуператора отличается от первых двух устройств существенно: как и бризер, он забирает воздух с улицы. Проводит его через фильтр тонкой очистки, охлаждает или нагревает, в зависимости от температуры за окном, и впускает в помещение.
А через 40 секунд включается режим «вытяжка»: устройство забирает затхлый комнатный воздух, полный углекислого газа и выводит его на улицу вместе с комнатной пылью и запахами.
Благодаря специальному теплообменному модулю воздух в комнате не высушивается, а в помещении поддерживается стабильная комфортная температура с идеальным уровнем влажности.
При этом расходы на электроэнергию копеечные — около 20 рублей в месяц за один рекуператор, к тому же вы экономите на обогревателях и кондиционерах, которые теперь приходится включать реже. Прибор работает при температурах от -47 до +50 за окном — в то время как кондиционеры работают от -5 до +20, а бризеры не охлаждают горячий воздух.
Зимой, холодный и грязный воздух с улицы проходит через теплообменный модуль, встроенный в стену. А в комнату попадает уже теплый и очищенный. Летом воздух немного охлаждается и фильтруется еще сильнее
А еще рекуператор спасает не только от сквозняков и зашлакованного воздуха, но от уличного шума. Например, корпус рекуператора Vakio сделан из специального материала, который поглощает до 92% шумов с улицы. Сам прибор работает тише человеческого шепота — уровень шума рекуператора от 20 децибел.
Педиатры до сих пор не пришли к единому мнению о температуре в детской спальне. Адепты доказательной медицины рекомендуют средние значения +20 градусов.
При этом рекомендуемая температура колеблется от +18 до +23, в зависимости от убеждений конкретного педиатра и климатических особенностей местности, где родился ребенок. Всемирная организация здравоохранения рекомендует повышать температуру в комнате новорожденного до 21-22 градусов.
В российских роддомах за оптимальные значения приняты 22-23 градуса: считается, что при такой температуре воздуха и поддержании 60% влажности находиться в помещении долгое время комфортно и новорожденному, и взрослому.
Многие педиатры рекомендуют руководствоваться условным правилом «шорты-футболка»: температура в комнате должна быть такая, чтобы взрослому было комфортно ходить в шортах и футболке. Второе универсальное правило, защищающее от крайностей: не должно быть ни зябко, ни жарко.
Придерживайтесь правила «шорты-футболка», а не «шапка-ушанка»
Игнорируя рекомендации врачей, некоторые родители кутают своих детей в плюшевые комбинезоны в квартирах, где зимой протапливают до 25 градусов.
И внимательно следят, чтобы ребенок не снял вторые шерстяные носки, надетые поверх обычных, — чтобы защитить младенца от сквозняков по полу.
В ответ на это ведущие педиатры мира продолжают повторять, что сквозняки — не причина ОРВИ, а вот корочки в носу, которые появляются из-за высушенного жаркого воздуха, очень даже способствуют прохождению вирусов в организм.
Итак, мы вывели формулу идеального климата в доме:
правильная влажность + свежий воздух + комфортная температура = идеальный климат
По отдельности каждый из этих параметров будет работать «вхолостую», если не во вред. Поэтому не нужно усердствовать и распахивать настежь все окна в морозный зимний день, чтобы освежить обстановку, как и не нужно превращать квартиру в маленький тропический сад.
Если вы прочитали статью внимательно, теперь вы знаете, как сделать климат в комнате постоянно благоприятным. Согласитесь, это лучше, чем каждый день продувать домочадцев сквозняками открытых окон и раз в полгода выгребать из-под кровати мешки пыли.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Микроклимат в детской: 8 приборов для здоровья малыша
Каждый родитель знает, как хрупок организм малыша. Мы, взрослые, можем сами решить, когда нам закутаться от холода или раздеться от жары, легче переносим сухость или влажность. Маленьким детям же крайне важно выстраивать правильный микроклимат. Они не могут пожаловаться, а неокрепшее здоровье остро реагирует на малейшие отклонения от нормы.
Закутывать малыша в тридцать три одеяла, боясь, что он непременно простудится от любого дуновения — так себе идея. Детям нужна температура воздуха примерно 18–20 °C (со знаком «плюс», конечно же). Так что, если у вас и без того тепло — долой несколько слоев кофточек. Лучше задуматься о кондиционировании помещения. Потому что воздух должен быть и оптимальным по температуре, и свежим.
Поддерживать необходимую температуру воздуха в разное время года можно охлаждающими или же, наоборот, отопительными приборами. В жаркое время спасет кондиционер. Вопреки опасениям родителей, кондиционер в детскую устанавливать можно, но стоит соблюсти пару тонкостей. Вешать его лучше над кроваткой, а шторки, регулирующие поток воздуха, выставить строго параллельно потолку.
В этом случае охлажденный воздух будет проходить по всей комнате, смешиваясь с теплым, равномерно освежать помещение и возвращаться обратно уже не таким холодным. Риск простудиться от сквозняка тут минимален, так как воздух не будет дуть на ребенка, а пройдет над ним.
Лучше выбирать инверторные модели — температура воздуха у них постоянная, без перепадов, да и работают они заметно тише других моделей.
В прохладное время года кондиционер можно использовать и в качестве обогрева — к тому же, зачастую это даже выгоднее по затратам на электроэнергию, нежели обогреватели.
Вентиляторы для охлаждения детской лучше не использовать — они как раз провоцируют сквозняки из-за направленных потоков воздуха, свежести приносят минимум (особенно при закрытых окнах), да еще и шумят будь здоров.
Если холода стоят слишком сильные, значит пора согреваться! Теплые полы — идеально, чтобы лишний раз не перегревать комнату, но сохранять комфорт в помещении и без опаски отпускать ребенка играть или ползать по полу.
Обогреватели — тоже логичное решение. Самый лучший вариант — электрические конвекторы. Часто они работают в автоматическом режиме — вы выставляете желаемую температуру, а по ее достижении конвектор отключается и далее работает в режиме поддерживания температуры. Таким образом, и электричество расходуется меньше, и не нужно постоянно вручную включать/выключать обогреватель.
Конвектор можно смело оставлять на ночь без внимания, и комната не перегреется выше заданных параметров. Многие из них снабжены системой защиты: если конвектор падает или вентиляционные решетки чем-то накрыты, устройство отключается — риск пожара сводится к нулю. Поверхность многих конвекторов также безопасна — горячо, но не слишком.
Хватит, чтобы ребенок больше не лез, но травмы не нанесет.
Живя что в городской квартире, что в доме на природе, борьба с комфортным уровнем влажности не прекращается ни в один сезон.
Зимой во время постоянного отопления воздух слишком сухой, летом — часто чересчур влажный, особенно если вы живете вблизи крупных рек или моря. Те же обогреватели и конвекторы тоже высушивают воздух, ничуть не меньше, чем батареи центрального отопления.
Как итог — головные боли, проблемы с кожей, глазами, дыхательными путями, постоянные простуды. Меж тем, малышам нужно 40–60 % влажности.
Самый простой и быстрый способ поднять влажность — поставить рядом с отопительным прибором чашку с водой. Не сильно эффективно, можно запросто перевернуть и разлить, но совершенно бесплатно. Электрический увлажнитель — просто и действенно.
Из всех видов увлажнителей для детской лучше всего подойдет ультразвуковой — он распыляет настолько мельчайшие частички пара, что они похожи на легкий туман. Увлажнение происходит медленно, деликатно и равномерно по всей комнате, а не только вокруг прибора.
К тому же, они практически бесшумные и не потревожат чуткий сон малыша.Осушители спасут во влажный период и пригодятся не только в детской, но и во всем доме. Выбирая, и увлажнитель, и осушитель, смотрите на наличие гигростата.
Он фиксирует процент влажности воздуха и позволяет поддерживать комфортный уровень в автоматическом режиме.
Если приборы уже перестают вмещаться в детскую комнату, есть хорошая новость — от увлажнителя, например, можно смело отказаться. И не потому, что он не нужен. Просто функция увлажнения встроена, например, в климатические станции. А вместе с ней еще и комплексное очищение воздуха. Которое тоже нельзя игнорировать, особенно если вы живете в городской квартире. Как бы тщательно вы ни намывали комнату, мелкая пыль и аллергены все равно будут кружиться в воздухе. А вместе с ними и шерсть питомцев, если у вас есть домашние животные, пыльца и разные газы из открытых окон.
В зависимости от типов встроенных фильтров, воздух в детской можно очистить от пыли, газов, аллергенов и даже бактерий.
Если коротко, самый базовый фильтр — HEPA, его вы могли встречать в бытовых пылесосах. HEPA-фильтр хорошего качества способен удержать до 95% даже самой мельчайшей пыли из воздуха. Угольный фильтр — против летучих частиц некоторых газов, отлично удаляет неприятные запахи.
Фотокаталитический встречается нечасто, но эффективность просто убойная, уничтожает микробы, вирусы и буквально стерилизует воздух. Работает по принципу ультрафиолетовой лампы с катализатором.
Электростатический фильтр — тот же ионизатор, избавляет от пыли и мелких твердых частиц.
Из дополнительных функций очистителей воздуха и климатических станций обратите внимание на наличие УФ-лампы, если отсутствует фотокаталитический фильтр очистки. Она поможет обеззаразить комнату в период простуд и быстрее выздороветь, если кроха уже заболел. Периодическая обработка ультрафиолетом — простой и эффективный способ поддержать иммунитет малыша.
Выбирая любое устройство в детскую, перво-наперво помимо основного функционала, посмотрите на уровень шума. Иначе будет реветь или прибор, или ребенок. Чем ниже уровень шума, тем лучше. Ниже 35–40 дБ — уже можно комфортно спать.
Но если малыш совсем уж чуткий — лучше до 35 дБ. Портативные устройства типа увлажнителей, очистителей и осушителей иногда снабжены специальным ночным режимом, когда мощность и скорость работы вентиляторов значительно снижены.
Во многих приборах также можно регулировать интенсивность работы вручную.
Требования к воздушно-тепловому режиму в организациях для детей и подростков
Организм ребенка имеет ряд физиологических особенностей. Дыхание у детей более поверхностное, и, чтобы удовлетворить потребность в кислороде, ребенок, дышит часто. Чем он младше, тем чаще дыхание. Все это указывает на то, что для нормальной жизнедеятельности ребенка особенно важно, чтобы вдыхаемый воздух имел необходимый химический состав, физические свойства и не был загрязнен вредными примесями, вирусами, бактериями. Этим условиям больше соответствует свежий чистый атмосферный воздух. Что касается воздуха закрытых помещений, то во время пребывания в них детей он в значительной степени теряет свои положительные свойства.
В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вредные вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.
Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.
Незавершенность терморегуляторного аппарата делает детей более подверженными перегреванию и переохлаждению, следовательно, в детских организациях значительные колебания температуры воздуха в помещениях крайне нежелательны. Температура воздуха должна способствовать сохранению теплового равновесия детского организма.
В теплообмене человека с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания нормального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.
- Учитывая вышеизложенное, здания организаций для детей и подростков должны быть оборудованы системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды в помещениях.
- Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
- Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем должна осуществляться не реже 1 раза в год.
- — в учебных помещениях и кабинетах, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, гардеробе — 18 — 24°С;
- — в спортивном зале, комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20°С;
- — в медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20-22°С, в душевых – 24-250С.
- В помещениях дошкольных образовательных организаций температура воздуха должна составлять:
- — в приемных, игровых ясельных групп – 22-240С, младшей, средней и старшей групп – 21-230С;
- — в спальнях всех групп — 19-200С;
- — в туалетных ясельных групп – 22-240С, дошкольных групп – 19-200С;
- — в зале для музыкальных и гимнастических занятий– 19-200С;
- — в зале с ванной бассейна – не
Специалисты рассказали, каким должен быть «микроклимат» в детской комнате
pixabay.com
В осенне-зимний сезон дети основное количество времени проводят в помещениях, продолжительность прогулок резко сокращается из-за погодных условий. Особенно это касается новорождённых и детей до года. В связи с этим «погода в доме» приобретает особое значение. Какой она должна быть? Спросим у специалистов.
1. Какой должна быть вентиляция?
Первый важный фактор – это вентиляция. Как рассказала Елена Целуева, врач-педиатр Центров семейной медицины «Здравица», кандидат медицинских наук, необходимо регулярно проветривать детскую комнату, конечно, учитывая температуру воздуха на улице.
«В холодное время года проводят проветривания минут по 10-15. Летом же, вообще рекомендуется постоянно проветривать помещение. Дело в том, что наличие пластиковых окон, как правило, мешает нормальной циркуляции воздуха и способствует повышению концентрации CO2 и перегреву воздуха в помещении», – отмечает Елена Целуева.
Конечно, если человек живёт в регионе с мягким климатом и хорошей экологией, где возможно держать окна открытыми – это идеальный вариант, никакие дополнительные устройства ему не нужны. Для всех тех, кому повезло меньше, инженеры изобретают устройства и системы, которые помогают приблизить качество воздуха в помещении к параметрам уличного воздуха в тёплом экологически чистом регионе.
В квартирах, в которых постоянно не открыты окна или не работает приточно-вытяжная вентиляция, образуется застойный воздух — в нем накапливаются вредные выделения из мебели, углекислый газ, микробы, развиваются грибки.
Именно вентиляция позволяет поддерживать здоровый микроклимат.
Непрерывный поток воздуха от приточной вентиляции к вытяжному отверстию (которое есть в каждой ванной и кухне) непрерывно удаляет из помещения застойный воздух и подает свежий.
Людмила Матаева, директор по развитию продуктов группы компаний TION
Источник изображения: пресс-служба ГК TION
Людмила Матаева, директор по развитию продуктов группы компаний TION
Источник изображения: пресс-служба ГК TION
«Когда окна в квартирах были деревянными, предполагалось, что воздух поступает через естественные щели, и поэтому при проектировании не закладывалась отдельная приточная система.
Потом окна в большинстве квартир стали пластиковыми, и проектировщики стали закладывать центральные приточно-вытяжные системы, но редко и, как правило, для элитного жилья», – рассказала Людмила Матаева, директор по развитию продуктов группы компаний TION.
Если центральная система приточно-вытяжной вентиляции отсутствует или работает плохо, то обеспечить постоянный поток свежего, очищенного, подогретого воздуха в квартиру можно с помощью установки бризера, который также может очищать находящийся в квартире воздух от основных загрязнителей и аллергенов при включении режима рециркуляции.
2. Какой должна быть температура?
Второй критерий – это температура. Оптимальная температура воздуха в детской комнате должна составлять 18-22 градусов С, пояснила Елена Целуева. «Чем выше, тем хуже.
Необходимо запомнить важнейшее правило, позволяющее принять правильное решение при наличии сомнений: лучше переохладить, чем перегреть.
Перегрев ребенка как правило, значительно более опасен, чем переохлаждение!», – констатирует доктор.
Регулировать температуру в помещении позволяют терморегуляторы и специальные вентили (краны, клапаны) для радиаторов отопления. Если такие приборы не установлены, снизить негативное воздействие высокой температуры можно с помощью максимально лёгкой одежды и достаточного поступления в организм воды.
3. Относительная влажность воздуха.
Третий фактор, не менее значимый, чем два предыдущих, это относительная влажность воздуха. Оптимальная относительная влажность воздуха в детской комнате должна составлять 50 -70%.
«Актуальность этого параметра исключительно высока именно для детей, и связано это с особенностями терморегуляции младенцев. Выдыхаемый воздух имеет температуру тела и влажность 100%. Чем суше вдыхаемый воздух – тем больше жидкости тратит организм ребенка на его увлажнение», – отмечает Елена Александровна.
В холодный сезон обогрев воздуха в помещении, как правило, приводит к тому, что его влажность, в среднем, раза в два ниже рекомендуемой! В результате это приводит к таким негативным последствиям как пересыхание слизистых оболочек дыхательных путей (покашливание, «хрюканье» носом), проблемы с кожей, сгущение крови и другим.
Таким образом, контроль над влажностью воздуха в помещении и поддержание её на должном уровне – важнейшая задача ответственных родителей, считает доктор.
Довести сухой воздух до необходимого уровня влажности помогает регулярная влажная уборка, размещение открытых ёмкостей с водой, увлажнители и «мойки» воздуха, декоративные фонтанчики и аквариумы.
Подписывайтесь на канал SIBMEDA, следите за новыми постами, чтобы быть в курсе ярких событий и новостей мира медицины, здоровья и красоты. Делитесь с друзьями, ставьте лайки
Часто болеющий ребенок: в чем причина и что делать?
Для каждого родителя здоровье ребенка оказывается на первом плане, и поэтому частые простуды начинают беспокоить всерьез. Причем некоторые дети практически не болеют, а другие превращаются в постоянно болеющего ребенка.
С проблемой чаще сталкиваются в детском саду, когда ребенок переходит из одной болезни в другую. И подобные круговороты вынуждают родители задуматься о серьезных нарушениях в здоровье ребенка. На самом деле не стоит паниковать, ведь для начала нужно разобраться, почему так происходит, и как можно помочь ребенку.
Как часто должен болеть ребенок?
Средняя норма заболеваемости для каждого ребенка составляет 5-6 раз в год. Хотя и в этом случае многие родители считают, что ребенок болеет часто. Однако иммунитет ребенка должен формироваться, в связи с чем и выделена периодичность заболевания.
Если ребенок посещает детский сад, то респираторные заболевания могут диагностировать от 6 до 10 раз в год, и это по-прежнему считается нормой. В этот период детский организм формирует иммунитет и учится бороться с вирусами. Каждое заболевание формирует память для иммунитета. Поэтому впоследствии организм может реагировать на вирусы, предотвращая заболеваемость.
Однако если ребенок болеет не только часто, но и долго, то причины могут оказаться гораздо серьезнее, например, наблюдается снижение иммунитета на фоне ряда факторов:
- Внутриутробная патология. Известно, что иммунитет начинает закладываться еще в утробе матери, и поэтому частые простуды или инфекции у беременной женщины начинают отражаться на формирование иммунитета у плода.
- Также негативное влияние на защитные силы организма оказывает недоношенность ребенка или осложнения в родах.
- Искусственное вскармливание. Всем известно, что именно материнское молоко содержит антитела, которые защищают организм ребенка. В искусственных смесях они, к сожалению, отсутствуют.
- Поражение организма глистными инвазиями.
- Патологические состояния – дисбактериоз, авитаминоз.
- Хронические заболевания – гаймориты, тонзиллиты, аденоидиты, бронхиты и так далее.
- Злоупотребление медикаментозными препаратами, например, антибиотики, иммуностимулирующие препараты, противоопухолевые.
- Перенесенные серьезные инфекции, например, пневмонии, мононуклеоз.
- Недостаточность питания, дефицит белка, недостаток жиров. Поэтому важно употреблять витамины для детей с первых лет жизни.
Нередко дети начинают активно болеть в школьном возрасте, что может быть связано с сильными нагрузками, в частности на нервную систему. В этом случае необходимо организовать нормальный режим дня и отдыха, чтобы организм успевал восстанавливаться.
Как помочь ребенку?
Если ваш ребенок оказался в числе часто болеющих ребятишек, необходимо изменить условия проживания и образ жизни и таким образом, что они были направлены на укрепление иммунитета. Обратите внимание на следующие рекомендации:
-
Пересмотрите устройство детской комнаты.
-
Исключите наличие всевозможных игрушек, ковров, которые могут выполнять роль хорошей среды для образования пыли. Держите все предметы в закрытом шкафу.
-
Поддерживайте микроклимат в комнате, для чего необходимо регулярно проветривать, или же использовать увлажнитель воздуха.
-
Поддерживайте чистоту в комнате и убирайтесь регулярно.
-
Следите за питанием ребенка. Оно должно быть полноценным. Полезно добавлять в рацион пробиотики для детей, чтобы стимулировать процессы пищеварения.
-
Следите за регулярностью прогулок.
-
Наблюдайте за физической активностью детей, поэтому лучше отдать ребенка на спортивные занятия.
- Не перегревайте ребенка, одевайте так, как одеваетесь сами.
-
Приучайте ребенка к правилам личной гигиены, регулярному мытью руки после улицы, перед едой и так далее.
При наличии серьезных проблем с иммунитетом рекомендуется обратиться к врачу для обследования и назначения лечения.
Психологические особенности часто болеющих детей
Содержание
Введение
Глава I. Обзор литературы. Психологические особенности часто болеющих дошкольников
- 1.1 Определение понятия «часто болеющий ребенок»
- 1.2 Психологические проблемы соматически больных детей
- 1.3 Личностные особенности часто болеющих детей
- 1.4 Особенности межличностного взаимодействия соматически больных детей
- Выводы по главе I
Глава II. Экспериментальная часть. Психоэмоциональное состояние часто болеющих дошкольников
- 2.1 Организация и методика исследования
- 2.2 Результаты исследования и их обсуждение
- Выводы
- Список цитированной литературы
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
Введение
Актуальность проблемы. Сегодня, в период кардинального социально-экономического переустройства общества, по данным многих исследователей, наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей и подростков (в чем сходятся исследователи проблемы А.А. Баранов, ММ. Безруких, СП. Ефимова, Н.И. Быкова, Л.А. Кожевникова, Л.И. Дручина, А. Лекманов, А.Г. Румянцев, В.Н.
Касаткин и мн. др.). В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детей снизилось до 10%, часто и длительно болеющие дети составляют 70-75%, а 15-20% имеют хронические заболевания. Часто болеющие дети (ЧБД), таким образом, являются самой большой группой детей, нуждающихся в системной медико-психолого-педагогической поддержке.
Имеющиеся в литературе данные освещают, в основном, медико-физиологические аспекты проблемы ЧБД.
Сведений, касающихся психолого-педагогических вопросов, крайне мало, несмотря на то, что в медицинской литературе указывается на недостаточную эффективность традиционных оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий и ставится вопрос о необходимости профессиональной психологической помощи этой категории детей (В.К. Таточенко, В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов и др.).
Такая необходимость связана, по мнению медиков, с наличием в анамнезе у большинства часто болеющих детей упоминания об острых и хронических психотравмирующих ситуациях. Возраст часто болеющих детей, охваченных современными исследованиями, ограничен дошкольным детством (Г.А. Арина, Н.А. Коваленко, А.А. Михеева).
Отчасти это обусловлено тем, что часто болеющие дети считаются возрастным феноменом: к 8-9 годам их количество резко сокращается (Н.В. Михайлова, А.А. Михеева и др.). Но происходит это не потому, что дети перестают болеть, а потому, что к этому возрасту они приобретают одно или несколько хронических заболеваний и переходят в другую нозологическую категорию.
Гипотеза: часто болеющие дети дошкольного возраста имеют заниженную самооценку и повышенную тревожность в силу ослабленного здоровья. В результате частых болезней нарушается социализация ребенка, что сказывается на коммуникативных способностях дошкольника.
- Цель исследования — изучение психологических особенностей часто болеющих детей.
- Объект исследования — психологические особенности часто болеющих детей дошкольного возраста.
- Предмет исследования — анализ проблем, связанных с особенностями часто болеющих детей дошкольного возраста.
- Задачи исследования:
- 1. Изучить психологическую и медицинскую литературу по теме исследования;
- 2. Дать определение понятия «часто болеющий ребенок» как междисциплинарной категории;
3. Изучить уровень самооценки и тревожности часто болеющих детей.
Методологическую основу исследования составляют онтогенетические теории развития личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.
); теоретические положения психосоматического подхода в медицине (В.В. Николаева, Д.Н. Исаев, В.Д. Тополянский, М.В. Струковская, Ю.А. Ефимов, В.Е. Каган и др.
); некоторые положения, касающиеся адаптации и развития детей, имеющих физические дефекты и недостатки развития (Л.С. Выготский).
Методы исследования: теоретический анализ и систематизация имеющихся в психологической, педагогической и медицинской литературе данных о категории часто болеющих детей дошкольного возраста; анализ документации и продуктов деятельности дошкольников; наблюдение; эксперимент. В экспериментальной части использована психодиагностика эмоционального состояния рисуночный тест Бака “Дом-Дерево-Человек”, методика “Рисунок несуществующего животного”, проведено анкетирование родителей.
Экспериментальная база исследования — детская поликлиника г. Волжска. Всего в исследовании приняли участие 12 дошкольников (6 девочек и 6 мальчиков).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I. Обзор литературы. Психологические особенности часто болеющих дошкольников
1.1 Определение понятия «часто болеющий ребенок»
В системе охраны здоровья матери и ребенка проблема часто болеющих детей (ЧБД) остается важной не только с медико-социальной, но и с экономической точки зрения. Основной объем ЧБД среди детского населения приходится на возраст 3 — 4 лет.
Кроме этого, современные исследования показывают, что на долю ЧБД приходится от 25,0 до 56,9% всех заболеваний детей дошкольного возраста. Уход за больными детьми является причиной третьей части всех трудовых потерь, что тоже обусловлено контингентом ЧБД.
Исследователи утверждают, что частые заболевания ребенка являются факторами риска хронической патологии в подростковом периоде и у взрослых (в 2 раза больше анемий, в 5 раз чаще сердечно-сосудистые заболевания, у 60% — аллергические проявления).
В последние годы проявилась тенденция к проявлению заболеваний в более раннем возрасте. Общее количество заболеваний среди детей, в том числе детей дошкольного возраста, постоянно растет. Возросло число детей с функциональными расстройствами и хроническими болезнями.
В частности, дети первой группы здоровья (отсутствие функциональных и морфологических отклонений) составляют всего лишь 16,2%, второй группы (функциональные и морфологические отклонения со сниженной сопротивляемостью организма — ЧБД) — 82,2%, третью группу здоровья (хронические заболевания в стадии компенсации) составляют 1,6 % детей.
Соответственно, группа ЧБД является наиболее обширной в современном обществе.
Принято считать, что часто болеющие дети — феномен специфически возрастной. Эту группу составляют преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году.
Однако исследования показывают, что острые респираторные вирусные инфекции не единственная причина частых заболеваний.
В число причин входят детские инфекции, отиты, синуситы и обращения по поводу хронических заболеваний только в фазе обострения.
В исследовании Н.Г. Веселова [8] указано, что в медицине часто болеющими считаются:
- дети до 1 года, если случаи острых респираторных заболеваний (ОРЗ) — 4 и более в год;
- дети от 1 до 3 лет — 6 и более ОРЗ в год;
- дети от 3 до 5 лет — 5 и более ОРЗ в год;
- дети старше 5 лет — 4 и более ОРЗ в год.
Нередко ребенок болеет не только часто, но и длительно (более 10-14 дней одно ОРЗ).
Д.Н.
Исаев характеризует общее состояние таких детей проявлениями, которые можно обозначить как преневротические (нарушения сна, тики, патологические привычки, беспричинный плач), вегетодистонические (головокружения, головные боли, нарушения ритма сердцебиения, одышка, обмороки, повторные боли в животе, гиперемия кожи, отрыжка воздухом), соматические (жажда, булимия, рвота после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, кожный зуд и высыпания).
В структуре хронических заболеваний ЧБД, по исследованиям Н.Г.
Веселова, наиболее значительными являются: заболевания ЛОР-органов (от 32% до 87,3%), органов пищеварения (от 20% до 25%), опорно-двигательного аппарата (от 18,3% до 28,7%) и болезни нервной системы (неврозы — 23%, астенический синдром — 16,4%, малая мозговая дисфункция — 9,8%, невротические реакции — 6,5%). Заболеваемость во всех возрастных группах выше у мальчиков.
Таким образом, ЧБД — это термин, обозначающий группу детей, характеризующуюся более высоким, чем их сверстники, уровнем заболеваемости острыми респираторными инфекциями. При этом к ЧБД относят детей, у которых частые ОРЗ возникают в силу эпидемиологических причин из-за транзиторных, корригируемых отклонений в защитных системах организма.
1.2 Психологические проблемы соматически больных детей
Изучение психологических и психических особенностей соматически больных детей остается одним из актуальных направлений отечественной психологии, оно связано с отсутствием положительной динамики в вопросах улучшения здоровья детей.
Уже к 2004 году государственные статистические данные показывали снижение числа абсолютно здоровых детей до 10% с увеличением количества часто и длительно болеющих до 70-75% и имеющих хронические заболевания до 15-20% (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 2003).
Данные по процентному соотношению здоровых и соматически больных детей на текущий момент в литературе не освещены, но косвенные факты указывают, что категория соматически больных детей в силу нестабильности социально-экономических условий жизни населения и ухудшения экологической обстановки продолжает неуклонно расти.
Больные дети, по-прежнему, вызывают повышенное внимание со стороны специалистов, что обосновывает потребность в дальнейшей разработке и реализации системного медико-психолого-педагогического сопровождения и поддержки данной категории.
Анализ факторов и условий психического развития современных детей показывает, что внешний, социальный фактор является наиболее значимым в возникновении и прогрессировании заболеваний.
Так, состояние здравоохранения лишь в 10% случаев является причиной роста числа заболеваний, а наследственность — в 15% случаев, состояние окружающей среды определяет 25% из них, неблагоприятное же влияние условий и образа жизни является причиной 50% заболеваний. Отмечено также, что зачастую процесс обучения и воспитания происходит без учета индивидуальных особенностей детей.
Это приводит к различным стрессовым ситуациям, обостряет противоречия между генетико-биологическими задатками и способствует росту заболеваемости детей (Муравьева В.Н., 1999; Бутенко Н.И., 1999).
Учитывая данные исследования, реабилитацию соматически больных детей необходимо осуществлять посредством воздействия на социальную ситуацию развития ребенка.
В дошкольных учреждениях России в течение нескольких лет (1996 — 2009гг.) ведутся исследования особенностей социально-психологического развития соматически больных детей и возможных путей коррекции их развития.
Во всех исследованиях подчеркивается качественно иной характер психического развития соматически больных детей, а также необходимость адаптации медицинского и психолого-педагогического процесса к разным категориям больных детей. Так, опубликованы научные работы по изучению психологических особенностей соматически больных детей, например:
исследование особенностей личности и познавательной деятельности детей и подростков, страдающих хроническими соматическими заболеваниями (Николаева В.В., 1987; Арина Г.А., 1995; Ковалевский В.А., 1997; Ковалевский В.А., Урываев В.А., 2006);
особенности детско-родительских отношений в семьях детей, страдающих бронхиальной астмой (Михеева А.А., Манелис Н.Г., 1996);
особенности поведения детей и педагогическая работа с ними при некоторых острых детских инфекциях (скарлатина, корь) (Бурмистрова Н.Н., 1996);
изучение особенностей интеллектуально-личностного развития детей с хроническими заболеваниями легких (Ливанова М.Н., 1997; Орлова М., 1998);
интеллектуальное развитие детей, больных сахарным диабетом (Гнедова С.Б., 1998);
исследование психологических особенностей часто болеющих детей (Михеева А.А., 1999);
особенности развития речи у соматически больных детей на протяжении дошкольного возраста (часто болеющие дети и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата); факторы и условия, детерминирующие процесс речевого развития детей дошкольного возраста (Груздева О.В., 2004);
мотивационно-потребностное развитие часто болеющих детей, изучение преобладающих мотивов деятельности (Вылегжанина Г.Г., 2005);
особенности проявления тревожности часто болеющими детьми дошкольного возраста (Дубовик Е.Ю., 2006);
специфика самосознания и самооценки часто болеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста (Мосина Н.А., 2007, Чекрякова С.В., 2008);
родительское отношение к часто болеющим детям дошкольного возраста (Котова Е.В., 2004, Доманецкая Л.В., 2009);
гендерные особенности проявления тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста (Дусказиева Ж.Г., 2009);
особенности понимания обмана часто болеющими детьми старшего дошкольного возраста (Штумф В.О., 2009) и др.
В результате суммарного анализа исследований были выделены следующие особенности социальной ситуации развития соматически больного ребенка и особенности его личности.
В.В. Николаева и Г.А. Арина утверждают, что новую социальную ситуацию развития создают для больного ребенка два вида ограничений: а) ограничение движения, б) ограничение познавательной деятельности.
Однако известно, что двигательная активность является важной формой самовыражения ребенка, а также сильнейшим фактором его развития.
Кроме того, изменение познавательной активности соматически больного дошкольника и ограниченность общения со сверстниками существенно меняют социальную ситуацию развития, инфантилизируя его.
Психологические особенности часто болеющих детей достаточно подробно описаны разными авторами, которые связывают их со стойким эмоциональным напряжением ребенка и, в том числе, со сложностями в развитии волевого поведения.
В психологической литературе приводятся данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик. Так, им свойственны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих (прежде всего от мнения матери).
Они могут подолгу быть заняты одной и той же игрушкой, обходясь без общения с другими детьми, однако им необходимо присутствие рядом матери, от которой они не отходят ни на шаг.