Поведенческие проблемы. Кризы 1 года, 3 лет и 7 лет. Адаптация к детскому саду и школе.

Накануне учебного года и в первые недели посещения детского сада или школы у многих детей вдруг без видимых причин появляются тревожные симптомы: болит живот, возникают тики, вновь обнаруживается энурез. В чем причина неожиданной болезни у еще вчера здорового ребенка? Сегодня все больше специалистов объясняют некоторые заболевания психологическими проблемами и признают существование психосоматики.

Поведенческие проблемы. Кризы 1 года, 3 лет и 7 лет. Адаптация к детскому саду и школе.

Психосоматика — что это такое?

Часто можно услышать от родителей: «Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать. Что ты ревешь, как девчонка?».

Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему.

Основной вывод, который они делают, прост: «Я не буду выражать свое недовольство, проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить».

Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми бывшие дети еще долго разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что называют психосоматикой.

Самому термину «психосоматика» скоро исполнится 200 лет — в 1818 году его придумал немецкий врач Иоганн Христиан Август Хайнрот.

С тех пор вокруг этого понятия было много споров, но сейчас существует специальное направление в медицине и психологии, изучающее взаимосвязь заболеваний и психики человека.

Как формируются психосоматические заболевания?

Психосоматические проблемы возникают в том случае, когда ребенку не удается удовлетворить свои потребности. Тогда формируется постоянное «отрицательное» эмоциональное возбуждение. Оно получает отражение в телесных ощущениях, а иногда — и в патологическом процессе.

Ведь между эмоциями и физиологией существует прямая связь.

Выражением негативных эмоций на языке тела может быть повышение артериального давления и частоты пульса, учащение дыхания, изменение секреторной и моторной активности пищеварительного тракта, изменение тонуса мочевого пузыря, напряжение скелетной мускулатуры, повышение свертываемости крови.

Вспомните, как вы чувствуете себя, например, когда боитесь или волнуетесь. Появляется тяжесть в желудке и тошнота, жар, лоб покрывается испариной, руки становятся влажными, иногда даже дрожат. В общем, возникает довольно много ощутимых и достаточно неприятных проявлений. То же самое происходит и у ребенка. И так раз за разом.

Но дело в том, что эмоции, как энергия, не приходят из ниоткуда и не уходят в никуда. Другими словами, будучи невыраженными, они «хранятся» внутри организма, а при постоянном повторении травмирующей ситуации накапливаются и вызывают болезнь. То есть внутренний конфликт, не имея разрешения, трансформируется в те или иные физиологические симптомы.

Таким образом ребенок частично избавляется от эмоционального дискомфорта. Благодаря переносу из области психического в область физиологического, волнующая ситуация разрешается, тревога и беспокойство утихают.

Как правило, это происходит неосознанно, и бывает сложно понять, с чем конкретно связана внезапная болезнь. Но иногда причины очевидны.

Например, часто серьезные проблемы со здоровьем возникают во время развода, когда ребенок оказывается в эпицентре родительского конфликта.

Конечно, это происходит на фоне стресса, но подсознательный посыл может быть таким: «Если я заболею, родители займутся мной и перестанут ссориться».

Надо сказать, что часто это срабатывает — болезнь ребенка способна сплотить родителей и отвлечь их от выяснения отношений. Таким образом ребенок получает некоторую разрядку, а также гарантированную заботу и любовь близких людей.

Что касается внешних проявлений, то это могут быть как острые реакции, так и затяжные заболевания. Обычно взрослые лечат их только медикаментозно, но они «почему-то» возвращаются снова и снова.

Кстати, в Европе уже давно принято при повторяющихся хронических соматических проявлениях проводить с ребенком психотерапию для разрешения конфликтов, которые он «задавливает» в свое тело.

Существуют даже специальные небольшие психосоматические клиники, которые осуществляют такое лечение. Но у нас подобная практика пока не распространена.

Психосоматика с рождения?

Существуют исследования, которые позволяют предположить, что психосоматические заболевания могут формироваться у младенцев и даже закладываться у плода во время нахождения в материнской утробе.

В последние годы появились сообщения о том, что у нежеланных детей обнаруживаются, помимо психологических проблем, различные соматические расстройства. Среди них — дистрофия при рождении, высокая частота респираторных заболеваний, бронхиты, пневмония, энурез, нейродермит, язва желудка.

В этой связи исследователи даже говорят о возможном влиянии интенсивной неозвученной материнской мысли во время беременности на возникновение психосоматических проблем у ребенка.

Для нормального формирования плода очень важно эмоциональное состояние будущей матери, отношение к ней мужа и окружающих людей.

Любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот период (обиды, ревность, ощущение того, что ее не любят) может заложить ту или иную патологию у ребенка.

Правда, пока сложно сказать, берут ли эти заболевания свое начало только в пренатальном периоде или же решающее значение имеет отвержение ребенка после рождения?

Кстати, когда малыш появляется на свет, он формально становится отдельным от матери организмом. Но на самом деле между младенцем и мамой сохраняется сильнейшая связь, поэтому все волнения и страхи матери немедленно передаются ребенку. Таким образом, очевидно, что положительные эмоции и психологический настрой родителей очень важны как во время беременности, так и после рождения крохи.

Поведенческие проблемы. Кризы 1 года, 3 лет и 7 лет. Адаптация к детскому саду и школе.

Семья, детский сад, школа

Но не только у «заброшенных» детей могут возникать психосоматические проблемы. Иногда болеют и дети заботливых родителей. Каждое психосоматическое заболевание — это способ организма «привлечь внимание» к какой-то проблеме, которую не удалось разрешить или проговорить, что особенно актуально в случае с детьми.

Любому ребенку чаще всего просто сложно рассказать родителям о своей проблеме, трудно ее объяснить. В некоторых случаях ребенок, особенно младшего возраста, и сам не может понять, что с ним случилось, почему ему плохо.

На этом этапе в «диалог» с родителями вступает организм малыша, пытаясь привлечь внимание взрослых и выдавая болезненную симптоматику, которая с трудом поддается лечению.

Также причиной соматических заболеваний может стать отсутствие режима дня и необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, пренебрежение интересами ребенка, отсутствие ласки, понимания, ревность и зависть к братьям и сестрам, переживание естественного отдаления от матери. Но интересно, что такой же эффект может дать и сверхзабота. Кроме того, стрессовым фактором может стать ярко выраженная зависимость от кого-то из членов семьи или отсутствие единого подхода к процессу воспитания.

Часто проблемы возникают после того, как ребенок идет в ясли, детский сад или в школу. Трудности адаптации в новой обстановке, неспособность наладить отношения, справиться с учебной нагрузкой — все это может стать причиной возникновения проблем со здоровьем. И если ничего не предпринимать, то по мере взросления ситуация может только усугубиться.

Самые частые психосоматические заболевания

Спектр таких заболеваний достаточно разнообразен и затрагивает различные системы организма.

К психосоматическим заболеваниям традиционно относят бронхиальную астму, заболевания желудочно-кишечного тракта (язвенную болезнь желудка, гастрит и язвенный колит), дисфункцию щитовидной железы, нейродермит, энурез, анемию.

В последнее время исследователи все чаще говорят о том, что психосоматическую природу имеет также сахарный диабет первого типа, аллергия и онкологические заболевания.

Причем природу возникновения всех этих заболеваний можно объяснить, проследив связь с проблемами, которые существуют в жизни ребенка. Человек заболевает не чем-то случайным.

В каждом конкретном симптоме символически представлено то, с чем были связаны его переживания.

Так, например, психосоматические нарушения зрения и слуха можно связать с нежеланием видеть и слышать то, что происходит вокруг.

Есть предположение, что аутизм также имеет психосоматические «корни». Таким образом ребенок бессознательно выбирает погружение в себя, чтобы убежать от реальности.

Вот как объясняются некоторые проблемы со здоровьем с точки зрения психосоматики. Астма, бронхит, отек Квинке — опасение потерять любовь родителей, дезориентировка в отношениях со значимыми людьми, сверхчувствительность к плохим отношениям. Простуда, герпес — депрессия, страх, тревога, неврозы, связанные с социальными контактами (в саду или школе). Обмороки — подавление реакции бегства.

Хронический кашель — скрытое выражение агрессии, невысказанный протест.

Гастрит — депрессия на фоне невозможности добиться желаемого. Язва 12-перстной кишки — утрата безопасности, возрастание ответственности, изменения. Гипертериоз (повышенная функция щитовидной железы) — готовность к действию и ответственности, подавляемая страхом. Детская экзема — переживание матерью чувства вины по отношению к ребенку, гиперопека. Нейродермит — раздражительность, высокая готовность к переживаниям, аффектам, ощущение зависимости от более сильных личностей. Тик — повышение напряжения вследствие высокой требовательности родителей.

Отит — подсознательный уход от конфликтов в семье.

Энурез — регресс из-за страха перед взрослением, возврат в безопасное внутриутробное состояние, проблемы с принятием ответственности за свое поведение и тело.

Методы и принципы лечения психосоматических заболеваний

Каждое психосоматическое заболевание специфично, поэтому работа с ним может проходить только в индивидуальном порядке. Прежде всего, конечно, нужно убедиться, что болезнь — психосоматическая. Понаблюдайте за ребенком — когда и как у него начинается недомогание. Возможно, желудок болит каждый раз перед контрольной, а голова — после выяснения отношений в школе или дома.

При этом важно понимать, что психосоматика — не способ симуляции. Речь идет о заболевании, требующем лечения.

Заключение о том, что у ребенка действительно психосоматическое расстройство, можно сделать лишь после тщательного медицинского обследования. Параллельно проконсультируйтесь с психологом, имеющим дело с психосоматическими заболеваниями.

Он поможет определить причину, то есть выявить «травмирующее событие». Это самое главное в психотерапевтической работе с подобными заболеваниями.

Поведенческие проблемы. Кризы 1 года, 3 лет и 7 лет. Адаптация к детскому саду и школе.

Затем проблему можно решать различными методами, специально подобранными для каждого ребенка.

Иногда бывает достаточно прислушаться к тому, что ребенок хочет и чувствует, внимательнее к нему относиться, попытаться создать дома доброжелательную и доверительную атмосферу, устранить переживания, которые его мучают.

В случае с поступлением в детский сад может понадобиться «постепенное погружение», например, можно начать с 1-2 часов пребывания в саду, постепенно увеличивая время, чтобы ребенок мог адаптироваться.

Однако далеко не всегда родители могут справиться с проблемой своими силами. Тем более что некоторые болезни развиваются долго (иногда даже в нескольких поколениях), и обойтись без лечения практически невозможно.

Иногда может потребоваться психологическая проработка проблем не только ребенка, но и родителей, чтобы устранить внутриличностные конфликты, лежащие в основе заболевания. Как правило, после этого симптоматика проходит.

Часто психотерапии поддается астма, аллергия, многие желудочно-кишечные расстройства, энурез, кожные заболевания.

Лекарственная терапия, не подкрепленная психотерапией, не дает такого стойкого результата, симптоматика постоянно возвращается, болезнь возникает снова и снова.

Это происходит потому, что во время лечения сам конфликт практически не затрагивается, наоборот — он «обрастает» все новыми и новыми слоями, что, безусловно, затрудняет его разрешение.

Поэтому психосоматическими проблемами важно начинать заниматься как можно быстрее, с момента, когда у вас возникло подозрение, что дело тут не только в слабом здоровье ребенка.

Причем важен комплексный подход: одни специалисты назначают и контролируют медикаментозное лечение, а другие разбираются с психологическими трудностями у ребенка.

Здесь необходимо соблюдать разумное и тонкое равновесие между медицинской и психологической помощью. Тогда проблема найдет свое разрешение, а лечение даст стойкий эффект.

Трудности родителей в периоды возрастных кризисов у детей

Поведенческие проблемы. Кризы 1 года, 3 лет и 7 лет. Адаптация к детскому саду и школе.

Дети растут и развиваются, учатся и набираются опыта, радуют и огорчают родителей. Их рост сопровождается кризисами развития, которые помогают ребенку перейти на новую жизненную ступень. Для большинства родителей это не простые периоды жизни.

Психологи выделяют:

Каждый из отмеченных кризисов является важным этапом в жизни ребенка. Для выстраивания гармоничных отношений со своим сыном или дочерью, от родителей требуется знание и понимание особенностей возраста, и внимательное отношение к изменениям в своём ребенке.

Сложно понять какие изменения происходят в ребенке и почему. В эти периоды родители могут испытывать растерянность, чувствовать беспомощность и раздражение, понимать, что с ребенком происходит что-то непонятное.

Это может быть поводом обращения за помощью к психологу.

Кризис рождения

Кризис рождения, это кризис появления ребенка на свет. Для ребенка это время привыкания и узнавания. Самостоятельное дыхание, самостоятельное пищеварение, восприятие окружающей среды. Это окончание внутриутробного развития младенца, его рождение и начало жизни.

Читайте также:  Анализ на реверсивный Т3 в МЦ "XXI век"

Считается, что продолжительность этого периода около 3х месяцев. У родителей в это время тоже происходит адаптация к изменениям в жизни.

Часто эта адаптация происходит непросто, и семье с младенцем может быть необходима помощь психолога в прохождении этого кризиса, выстраивании новых гармоничных отношений с учетом изменившихся условий.

Различные эмоциональные нарушения в это время могут проявляться у молодой мамы или отца, или у обоих родителей. Зачастую только специалист может помочь вернуть в семью взаимопонимание, мир и покой.

Случай из практики.

Молодая мама. Ребенку 6 месяцев. Обратилась за консультацией по поводу своих негативных переживаний. Она страдала из-за оторванности от привычного образа жизни, постоянных недосыпаний. Любящая мать, она была полностью поглощена заботами о дочке.

Рядом был любящий муж, но женщина часто чувствовала себя несчастной, испытывала злость к мужу, ребенку, себе. Она не понимала, что с ней происходит. Рождение ребенка они с мужем планировали, ждали, хотели чувствовать радость и счастье, так и было временами.

Но негативные эмоции, которые проявлялись, пугали женщину, пробуждали в ней чувство вины, обиду.

Работа с психологом длилась около 3х месяцев с еженедельными встречами. Взаимодействие со специалистом помогло маме разобраться в том, что с ней происходит, откуда берутся все эти противоречивые чувства.

Ей удалось рассмотреть происходящее с разных сторон, вместе с психологом определить для себя новые способы взаимодействия с ребенком. Улучшились отношения с мужем.

В них стало больше тепла и взаимопонимания, женщина стала чувствовать себя любимой и любящей.   

Ребенок начинает ходить, у него меняется видение окружающего мира, появляется большая свобода, возрастет самостоятельность. Для родителей заканчивается относительно спокойное время. Ребенок нуждается в создании безопасной среды, для свободного исследования мира. Он уже не так управляем взрослыми.

Родителям важно менять свои взаимоотношения с ребенком, поддерживать его любознательность и самостоятельность. Если в семье есть старший ребенок, и разница в возрасте детей небольшая, до 3х-4х лет, то в этот период могут возникать осложнения во взаимоотношениях детей.

Важна позиция взрослых, их стремление помочь детям в формировании партнерских отношений с учетом возраста и характера каждого ребенка, с соблюдением их интересов и не в ущерб друг другу. В возрасте 1года -1,5 лет взрослым необходимо начинать учить ребенка «границам».

Это тонкий психологический момент воспитания для одних родителей естественен, другие не обращают на это внимание, а некоторые очень жестко начинают ограничивать ребенка ради его безопасности.

Случай из практики.

Семья с двумя детьми, сын 5 лет и дочь 1.5 года, обратилась за консультацией к психологу, в связи с жалобами воспитателей детского сада на агрессивное поведение мальчика по отношению к другим детям группы. Родители не сразу обратили внимание на замечания педагогов, т.к. дома ребенок вел себя хорошо. Со временем агрессия стала возникать и дома.

Негативные реакции ребенка проявлялись во время занятий с мамой, игр с сестрой, по вечерам в отношениях с отцом. Психологу понадобилась не одна встреча, чтобы разобраться в тонкостях взаимоотношений в семье, чтобы построить доверительные отношения с мальчиком и помочь родителям увидеть семейную ситуацию глазами сына.

Родительская требовательная позиция по отношению к сыну, на фоне конкуренции за родительское внимание с сестрой, разрушила теплоту детско-родительских отношений и сформировала негативные формы поведения у мальчика.

Потребовалась длительная работа специалиста со всеми членами семьи для коррекции поведения ребенка дома, в детском саду и закрепления положительных форм взаимодействия между членами семьи.

Кризис 2-3х лет

Кризис 2-3х лет самый известный родителям период детства. Считается, что в этом возрасте дети должны быть упрямыми, капризными, своевольными.

Родители не всегда понимают, что они могут с этим сделать и поэтому, зачастую, просто ждут, когда ребенок вырастет и «поумнеет».

Такая тактика часто не работает, так как яркие негативные эмоции ребенка могут нарастать, и жизнь взрослых становится невыносимой. Тогда родители обращаются к психологу за советом.

Случай из практики.

Мама и дочка 4х лет, живут с бабушкой. Мама много работает, девочка под присмотром бабушки. Мама обратилась с ребенком к психологу, так как ситуация дома накалилась до предела.

Бабушка не справлялась с ребенком, исполняла все её капризы, а когда приходила мама, ребенок постоянно закатывал истерики, пытаясь получить то, что ей хотелось. Ситуация вышла из-под контроля взрослых, мама чувствовала свою беспомощность в сложившейся ситуации. Психолог вел работу с мамой и ребенком параллельно.

Девочку с помощью игровой терапии специалист обучал пониманию личностных, временных и поведенческих «границ». Маме психолог помог понять причины поведения ребенка, способствовал формированию новых способов взаимодействия с ребенком, с учетом затянувшегося кризиса 3х лет.

Потребовалось немало времени и усилий мамы и специалиста, чтобы получить положительный результат. В итоге обстановка дома улучшилась, ребенок стал спокойнее, отношения в семье стали более гармоничными.

Кризис 7 лет.

Многие родители не знают про кризис 7 лет. Главным достижением семилетнего развития ребенка можно считать уровень произвольности и осознанности его поведения. Проблемы в формировании этих процессов очень ярко проявляются при поступлении ребенка в школу. Родители, сталкиваясь с трудностями обучения ребенка, часто не понимают, как можно ему помочь.

Важно вовремя обратиться к специалисту, чтобы у ребенка не закрепилось негативное отношение к обучению, и не накопился отрицательный социальный опыт. Психолог вместе с родителями может разобраться, в чем причина дезадаптации ребенка.

На занятиях специалист может инициировать начало изменений в поведении ребенка и его отношении к процессу учебы, может помочь родителям начать использовать новые формы взаимодействия с дочерью или сыном.

Случай из практики.

На приеме мама с дочерью – первоклассницей. Девочка веселая, живая, мама обеспокоена и встревожена изменившимся поведением ребенка дома. В поведении появилось то, чего никогда не было.

Дочка практически перестала слушаться родителей, своевольничала, совершенно не рассказывала о том, что с ней происходит в школе. Изменения в поведении казались маме очень резкими, и она не понимала с чем их связать. Учитель в школе положительно оценивал успеваемость и поведение девочки.

Общение с мамой и ребенком помогло специалисту определить причины трудностей в семье.

Результатом их совместной работы явилось новое понимание у мамы особенностей данного возрастного этапа развития ребенка и формирование новых, более соответствующих данному возрасту, отношений между ней и дочкой. Чтобы работа специалиста была успешной, она требует времени и усилий всех участников, вовлеченных в ситуацию.

Подростковый кризис

Подростковый кризис – некая «страшилка» для взрослых. Они боятся этого периода и прогнозируют проблемы и трудности связанные с взрослением детей. В это время родители чаще обычного чувствуют себя беспомощными.

Кроме того, что это личностный кризис ребенка, это еще и противостояние поколений. Родители сравнивают себя со своими детьми и видят, что в их детстве многое было по-другому. Это несоответствие поднимает много чувств у родителей, часто это возмущение и раздражение поведением чада.

Эмоциональное противостояние «отцов и детей» выливается в конфликты и скандалы. Некоторые подростки замыкаются в себе, становятся скрытными. Это тоже беспокоит родителей. Что бы ни делал подросток, родители чаще всего недовольны им. Время протекания сложного периода очень разное.

Ситуация может быть очень острой и в 9-11 лет, и в 15-17 лет, хотя принято считать подростками детей 12-14 лет.

Случай из практики.

В семье сложные взаимоотношения между родителями, однако, оба они обеспокоены эмоциональным состоянием сына 13 лет. Мальчик два раза менял школу и место жительства, на момент обращения учился сносно, но без желания, домашние задания выполнял под принуждением.

Друзей мало, конфликтные отношения с одноклассниками, дома ребенок отгораживался от родителей, разговаривал с ними очень мало. Взрослые видели моральное неблагополучие сына, но не понимали, как ему помочь. Обратившись к психологу, им удалось наладить контакт с ребенком.

Мальчик стал более открыт и заинтересован в общении с родителями, в школе почувствовал себя более комфортно и спокойно, изменился общий фон настроения ребенка.

***

Поведенческие проблемы. Кризы 1 года, 3 лет и 7 лет. Адаптация к детскому саду и школе.

Конечно, любая кризисная ситуация, всегда усложняет жизнь. Грамотное поведение родителей в кризисный период развития ребенка, зачастую, помогает предотвратить затяжной характер wxe cпроблем.

Взрослые, чувствующие и понимающие внутреннюю жизнь своих детей, помогают им преодолеть сложности, и стимулируют подъем на новую ступень.

Родители, испытывающие трудности, в эти периоды могут получить реальную помощь от психолога, если обращаются и готовы к совместной работе.

Консультация «Проблемы адаптации ребенка к ДОУ»

Консультация для родителей «Проблемы адаптации ребенка к ДОУ»

Ваш малыш подрос, и его необходимо отдавать в детский сад. Как правило, у родителей возникает вопрос, как пройдет адаптация малыша в детском саду? Здесь многое зависит от подготовки со стороны родителей. Что необходимо учесть для успешной адаптации ребенка в детском саду?

В первую очередь нужно выбрать подходящее время года, педагоги пришли к выводу, что начало осени (в основном сентябрь) – самое подходящее время для похода в детский сад. Ваш малыш, за лето окреп в физическом плане, набрался здоровья.

Ведь как говорится воздух, вода и солнце – лучшие помощники здоровья. Поэтому и болеть ваш кроха при походе в сад будет меньше. К тому же в августе-сентябре еще довольно тепло и много фруктов, овощей.

В связи с этим велика вероятность, что адаптация в детском саду закончится до эпидемий гриппа и всеобщих простуд.

Первое знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для многих малышей бывает непростым. Каждому ребенку рано или поздно приходится «социализироваться», т. е. становиться способным жить среди других людей.

В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Однако, уже с первых дней жизни, у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. Меняется режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения.

Читайте также:  10 мифов о коронавирусной инфекции

Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу.

В чем же проявляется стресс? У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков.

Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.

Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

К сожалению, многие родители не знают, что эти явления временны, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью адаптироваться. Помочь ребенку адаптироваться к новой обстановке должны воспитывающие взрослые и, в первую очередь, родители. Поэтому нужно знать, что такое адаптация.

Возраст ребенка с 1 до 2,5-3 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Если мы с вами (родители и сотрудники детского сада) объединим наши усилия, то обеспечим малышу эмоциональный комфорт.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временное отставание в умственном развитии – может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст. В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень.

От чего зависят характер и длительность адаптационного периода?

  • От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 до 2, 5-3 лет.
  • От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
  • От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
  • От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения с взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать игрушки за собой и т. п.) .

Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации, известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского сада.

  • Что же должны делать родители?
  • Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
  • Не обсуждать при ребенке волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.

Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе. Медицинский прогноз адаптации отражается в медицинской карте ребенка; психологический прогноз составляют воспитатели в детском саду, наблюдая за поведением и состоянием малыша в течение первых 3-5 дней.

Наличие у детей возможных навыков, облегчающих адаптационный период при поступлении в детский сад

Навыки самообслуживания:

  • самостоятельно ест ложкой, умеет пережевывать пищу;
  • перед едой моет руки;
  • пользуется носовым платком, салфеткой во время приема пищи;
  • своевременно проситься на горшок;
  • снимает расстегнутые и развязанные части своей одежды, обувь (шапку, варежки, носки и т. д., пытается одеваться без застегивания;
  • узнает свои вещи;
  • совместно с взрослым складывает игрушки в ящик или в пакет.

Индивидуальные особенности:

  • любит, когда читают книжки;
  • рассматривает картинки;
  • любит слушать музыку;
  • любит рисовать, так как умеет.

Навыки общения:

  • понимает обращенную к нему речь;
  • по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку;
  • понимает слова «нельзя», «надо»;
  • любит играть с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;
  • обладает положительным опытом общения с посторонними взрослыми.

Игровая деятельность:

  • самостоятельно делает несложные постройки из кубиков;
  • повторяет в игре за взрослым увиденные действия;
  • выполняет знакомое движение под музыку;
  • играет с различными предметами, объединяя в одной игре два несложных действия (сажает в коляску и катает куклу) ;

Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?

Безусловно, время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Однако не следует в первый же день оставлять малыша надолго.

Как постепенно можно ввести ребенка в детский сад:

1 неделя -– на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Ребенок должен знать, что это прерогатива воспитателя.

2 неделя — заберите ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Опоздай вы немного, и крохе придется тревожиться, ожидая маму в пустой группе.

3 неделя — малыш уходит домой в полдник.

И лишь с 4-й недели можно оставлять ребенка на целый день.

Необходимо заранее познакомить с режимом детского сада и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и т. п.) . В период адаптации необходимо быть к ребенку особо внимательными и чуткими.

Прежде чем начать регулярно посещать детский сад, вам следует прийти с ребенком в садик для знакомства с территорией, помещением группы, игрушками, спальней. Не спешите, придите несколько раз. Обсуждайте с ребенком, комментируйте увиденное.

Все дети относятся ко сну, как ко времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому психологи не рекомендуют в первые дни пребывания в детском саду оставлять ребенка на дневной сон.

В дальнейшем же не забудьте из дома принести «мамозаменителя» — любимую мягкую игрушку малыша, с которой он спит, или пижаму, к которой привык кроха, любимую книжку (первое время приносите в сад только уже знакомые вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом).

Постоянно оказывайте малышу эмоциональную поддержку и показывайте значимость его нового статуса. Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Ваша беседа должна быть эмоционально окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам.

Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи. По возможности приводить малыша в детский сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как обещали.

В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу. С ребенком необходимо чаще гулять на площадке, где много детей. Можно понаблюдать за тем, как он общается со сверстниками, как выходит из конфликтных ситуаций.

Чаще хвалите ребенка, обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

Самое главное – это положительный настрой мамы на детский сад, ведь если она будет волноваться, нервничать, считать, что ее малышу будет там плохо и некомфортно, то и ребенок будет бояться этого. Залог успеха адаптации ребенка к детскому саду – это готовность к этому его родителей. Правильно подготовившись, Вы можете помочь ребенку преодолеть этот сложный период в его жизни.

Колозян Е.А.

Опыт работы на тему "Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Впервые
оказавшись на группе раннего возраста,
да ещё в период приёма детей в детский
сад, передо мной обозначилась проблема.
Проблема адаптации детей к условиям
ДОУ.

Почему одни дети ведут себя спокойно,
а другие неутешно плачут, как только
закроется дверь за мамой? Почему некоторые
дети при поступлении в детский сад
отказываются играть, не вступают в
контакт с воспитателем, долго не могут
освоиться в группе, а другие с первых
дней чувствуют себя комфортно? Отрыв
от дома и близких, встреча с новыми
взрослыми и сверстниками могут стать
для ребёнка серьёзной психической
травмой. Малыш может воспринять это как
отчуждение, лишение родительской любви,
внимания и защиты. Очень важно, чтобы
этот период был плавным, гибким,
нетравматичным. И работники детского
сада, а в первую очередь мы, воспитатели,
должны глубоко понять сущность процесса
адаптации ребёнка к условиям общественного
воспитания. Ведь до сих пор некоторые
считают, что слёзы и капризы ребёнка во
время поступления — это результат его
избалованности и изнеженности. Не правы
и те, кто расценивает беспокойство,
слёзы, испуг ребёнка как неизбежное
состояние в период адаптации. Третьи
объясняют трудности адаптации возрастом
и т.п.

Действительно,
много зависит от педагогов, берущих на
себя ответственность за помощь родителям
в психическом и физическом развитии их
ребёнка, за его душевный комфорт.

Вот
здесь-то и хочется вспомнить народную
пословицу:»Не от еды растёт дитя, а
от радости».Необходимо понять интересы,
стремления каждого поступающего в
детский сад малыша, «проникнуть в
духовный мир ребёнка»(В.А.

Сухомлинский),
чтобы правильно и эффективно организовать
процесс адаптации в условиях дошкольного
учреждения.

Проанализировав
многие источники, я сделала вывод о том,
что в специальной литературе для
педагогов и психологов проблема адаптации
ребёнка к детскому саду обозначается
как ведущая (К.Л.Печора, г.Москва;
В.А.Холопова, г.Великий Новгород;
Л.В.Белкина, г.Воронеж и др.)

Традиционно
под адаптацией
понимается
процесс вхождения человека в новую для
него среду и приспособление к её условиям.
Это универсальное явление всего живого,
которое можно наблюдать как в растительном,
животном, так и в социальном мире.
Адаптация является активным процессом,
приводящим или к позитивным результатам
(адаптированность,

Читайте также:  Лечим простуду (ингаляции, прогревания, полоскания)

т.е. совокупность
всех полезных изменений организма и
психики), или негативным (стресс).
Социальная адаптация включает активное
усвоение действующих в обществе норм
и овладение соответствующими формами
и способами общения и деятельности.

  • Выделяются два основных
    критерия успешной адаптации:

  • — внутренний комфорт
    (эмоциональная удовлетворённость) и
  • — внешняя адекватность
    поведения.
  • В ходе
    комплексного исследования, проведённого
    учёными в разных странах, было выделено
    три фазы
    адаптационного процесса :

1.Острая фаза,
или период дезадаптации
(сопровождается
разнообразными колебаниями в соматическом
состоянии и психическом статусе, что
приводит к снижению веса, часты
респираторным заболеваниям, нарушению
сна, снижению аппетита, регрессу в
речевом развитии).

2.Подострая фаза
или собственно адаптация
(характеризуется
адекватным поведением ребёнка, т.е. все
сдвиги уменьшаются и регистрируются
лишь по отдельным параметрам на фоне
замедленного темпа развития по сравнению
со средними возрастными нормами).

3.Фаза компенсации
или период адаптированности
(характеризуется
убыстрением темпа развития; дети начинают
ориентироваться и вести себя спокойнее).

  1. Кроме того,
    различают три
    степени тяжести прохождения острой
    фазы адаптационного периода:
  2. — лёгкая адаптация:
    к 20-му дню пребывания в детском учреждении
    нормализуется сон, ребёнок нормально
    ест, не отказывается от контактов со
    сверстниками и взрослыми, сам идёт на
    контакт; заболеваемость не более одного
    раза сроком не более 10 дней, без осложнений;
    вес без изменений;
  3. — адаптация
    средней тяжести

    : поведенческие реакции восстанавливаются
    к 30-му дню пребывания в детском учреждении;
    нервно-психическое развитие несколько
    замедляется (замедление речевой
    активности); заболеваемость до 2-х раз
    сроком не более 10-ти дней, без осложнений;
    вес не изменился или несколько снизился;
  4. — тяжёлая адаптация
    : характеризуется, во-первых, значительной
    тяжестью всех проявлений ; может протекать
    в двух вариантах, каждый из которых
    имеет свои признаки:
  5. 1-й вариант:

поведенческие
реакции нормализуются к 60-му дню
пребывания в ДОУ. Нервно-психическое
развитие отстаёт от исходного на 1-2
квартала. Респираторные заболевания —
не более 3-х раз сроком более 10-ти дней.
Ребёнок не растёт и не прибавляет в весе
в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант
:

дети старше 3-х
лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой
со стороны взрослых, занимающие
центральное место в семье. Поведенческие
реакции нормализуются к 3-4 месяцу
пребывания в ДОУ. Нервно-психическое
развитие отстаёт от исходного на 2-3
квартала. Замедляются рост, прибавка в
весе.

Мне, как
воспитателю группы раннего возраста,
хотелось стремиться к тому, чтобы
ребёнок справился с трудностями
привыкания к новой среде на уровне
лёгкой адаптации, и я всячески старалась
не допускать проявлений тяжёлой
адаптации.

А для этого необходима такая
организация жизни ребёнка в дошкольном
учреждении, которая приводила бы к
наиболее адекватному, почти безболезненному
приспособлению его к новым условиям,
позволяла бы формировать положительное
отношение к детскому саду, навыки
общения, прежде всего со сверстниками.

  • Длительность
    периода адаптации
    зависит
    от многих причин:
  • — от особенностей
    типа высшей нервной деятельности и
    возраста ребёнка;
  • — от наличия или
    отсутствия предшествующей тренировки
    его нервной системы;
  • — от состояния
    здоровья;
  • — от резкого
    контраста между обстановкой, в которой
    ребёнок привык находиться дома, и той,
    в которой находится в дошкольном
    учреждении;
  • — от разницы в
    методах воспитания.

Трудности
адаптации возникают в тех случаях, когда
ребёнок встречает непонимание, его
пытаются вовлечь в общение, содержание
которого не отвечает его интересам,
желаниям. Невыполнение основных
педагогических правил при воспитании
детей приводит к нарушениям
интеллектуального, физического развития
ребёнка, возникновению отрицательных
форм поведения.

Таким
образом, я поставила перед собой цель
— создать
благоприятные условия в группе для
успешной адаптации детей к условиям
детского сада.

Чтобы достичь
данной цели, необходимо было решить
следующие
задачи :

1.Создать условия
для охраны и укрепления здоровья детей,
для облегчения периода адаптации.

  1. 2.Формировать у
    детей навыки здорового образа жизни,
    содействовать полноценному физическому
    развитию детей:
  2. а)организовать
    рациональный режим дня в группе,
    обеспечивающий каждому ребёнку физический
    и психологический комфорт;
  3. б)формировать у
    детей простейшие навыки самообслуживания;
  4. в)воспитывать
    осознанное отношение детей к выполнению
    режимных процессов;
  5. г)создавать условия
    для проявления самостоятельной
    двигательной активности.
  6. 3.Способствовать
    развитию личности ребёнка:
  7. а)воспитывать у
    детей уверенность в самих себе и своих
    возможностях, развивать активность,
    инициативность, самостоятельность;
  8. б)закладывать
    основы доверительного отношения детей
    к взрослым;
  9. в)формировать
    доброжелательное отношение детей друг
    к другу;
  10. г)развивать
    познавательный интерес к окружающей
    действительности;
  11. д)пробуждать
    эмоциональную отзывчивость к окружающему
    миру (природе, предметному миру, музыке,
    художественным произведениям).
  12. Работу по
    адаптации детей к условиям ДОУ стала
    планировать в несколько этапов.
  13. 1
    этап
    — до
    поступления ребёнка в ДОУ.
  14. Знакомство
    с детьми, поступающими в ДОУ, проводить
    заранее.
  15. В мае-июне — первое
    знакомство. При беседе с родителями
    самое серьёзное внимание обращала на
    следующие аспекты:

1.Поведение ребёнка,
связанное с удовлетворением его
физиологических потребностей.

2.Уровень
нервно-психического развития.

3.Некоторые черты
личности.

  • После
    проведения анкетирования родителей,
    тестирования, совместно с психологом
    и медицинским персоналом выводим прогноз
    адаптации
    по
    среднему числу баллов:
  • — готов к поступлению
    в ДОУ;
  • — условно готов;
  • — не готов.

Вот здесь
очень важно выявить проблемы, которые
могут возникнуть в период адаптации и
посоветовать родителям, как подготовить
ребёнка к детскому саду. Благодаря
такому методу работы, я могу предварительно
узнать об особенностях развития и
поведения малыша — своего будущего
воспитанника и предупредить трудности
адаптации.

  1. Кроме
    анкетирования и тестирования, помогли
    следующие формы
    работы с родителями:
  2. — посещения на
    дому;
  3. — консультации;
  4. — индивидуальные
    беседы;
  5. — родительские
    собрания;
  6. — выставки;
  7. — папки-передвижки;
  8. — присутствие
    родителей и ребёнка в процессе проведения
    прогулок, разнообразных игр и занятий,
    среди которых наиболее эффективны:
    пальчиковые, хороводные, подвижные
    игры, совместное конструирование из
    крупных модулей, игры с водой и песком
    и др.
  9. — укороченное время
    пребывания ребёнка в группе во время
    адаптационного периода.
  10. Цель последних
    двух форм работы — сформировать у детей
    и родителей позитивное и доверительное
    отношение к детскому саду.

Родители
являются активными участниками и
помощниками процесса адаптации .Для
этого я отдельно спланировала работу
с родителями на адаптационный период,
чтобы повысить уровень их педагогической
компетенции и выработать единые
требования к воспитанию детей.

  • 2
    этап

    поступление ребёнка в ДОУ.
  • .
  • Формы
    и методы работы с детьми в период
    адаптации:
  • — Тематическое
    планирование видов деятельности в
    течение одного дня с целью разнообразия
    будней.

Например, «Праздник
воды» (игра с воспитателем «Ловись,
рыбка», пальчиковые игры «Лодочка»,
«Пароход», подвижная игра «Солнышко
и дождик», рассказывание потешки
«Водичка, водичка…

«, рассматривание
картины «Игры с водой», игра-занятие
«Купание куклы Кати»,
игры-экспериментирования с водой и
т.п.).

Или,»День сказок», «День
музыки», «Праздник воздушных шаров»,
«Я и моя мама — большие друзья»,
«Папины помощники» и т.д.

— Смена обстановки
за счёт проведения занятий не только в
группе, но и в других помещениях детского
сада (физкультурном и музыкальном залах,
ИЗО-студии, кабинете психолога).

— «Походы» в
гости (проводились дни под девизом
«Жили-были сто ребят, все ходили в
детский сад…», «Без друзей нам не
прожить ни за что на свете», «День
радостных встреч» и т.п.

  1. — Игровые комплексы
    утренних гимнастических упражнений,
    способствующие здоровьесбережению
    детей.
  2. — Комплексы игр
    для снятия мышечного и эмоционального
    напряжения, игровой массаж помогают
    укрепить эмоциональные контакты между
    детьми и взрослыми, развивают навыки
    общения.
  3. — В уголке
    экспериментирования дети имели
    возможность поработать с природными
    материалами — глиной, песком, водой;
    красками (арт-терапия);магнитами.
  4. — Музыкальная
    терапия: регулярное проведение музыкальных
    пауз, слушание музыки, игра на детских
    музыкальных инструментах.
  5. — Пальчиковые,
    хороводные, подвижные игры.

— Достаточно легко
установить контакт с ребёнком помогает
фольклор, особенно прибаутки, уговорушки,
потешки для новичков, потешки на сон
грядущий, потешки при умывании, при
кормлении, при одевании на прогулку,
потешки для тех, кто плачет и т.д.

  • — Различные виды
    театров забавляют малышей, создают у
    них хорошее настроение.
  • — Изобразительные
    виды деятельности (рисование в разной
    технике, аппликация на ковролине, лепка)
    способствуют проявлению первых творческих
    возможностей и самостоятельности.
  • — Конструирование
    из разных конструкторов привлекает
    детей, развивает моторику, пространственное
    мышление.
  • — Сенсорный стол
    (разнообразие дидактических материалов),
    к которому детишки обращаются с большим
    удовольствием.
  • — Совместные
    сюжетно-отобразительные игры, значение
    которых нельзя переоценить.
  • С момента
    поступления детей в группу, совместно
    с психологом велось наблюдение за их
    поведением, результаты которого
    отражались в листе
    адаптации
    до тех пор, пока оно не нормализовалось.

Так же на
каждого ребёнка заполняется карта
развития и поведения. В конце периода
адаптации проводится её анализ. Опять
же совместно с психологом проводится
диагностика нервно-психического развития
ребёнка. В соответствии с её результатами
намечается индивидуальная работа с
каждым ребёнком.

Благодаря
проводимой работе на протяжении трёх
лет, наблюдались положительные результаты.
В процессе системной работы, направленной
на успешную адаптацию к условиям ДОУ,
были реализованы поставленные задачи,
и у детей сформировались умения и навыки,
свидетельствующие о благополучной
адаптации.

В заключение
хочу отметить, что организация периода
адаптации — серьёзная работа для всего
педагогического коллектива, но,
безусловно, главная роль принадлежит
воспитателю.

Создавая у ребёнка
положительное отношение ко всем режимным процессам, развивая различные умения,
соответствующие возрастным возможностям,
формируя потребность в общении со
взрослыми и со сверстниками, он
обеспечивает решение воспитательно-образовательных
задач уже в период привыкания ребёнка
к новым условиям, тем самым ускоряет и
облегчает протекание адаптационного
процесса.

Использованная
и рекомендуемая литература :

1.
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего
возраста к условия ДОУ. Воронеж.2004.

2.
Павлова Л.В. Организация жизни и культура
воспитания детей в группах раннего
возраста. М. 2006.

3. Региональная
программа развития ребёнка раннего
возраста, как субъекта
физкультурно-оздоровительной деятельности
«Будь здоров, малыш!» Пермь.2003.

4.Комплексы
гимнастических упражнений, способствующих
здоровьесбережению детей. Пермь. 2005.

5. Комплекс
игр для снятия эмоционального и мышечного
напряжения. Пермь. 2005.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *