Детский стресс: как помочь малышу справиться с ним

Взрослым кажется, что детство — счастливое беззаботное время. Какие у детей стрессы? Мы часто отрицаем даже стресс у самих себя или наших близких. Говорим: «Ты всё придумал, просто сядь и успокойся!». Но и взрослые, и дети оказываются в сложных ситуациях. Психолог Елена Савчук объясняет, как понять, что у ребёнка стресс и как помочь ему с этим справиться.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что может стать фактором стресса для ребёнка? Есть огромное количество совершенно разных причин.

Бесконечные ситуации оценки (и речь идёт не только о школьных оценках), новые люди, конфликты внешние и внутренние, куча информации вокруг.

Конечно, нам бы хотелось максимально оградить ребёнка от стрессов, но это невозможно, да и не нужно. Зато очень важно научить ребёнка справляться со стрессом.

Детский стресс: как помочь малышу справиться с ним

Дети не всегда способны описать свои чувства и это может дополнительно усиливать беспокойство ребёнка. Поэтому важно учить детей определять свои эмоции. Чем больше оттенков переживаний знает ребёнок, тем лучше. Назвать проблему — сразу же снять часть тревоги, которая с ней связана.

Ведь если состояние как-то называется, значит, кто-то с этим уже сталкивался и способ решения наверняка есть. Если заметили, что ребёнка что-то беспокоит, скажите ему об этом. Спросите, что происходит. Если можете, называйте чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок. Только без осуждения и обесценивания, пожалуйста. Даже если повод кажется вам ничтожным.

Смысл в том, чтобы дать ребёнку понять, что вы готовы говорить о проблемах, видите его переживания и вам не всё равно.

2. Не читайте нотаций

Это надо сделать спокойно и внимательно. Слушать о проблемах любимого человека всегда сложно, но постарайтесь быть спокойным и обойтись без обвинений, осуждения, чтения нотаций. Не говорите о том, как надо было поступить. Не объясняйте, что все проблемы — вообще ерунда.

Попробуйте задавать как можно больше вопросов, чтобы рассмотреть ситуацию со всех сторон, узнайте, что почувствовал ребёнок, почему принял именно такое решение, чего хотел тогда, как бы хотел, чтобы было теперь. Иногда выслушать — достаточно для того, чтобы проблема сама начала таять. Иногда дети не хотят говорить — это нормально.

Не настаивайте, просто дайте понять, что выслушаете его, когда он будет готов поговорить.

Детский стресс: как помочь малышу справиться с ним

Сделайте это вместе, но не делайте за ребёнка всю работу. Активное участие в поиске решения придаст ему уверенности в себе. Придумайте несколько возможных решений, обсудите их сильные и слабые стороны.

4. Не зацикливайтесь на проблеме

Уделив достаточно внимания обсуждению сложной ситуации, переведите разговор на более приятную тему: успехи ребёнка, его любимые занятия и прочее. Это поддержит его, послужит обращением к его собственному ресурсу, напомнит ему о том, что есть другая сторона жизни — где всё получается, где есть приятные эмоции и тёплые отношения. А значит, он может справиться со своей проблемой.

Детский стресс: как помочь малышу справиться с ним

Иногда стресс вызван ситуацией, которая повторяется регулярно. В этом случае нужно подумать, что можно изменить, чтобы минимизировать неприятные эмоции. Может, стоит пересмотреть расписание дополнительных занятий, чтобы не делать уроки по ночам. Или поменять преподавателя в музыкальной школе/тренера в спортивной секции/репетитора на более мягкого и компромиссного человека.

6. Помните о физическом комфорте

Если причина стресса — в исключительных обстоятельствах жизни, обратите внимание на физический комфорт ребёнка. Обращение к телу и его потребностям всегда даёт хороший результат.

Важно иметь более или менее чёткий распорядок дня со всеми необходимыми остановками на еду и отдых. А ситуаций неопределённости, наоборот, лучше избегать.

Если такого рода ситуации неизбежны, то нужно заранее проговарить всё, что о них известно (пойдём туда-то, проведём там столько-то времени, там будет тот и этот, делать будем то-то, а потом вернёмся домой).

Детский стресс: как помочь малышу справиться с ним

Ресурсным может быть обращение к более раннему детству и его радостям –совместные прогулки и просмотр любимых фильмов, вкусная домашняя выпечка, больше объятий. Иногда бывает полезно вспомнить ритуалы, которые сопровождали ребёнка в детстве (вроде чтения на ночь или молока с мёдом перед сном).

Если ребёнок маленький, то можно чаще брать его на руки. Это как раз тот случай, когда может быть полезно говорить «мы» вместо «ты». Например: «мы с этим справимся», «у нас всё получится». Это даст ребёнку чувство защищённости и уверенности в своих силах перед лицом проблемы, с которой он столкнулся.

Иллюстрации: Shutterstock (NotionPic)

Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?

Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи.

Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём.

А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли.

Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.

Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.

Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными.

Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.

У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.

Все эти симптомы носят названия «адаптационная болезнь», «школьный шок» и «школьный стресс».

Три группы первоклассников

Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше.

Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе.

Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.

Детский стресс: как помочь малышу справиться с ним

Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.

Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации.

Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.

И третью группу составляют «трудные» дети.

Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.

Типичные проблемы первоклассников

Хроническая неуспеваемость

Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется.

Ребёнок становится «хорошим», когда у него получается, и «плохим», когда приносит плохие отметки.

Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних.

Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.

Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.

Уход в себя

Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя.

При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии.

Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.

Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.

Негативные выходки

Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков.

На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так.

Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается.

На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.

Детский стресс: как помочь малышу справиться с ним

Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.

Вербализм

Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.

Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности.

Читайте также:  Детские размеры одежды в таблицах

Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – «ты же умный, почему ты не понимаешь?» – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность.

А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.

Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.

Постоянные заболевания

Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит.

При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется.

Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.

Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье.

Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.

Лень

Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.

Неуверенность в себе – «я не буду делать, потому что у меня все равно не получится», но так как делать заставляют – «я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу». Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.

Детский стресс: как помочь малышу справиться с ним

Фото с сайта malinalife.ru

Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.

Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он «не такой».

Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.

«Я не знаю, как делать» – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.

Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?

Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.

Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.

Общие рекомендации

В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.

Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.

Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления.

Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное.

Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.

Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.

Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.

Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно.

Отводите его в школу и встречайте его.

Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.

Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!

Детский стресс. Признаки стресса у детей и способы борьбы с ним

Детям жить в современном мире нелегко: дел, обязанностей, искушений у них не меньше, чем у взрослых. А если ещё кажется, что даже родители не любят или любят недостаточно сильно, то и там до настоящего стресса недалеко. Как распознать симптомы детского стресса, учитывая возраст ребёнка, и чем помочь страдальцу?

Детский стресс: как помочь малышу справиться с ним Стресс у ребенка. Фото — фотобанк Лори

Чем опасен стресс у детей

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

Стресс в возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

Стресс у дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

Стресс у младшеклассников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары.
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
  • Родители замечают частые попытки обмануть их.
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса.  С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие.

С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений.

Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

На что ещё обратить внимание?

Родителям стоит приглядываться и к играм ребёнка, особенно тогда, когда тот увлечён и не предполагает, что за ним наблюдают. Общение детей с игрушками, разговоры с ними и сценки, которые разыгрываются во время игры, способны о многом сказать внимательным зрителям. Так вы сможете лучше понять, что происходит с чадом. 

Как помочь ребёнку справиться со стрессом?

Способ 1: игра

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию.

Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо.

При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Способ 2: искусство

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Способ 3: шалости

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой обнимайте и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой – тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема.

Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.

Читайте также:  Чем занять ребенка на прогулке: различные игры и советы

В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра.

Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях.

И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное. Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов.

Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было.

Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.

Дата публикации 10.03.2019 Автор статьи: Яна Перепечина

Проявление стресса у грудного ребенка

Даже самые маленькие дети способны выражать свои чувства. И стресс у детей — это особая реакция на то, что им не нравится. Разбираем причины и последствия стрессовых реакций в грудном возрасте и психологические приемы, позволяющие успокоить и ребенка, и маму. Консультирует психотерапевт Дмитрий Владимирович Анохин.

— Дмитрий Владимирович, из-за чего может возникнуть стресс у новорожденных?

— Давайте сначала поймем, что такое стресс у взрослого. То, что обычно называют стрессом, это сильное перенапряжение, которое мешает нашему здоровому функционированию.

  • Обычное напряжение от внешних раздражителей, когда что-то меняется или идет не по плану, считается нормой. Оно помогает нам действовать и направляет в различных ситуациях, даже может дать дополнительную энергию.
  • Сильное избыточное перенапряжение начинает влиять на самочувствие, угнетает нашу активность, снижает способность трезво оценивать ситуацию, лишает сил, и мы не можем переключиться на то, что требует от нас внимания.

Именно в этот момент возникает стрессовое состояние, которому также соответствует некая доминанта в психике: она оттягивает всю психическую энергию, а мы при этом теряем силы и покой. Что касается стресса у грудных младенцев, то во многом механизмы его такие же, как и у взрослых, просто стрессовые факторы отличаются.

  • — Что к ним относится?
  • — Для ребенка основные источники стресса — это факторы, которые связаны с состоянием его здоровья, с тем, как и чем его кормят, как за ним ухаживают и, конечно же, в значительной степени с состоянием и отношением к нему его мамы.
  • У мамы с ребенком очень глубокая связь, которая формируется уже в процессе вынашивания, а также после рождения, в период кормления грудью, поэтому мамино состояние будет непосредственным источником потенциальных стрессов для ребенка.

В тот момент, когда ребенка начинают кормить, у него возникает базовое доверие к миру, и очень важно, каково состояние мамы в первые моменты грудного вскармливания. Впрочем, и во время беременности бывает много ситуаций, которые могут повлиять на детскую чувствительность к тем или иным стрессовым факторам в дальнейшем. Но это уже несколько иная тема.

Послеродовой стресс у ребенка часто связан с кормлением грудью. Поэтому нужно обращать внимание на то, какова связь мамы с малышом. Важны состояние, настроение, мысли мамы, а также может ли она переключаться с каких-то жизненных ситуаций на то, чтобы дарить свое внимание, чуткость и заботу ребенку.

— Как проявляется стресс у грудничков? Может ли мама без помощи врача отделить признаки стресса от других детских проблем?

— Какие-то небольшие изменения у маленьких детей происходят каждую неделю. Мама привыкает к одному поведению ребенка, но он растет и что-то меняется каждый день. Не все эти изменения связаны с какими-то патологиями, болезнями и стрессами.

Но у очень ответственных родителей бывает соблазн во всем видеть проблему, хотя это может быть просто естественным поведением их малыша.

Вот на что точно следует обратить внимание, чтобы всерьез задуматься о принятии необходимых мер, так это симптомы стресса у грудных детей.

Признаки стресса у ребенка:

  • плач становится другим по характеру, неестественным, тревожным;
  • в интонации появляются несвойственные ребенку нотки, словно ему больно;
  • ребенок больше не успокаивается после кормления, как раньше;
  • ребенок вдруг перестает есть, не берет грудь или соску с питанием;
  • нарушается привычный режим сна и бодрствования, ребенок может быть вялым и все время спать — либо не может заснуть, словно что-то его тревожит.

— На взгляд психолога, почему ребенок испытывает стресс?

— Стресс у ребенка может иметь разную природу.

  • Медицинские причины: нарушение здорового развития, физические травмы и т. д.
  • Психологические причины: стресс от матери или окружающей обстановки в доме, в семье, где ребенок находится.

— Только когда будут полностью исключены медицинские факторы, можно говорить об исключительно психологических, хотя чаще всего они тесно взаимосвязаны.

В любом случае здесь и сейчас важно сохранять ровное состояние, чтобы взвешенно принимать решения, сберегая по возможности в гармонии психологический климат, — это позволит при любом негативном сценарии развития событий действовать своевременно и уверенно, решая реальные проблемы и не создавая новые.

Не запустить ситуацию и не поддаться негативным настроениям помогут плановые осмотры младенца у педиатра, который при необходимости направит к узким специалистам, в том числе к детскому невропатологу.

— Обычно родители интуитивно понимают, что что-то в семье или в отношениях идет не так гладко. Это каким-то образом влияет на самочувствие ребенка?

— Мамы обычно хорошо чувствуют детское настроение, ведь у них с детьми особая психологическая связь, поэтому материнскую интуицию нужно учитывать. И, конечно, нельзя игнорировать общее эмоциональное состояние женщины.

Так что если врачи говорят, что все хорошо, а женщина беспокоится, важно понять причину этого состояния и что-то с этим сделать, поскольку беспокойство передается малышу.

Психогенной проблемой, как и медицинской, необходимо тщательно заниматься, ее нельзя игнорировать и надеяться, что все само придет в норму и куда-то там исчезнет.

— Как влияет стресс на ребенка?

— Влияние стресса разрушительно для детского здоровья. К примеру, при проблемах с лактацией ребенок у груди будет плакать, он может худеть и терять вес. Подобная физиологическая причина порождает эмоциональное напряжение и у мамы, и у грудничка, потому что наше тело и психика — это одно целое. Проще говоря, состояние нашего тела влияет на психику, а состояние психики влияет на тело.

Стрессы в раннем возрасте могут сказаться в будущем не только на состоянии здоровья, но и на том, насколько счастливо и легко человек будет жить. От сильных переживаний могут формироваться хронические заболевания, происходить отклонения в физическом развитии, в естественном развитии адаптивных функций психики, которые определяют базовый уровень доверия к миру, умение психологически справляться с различными житейскими трудностями.

— Стрессы грудничка могут быть следствием факторов, не связанных с мамой? Как помочь ребенку справиться со стрессом в таком случае?

— Безусловно, подобные ситуации бывают. Например, когда ребенок получил физическую травму, оставшись не с мамой, а с другими членами семьи, или когда ребенок развивается в своем темпе. Но все же если мы говорим о том, как справиться со стрессом у ребенка, то роль мамы или того, кто эту роль выполняет, первостепенна. Маленький человек еще не может говорить и отвечать.

Единственный контакт, который у него есть и который важен для него в этот период, — это мама, так устроено природой. Это важно понимать и учитывать. Чтобы снять стресс, ребенку можно дать успокоительные средства, сделать специальный массаж, но психологическое состояние мамы будет по-прежнему влиять на него, и в конечном итоге с этим все равно придется что-то делать.

— То есть спокойствие мамы — это ключевой фактор здорового развития ребенка.

— Есть такая известная формула «счастливая мама — счастливый ребенок». Поэтому крайне важна ответственность женщины за свое спокойное состояние, как и ответственность ее ближайшего окружения за комфорт мамы и малыша.

Помощь и искреннее участие близких людей в заботе о маме и маленьком ребенке может снизить стрессовую нагрузку.

— Участие отца в этом процессе часто теряется.

— Роль отца очень велика. Правильно, если он принимает участие в заботе о малыше. На эту тему есть множество исследований, которые показывает, что в таком случае уровень стресса у мамы и ребенка значительно ниже. Если отца по каким-то причинам рядом нет, то стоит попросить помощи у других родственников: бабушек и дедушек, братьев и сестер.

К примеру,

мама кормит ребенка, но укачивать его может уже кто-то другой. Кстати, у мужчин температура поверхности тела выше, чем у женщин, и это может стать для крохи дополнительным успокаивающим фактором. И маме будет спокойнее, когда кто-то из близких снимет с нее лишнюю нагрузку.

Если же у мамы возникает напряжение (от усталости, волнений, не связанных с ребенком), ей необходимо научиться его снимать. Спокойная мама может лучше оценить обстановку и лучше понять, что на самом деле происходит, и успокоить малыша.

В идеале маме нужно попробовать мысленно поместить себя на место ребенка, посмотреть на мир вокруг его глазами, его телом почувствовать, где есть напряжение и что является его причиной. Но в этот момент мама сама должна уже быть спокойной, иначе она начнет проецировать свой стресс на ребенка, а это может только создать лишние проблемы.

— Но как обрести это спокойствие?

— Когда ребенок плачет и не спит, он все внимание привлекает к себе, мама думает только о нем, не может отвлечься — от этого ее внутреннее напряжение и уровень стресса нарастают.

Даже если занимаясь чем-то другим мама постоянно думает о ребенке и сильно беспокоится за него, это показатель того, что ей нужно снижать уровень стресса. Начавшийся стресс дополнительно будет отражаться на составе молока и здоровье малыша.

Поэтому первое, что необходимо, — постараться успокоиться.

Как помочь себе и ребенку при стрессе

Как успокоить свое сознание
  • Невзирая на трудности, научиться переключаться с тревожных мыслей на спокойные, давать своей психике отдых.
  • За несколько минут спокойствия состояние может стать намного лучше, что тут же благоприятно отразится на поведении и здоровье.
Психологическая техника успокоения
  • Посмотрите на себя, словно сквозь кинокамеру реалити-шоу или кино про успешное преодоление житейских трудностей, попробуйте отвлечься и попытаться оценить ситуацию со стороны: важно создать дистанцию между собой и своими чувствами. Спросите себя: «Как я выгляжу со стороны?», «О чем я думаю?», «Что увлекает мое внимание?», «Как напрягается мое тело при этом?».
  • Посмотрите по сторонам и понаблюдайте, что происходит вокруг, за окном на улице.
Упражнения для успокоения
  • Простые ритмические упражнения, которые не требуют большой силы: помахать руками в разные стороны, попрыгать, встряхнуться.
  • На несколько секунд напрячься всеми мышцами, а затем с выдохом расслабиться, встряхнуться и таким образом прийти в более спокойное состояние.
Читайте также:  Мой ребенок: какой он, тип характера и темперамента, их различия

— Главное — отследить, чтобы при выполнении всех этих простейших действий ваше эмоциональное состояние стало более ровным или даже нейтральным в сравнении с тем, каким оно было до того, как вы начали заниматься. Важно подобрать такие упражнения, которые будут эффективны именно для вас.

Действия с минимальными затратами времени и сил помогут переключиться из негатива и напряжения в нейтральное, уравновешенное состояние. Простые упражнения переключают внимание с напрягающих мыслей о трудностях, дают возможность не только передохнуть, но и по-новому взглянуть на ситуацию, что часто бывает очень важно, особенно когда неясно, что делать.

Две-три минуты некритичны, но их бывает достаточно, чтобы отвлечься и восстановить свое состояние. Вернуть себе спокойствие важнее, чем в напряженном режиме пытаться решать проблемы. Очень важно выйти из внутреннего негативного процесса, из своих тягостных мыслей и обратить внимание на то, что творится вокруг, что происходит с ребенком.

— Правда ли, что дети на все реагируют очень быстро?

— Если мама что-то меняет в своем состоянии, обращает внимание на ребенка, начинает его кормить, гладить, успокаивать, это дает быстрый эффект. Это значит, что не надо ни к кому обращаться, мама со всем справляется, все хорошо. Если поведение ребенка тем не менее кажется странным и то, что раньше помогало успокоить его, перестает работать, требуется медицинская помощь.

В непонятной и сложной ситуации лучше обращаться к специалисту (педиатру или психотерапевту) и не заниматься самолечением или не злоупотреблять народными средствами.

— Многие специалисты убеждены, что плачущего ребенка нельзя прикладывать к груди, если с момента кормления прошло мало времени. Так ли это?

— Среди врачей есть точка зрения, что если мама очень быстро подчиняется ребенку, сразу откликается на его требования, то потом он якобы становится капризным и очень требовательным. Однако все индивидуально, потому что темперамент у детей разный.

К одному малышу надо сразу подходить по требованию, так как он беспокоится только когда хочет есть, а где-то во взаимодействии мамы и ребенка уже сформировалась некая нездоровая ситуация, и если начать решать проблему путем физических ограничений в кормлении, все может только усугубиться.

Тут следует также работать в первую очередь с мамой, чтобы понять для начала, что происходит на самом деле.

  • Не стоит успокаивать ребенка с помощью мультиков, гаджетов. Подобные методы допустимы в развитии ребенка не ранее чем с трех лет, и то очень ограниченно: не более получаса в день.
  • Лучше дать яркую игрушку для мелкой моторики, которая будет интересна по фактуре, форме, цвету и которую ребенок сможет брать и в руки, и в рот.

— Ребенку важно не только внимание, но и его качество. И если у вас стресс, вы сами себе не рады, что вы транслируете своему ребенку в таком случае? Что он вернет потом вам в будущем?

— Как на стресс влияет долгое пребывание с маленьким ребенком в помещении?

— Ситуация интересна тем, что многие молодые семьи мало гуляют на открытом пространстве и ставят коляску со спящим ребенком на балконе. Для новорожденного эта ситуация не будет проблемной.

Но у ребенка постарше появляется большая потребность в движении, поэтому ему нужно помочь в полной мере проявить активность в течение дня, дать выход накопившейся энергии.

Если он хорошо погуляет, поиграет, то свободная энергия будет потрачена и ему захочется отдыхать, спать, есть вместо того, чтобы капризничать.

— Что касается родителей, история немного иная.

Если мама и папа или другие взрослые, окружающие ребенка, до его рождения много времени проводили вне дома, а с его появлением начали сидеть в четырех стенах, то у них, само собой, могут быть по этому поводу какие-то стрессовые переживания, которые, возможно, передадутся малышу. Начнет нарастать общий уровень агрессии, поскольку домочадцы невольно будут нарушать границы друг друга, и все это тоже повлияет на ребенка. Важно искать уникальные решения в каждом конкретном случае.

Часто бывает так, что до родов мама была очень активной, ежедневно бегала, находилась в центре внимания в обществе, а декрет привел к ее социальной изоляции. Ребенок еще очень маленький, и его наличие само по себе дополнительный и неожиданный стресс, ведь к привычному образу жизни вернуться быстро не получится.

И ребенок может начать раздражать такую маму, что в свою очередь отразится и на его здоровье, поскольку женщина будет все время в подавленном состоянии или излишне агрессивной. С этим также нужно что-то делать, но это уже выходит за рамки простого снятия стресса.

Здесь нужна комплексная работа с психологом или психотерапевтом.

Если мы хотим свести стресс у маленького ребенка к минимуму, то важно понимать, что вся его жизнь зависит в первую очередь от мамы. Отношение мамы к ребенку, отношение ее к самой себе и отношение к ней окружающих будут приоритетными в психологическом благополучии семьи и малыша.

Чтобы преодолеть стресс, маме важно осознать, что он есть, что по какому-то поводу возникает излишнее перенапряжение и все внимание и силы уходят в этом направлении. Вспомните, что снимаем мы стресс для того, чтобы вернуть себе силы и способность исправить ситуацию, а не для того, чтобы перестать решать проблемы.

Иногда нужны всего несколько минут для восстановления сил и переключения своего состояния в более спокойный режим с помощью простейших действий, которые предложены в этой статье.

Все проблемы, которые возникают с ребенком, необходимо по возможности обдумывать и решать в уравновешенном состоянии — тогда получится понять причины стресса и найти силы на выход из него.

Психотерапевт Дмитрий Владимирович Анохин

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Дети тоже могут накапливать стресс. И мы знаем 10 способов помочь им справиться с переживаниями

Сейчас, в начале учебного года, у наших детей резко меняется режим дня, возрастает нагрузка и заметно уменьшается количество свободного времени. И вот уже общительный и озорной ребенок превращается в выжатый «лимончик», у которого ни на что не хватает сил. В этот нелегкий период нам, взрослым, обязательно нужно помнить о разных способах борьбы с детским стрессом.

Мы в AdMe.ru решили разобраться в этом непростом вопросе и собрали для вас интересные способы борьбы с детским стрессом, которые далеко не сразу приходят в голову.

Представьте, что в вашем доме есть место, попадая в которое вы освобождаетесь от всех обязанностей и оказываетесь вольны делать только то, что хочется. Представьте, с какой радостью вы бы бежали туда после тяжелого рабочего дня.

А ребенок нуждается в таком месте даже больше, чем взрослый. И если вы уже купили малышу парту, за которой он будет делать уроки, не забудьте позаботиться и о месте, свободном от учебников и тетрадей, в котором ваше чадо сможет отдаться любимому делу: лепить, рисовать, играть, читать, танцевать, да хоть просто кривляться перед зеркалом — это его личное дело.

Многие родители видят, что у детей неприятности, но не все объясняют им, как справиться с этим. Так, например, мы часто наблюдаем, как нашим детям не дается какой-то предмет в школе и те переживают или их постоянно обижает кто-то в классе. Далеко не все дети легко отпускают такие ситуации.

Поэтому объясните ребенку, что не нужно стесняться просить о помощи, а нужно учиться выражать свое недовольство и давать отпор обидчикам. Вы можете привести вдохновляющий пример из своего детства или пойти вместе с ребенком и показать, что можно сделать в той или иной ситуации. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку и знал, что с проблемой можно справиться.

Это особенно актуально для первоклашки. Начните обсуждать с ним приближение учебного года заранее. Объясните, почему это событие так важно. Делайте покупки к 1 сентября вместе, чтобы ребенок сам себе что-нибудь выбрал. Это поможет малышу держать ситуацию под контролем.

Но не перестарайтесь. Потому что излишнее нагнетание может вызвать у ребенка еще больший стресс. Как же соблюсти нужный баланс? Лучший способ — это терпеливо отвечать на вопросы будущего школьника о грядущем событии и поощрять его интерес. Пусть он знает о переменах ровно столько, сколько хочет знать.

Это, конечно же, не панацея от стресса, но определенные приемы действительно могут сгладить всплески эмоций и помочь взглянуть трезво на ситуацию.

Например, вы можете показать ребенку технику трех глубоких вдохов, обучить считать в обратном порядке от 10 до 0, расслаблять и напрягать мышцы. А еще может помочь расслабиться танец. Или способ представить себя в любимом месте, вспомнить любимого человека. Это особенно важно в школе, где постоянно возникают конфликты, в которых дети порой, кажется, готовы поубивать друг друга.

Ребенок должен знать, что он чувствует. Нам кажется, что это элементарно, однако 7-летнему школяру бывает непросто разложить на ингредиенты закипающий в нем эмоциональный коктейль. Именно родители должны научить ребенка распознавать и выражать свои чувства.

Как это лучше всего сделать? При любом удобном моменте просто разговаривайте о своих эмоциях с ребенком. Спросите его, что он чувствует в такой-то ситуации. Расскажите ему о том, что вы чувствуете. Даже сам разговор на эту тему способен помочь выпустить пар не только вашему ребенку, но и вам.

Нет, мы не просим вас проявлять излишнее геройство, ежедневно ограждая чадо от использования гаджетов. И, представьте, даже не говорим о том, что ребенку положено смотреть только старые добрые мультики без роботов, мутантов и зомби.

Но тем не менее просим не забывать, что в сети достаточно контента, который может пошатнуть стрессоустойчивость школьника. Проследите за тем, чтобы ваш малыш не смог зайти на сайт для взрослых. Не допустите распространения его личной информации, которое сделает ребенка уязвимым для злоумышленников и просто троллей.

И обратите внимание на то, что смотрите сами. Во всяком случае в то время, пока ребенок не спит.

Музыка сильно влияет на наши эмоции. Ученые доказали, что музыка способна быстро лечить от стрессов. Она помогает уменьшить кровяное давление, что, в свою очередь, помогает сократить стрессы, депрессии и тревогу. Кстати, это касается и взрослых.

А еще уроки музыки помогают в учебе. Во-первых, музыка улучшает память. При помощи любимых мелодий и ритмов ребенок может запоминать стихи или какие-либо правила грамматики. А еще в интернете есть много обучающих песен на разные темы. Во-вторых, музыка может помочь в изучении математики: ритмика, например, поможет изучить дроби.

В наши дни недосып — это не только взрослая, но и детская проблема. К сожалению, в этом есть вина экранов, которые окружают нас и наших детей (телевизоры, планшеты, смартфоны). Поскольку у многих детей есть в спальне какой-нибудь гаджет, то их уже сложно убедить лечь спать в какое-то конкретное время. Они теперь сами себе хозяева.

Такой режим ведет к недосыпу, стрессам и раздражительности. А ведь для ребенка так важен правильный режим дня. Ведь у многих детей учебный день длится долго (как рабочий день у взрослых), поэтому им просто необходимо высыпаться. Вот почему ограничение доступа к гаджетам перед сном — это не банальная строгость, а реальная необходимость.

Американский психолог Джанин Халлоран разработала несколько приспособлений, которые помогают детям бороться со стрессом. Первое приспособление — это антистрессовый чемоданчик, в котором хранятся просто приятные вещички: художественные принадлежности, конфеты, милые фотографии, мыльные пузыри. Все зависит от пристрастий вашего ребенка.

А еще можно положить туда ободряющие карточки. Это вторая разработка Джанин Халлоран. Эти карточки содержат список методов расслабления: сделать глубокий вдох, прогуляться, подумать о чем-то хорошем, и способов отвлечения: написать рассказ, разгадать кроссворд, приготовить блюдо.

Естественно, у каждого ребенка должен быть индивидуальный список. Для удобства его можно разбить на отдельные карточки.

Если сами родители могут успешно справляться со своими стрессами, то их дети будут стремиться к тому же. Поэтому главное — это самим сохранять спокойствие и выдержку. Ведь родители — это первые учителя ребенка.

А какими способами пользуетесь вы, чтобы помочь вашим детям справиться со стрессом?

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *